Вы здесь

Какие ошибки часто допускают родители первоклассников?


«Мой ребенок не готов к школе ...» Эту фразу от родителей шестилеток приходится слышать довольно часто. Многие из них стоят сейчас перед сложным выбором: либо продлить беззаботную жизнь своему ребенку в дошкольном учреждении еще на год, или все-таки 1 сентября начать отсчет школьной дистанции?

Психолог отделения психологической помощи семье и детям Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей Ольга БЫК рассказала читателям «Семейной газеты» о том, какие ошибки часто допускают родители первоклассников и что в их силах сделать, чтобы не омрачить знакомство ребенка со школой 


Найдите плюсы в школьной жизни

— Некоторые из родителей рассуждают примерно так: когда ребенку исполнилось шесть лет, он умеет читать и писать, значит, его надо отдавать в школу. Но умение это делать вовсе не означает готовность к школе, —предупреждает специалист. — Для первоклассника куда более важно уметь грамотно пересказывать текст, обобщать, сравнивать и логически рассуждать. По моему мнению, шестилетки принадлежат больше все-таки дошкольному миру, чем школе: они способны усваивать учебный материал, но только в виде игры.

Надо знать, что готовность к школе — это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений и навыков. Здоровье будущего первоклассника — один из главных факторов, который влияет не только на продолжительность и успешность адаптации к школе, но и на все дальнейшее обучение. Если ребенок часто и долго болеет, то лучше отложить знакомство со школой.

В большой степени способность к обучению зависит от генетической наследственности, но не менее могут повлиять и характер протекания беременности, преждевременные роды. За шесть лет все вроде бы забылось, но на самом деле эти факторы серьезно воздействуют на дальнейшее развитие младенца, у таких детей снижен адаптационный ресурс. А обучение в школе — это серьезная нагрузка. Поэтому физиологическую зрелость ни в коем случае нельзя сбрасывать со счета.

Обязательно нужно обращать внимание на социальную готовность ребенка к обучению — под ней следует понимать потребность малыша в общении с другими, настрой на работу и сотрудничество и определенную самостоятельность (эмоциональную и психологическую зрелость). Есть маленькие «профессора», которые все знают и все умеют, вот только не умеют взаимодействовать ни со взрослыми (кроме членов своей семьи), ни с другими детьми.

Готовность к школе — это еще и наличие мотивационной готовности, причем ребенка должна привлекает не просто внешняя сторона школьной жизни (новенькие ранец, учебники, тетради), а возможность получать новые знания.

— Важно, что мы как родитеи транслируем своим детям, когда они идут в первый класс, — подчеркивает Ольга Бык.—  Когда у нас был негативный опыт и мы сами боимся школы, то бессознательно будем передавать свою тревогу ребенку. Скрывать волнение — позиция ошибочна. Сколько бы мамочка ни улыбалась, ни подбадривала себя, ребенок это почувствует. Поэтому советую покопаться в прошлом, разобраться со своими страхами и найти плюсы в школьной жизни. Можно показать школьные фотографии, вспомнить интересные истории, рассказать про учителей, которые сыграли для вас важную роль.

Нужно объяснить ребенку смысл школы. Ты учишься Не для родителей, а для себя, чтобы узнавать что-то новое, найти свое любимое дело. Первый год обучения — переломный период в жизни ребенка. Изменяется его социальный статус, возрастают психоэмоциональные нагрузки, он постигает себя в новой системе общественных отношений. Ребенок идет в школу, где ему придется налаживать взаимоотношения с одноклассниками и учителем, поэтому умение прислушиваться к другим, уступать и защищаться будет для него совсем не лишним, как и умение придерживаться определенных правил — этому можно научить через игру. Также нужно приучить ребенка любое начатое им дело доводить до конца

Не отбирайте игрушки!

— Адаптация к школе —это длительный процесс. Ребенку приходится приспосабливаться к новой обстановке, рабочему режиму, коллективу и новым друзеьям. Школа буквально с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных и физических ресурсов, — рассказывает Ольга Бык. — Адаптация может занимать от нескольких недель до полугода: все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его общительности, образовательных нагрузок и степени подготовленности ребенка к школьной жизни. Девушки, как правило, адаптируются быстрее мальчиков, так как они более коммуникабельны.

Наиболее сложные — первая—четвертая неделя с начала занятий. Именно в этот период в наибольшей степени проявляется напряжение всех функциональных систем организма ребенка, связанных с изменением нормального образа жизни. На что родителям надо обращать внимание? На изменения в поведении, снижение языковой активности, потерю аппетита, нарушения сна, неустойчивый эмоциональное состояние. Если в течение двух-трех недель состояние ребенка входит в норму — значит, адаптация проходит без проблем, а если нарушения стали более продолжительными и четкими, ребенок начал жаловаться на боль в животе, у него повысилась температура тела —организм подает сигнал тревоги. Очень информативными для родителей могут быть рисунки, из них можно узнать, как ребенок воспринимает школу, новых друзей и свое место в школьном мире.

Первокласснику придется самому себя обслуживать, поэтому очень важно, чтобы ребенок к моменту поступления в школу имел определенную долю самостоятельности: умел завязывать шнурки, застегивать пуговицы, содержать в порядке свою комнату, место для занятий, игрушки, одежду, обувь. Не стоит делать за детей то, что они в состоянии сделать сами. Тот же портфель первое время можно собирать вместе с сыном или дочерью, но постепенно передавать эту функцию ребенку. Большая ошибка — отбирать у ребенка игрушки и говорить: «Ты уже взрослый ...» Игровая деятельность будет присутствовать всю начальную школу.

Для того чтобы ребенок проще привык к новым условиям жизни и учеба не казалось ему тяжелым долгом, необходимо приучить его выполнять распорядок дня. Это будет способствовать развитию организованности, что поможет проще справляться с учебными нагрузками. «А вот резко менять распорядок дня категорически нельзя мы рискуем вызвать у ребенка сопротивление», предупреждает специалист.

Не критикует и не соценивайте

— Школа — не камера хранения, куда родители сдают своих детей. Больше всего на свете в первый год учебы ребенку требуется родительская поддержка,— подчеркивает Ольга Бык.— Задача взрослых — активное слушание, так как первокласснику нужны эмоциональная разрядка и сочувствие. В общении с детьми важно уважение и внимание. Если ребенок попадает в новую среду, где установлены свои правила и ограничения, обостряется страх ошибки, страх быть плохим в глазах взрослых. Надо пояснить, что ошибки делают все, можно привести примеры из собственного прошлого ...

А вот если родители воспитывают «чемпиона», предъявляют к ребенку очень строгие требования» —это настоящая беда, — замечает психолог.

— Если они говорят постоянно: «Ты должен хорошо учиться, хорошо себя вести ...» —  у малыша возникает страх. А если я не буду хорошо учиться, меня не будут любить? В таком случае школа может рассматриваться им уже как враг, который может лишить родительской любви. У ребенка может даже развиться невроз. Ни в коем случае нельзя допустить в доме культа оценок. Мы должны любить ребенка таким, какой он есть, не критиковать, не сравнивать его с другими, а обращать внимание только на его личный прогресс: что у него получилось лучше, чем вчера или позавчера.

Семья — это безусловная любовь. Оценивает внешний мир, а родители не должны оценивать. В первом классе дети любую критику воспринимают не как критику своего поступка, а как критику своей личности, поэтому нужно быть очень осторожными со словами.

Забудьте про фразы типа «Что ты сегодня получил?» Или «Какие успехи в школе?» Лучше спросите у малыша, что было на уроках интересного, чему он научился, с кем познакомился, чем занимался с новыми друзьями, как прошел его день. Самое главное поощрение — это слова. Нужно как можно чаще говорить детям: «Ты мой герой!», «Я в тебя верю», «Ты справишься», «Я тобой горжусь», «Ты меня радуешь ...»

Еще одно важное условие успешной адаптации взаимодействие родителей с педагогом. Нужно обязательно найти с ним общий язык, а для этого следует чаще заходит в школу. Вообще роль первого учителя в жизни ребенка сложно переоценить. Именно он создает в классе атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя комфортно или наоборот. Хорошо, когда на первом плане находится игровая деятельность, которая позволяет проще влиться в учебный процесс. Если первокласснику нравится педагог, ему будет интересно все, что тот транслирует, а в противоположном случае ребенок закроется и не возьмет от учителя информацию, которую тот пытается донести. Поэтому к выбору первого учителя родителям нужно подойти очень ответственно.

Для детей в младших классах чрезвычайно важен тактильный контакт: если первоклассник может свободно подойти к педагогу, обнять его, поделиться чем-то для себя очень важным, значит, адаптация проходит успешно.

Не подменили книгу телевизором

Чем еще могут помочь родители своему первокласснику?

Большое значение имеет микроклимат в семье. В случае возникновения сложной или конфликтной ситуации в школе взрослые могут высказывать свой взгляд на проблему, но ребенок должен чувствовать их поддержку. Ему нужно быть уверенным в том, что семья — это зона безопасности, где его всегда услышат и помогут. Взрослым нужно сдерживать свои эмоции, когда чрезмерно возбужденный первоклассник жалуется, что его обидели, то у него отняли, не дали и так далее. Надо спокойно выяснить, что случилось, а не озвучивать вслух скоропалительные выводы ...

Собственный пример — тоже хороший мотиватор для ребенка. Если родители сами любят учиться, читать, узнавать что-то новое, это будет передаваться и детям. И обучение в школе станет восприниматься как вполне естественный процесс. Можно заложить семейные традиции, связанные с 1 сентября. Кроме торжественной линейки в жизни малого обязательно должно быть что-то еще.

Читайте детям книги. Ни в коем случае нельзя подменять чтение телевизором. Об этом родителям нужно помнить всегда. Поощряйте все занятия, которые развивают фантазию и смекалку: рисование, лепку, конструирование.

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к первым достижениям и трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового статуса. Разделяйте с ним все маленькие радости, поставьте работы, сделанные его руками, на заметное место. Похвалитесь успехами малыша перед бабушкой и дедушкой. Дайте ему почувствовать себя успешным и счастливым человеком! Верьте в своего ребенка! Для него это главное благословение.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Марины БЕГУНКОВОЙ

Название в газете: Самае бяспечнае месца

Выбор редакции

Общество

«Инвестиции в молодежь — инвестиции в будущее!»

«Инвестиции в молодежь — инвестиции в будущее!»

Такой лозунг взял для своей избирательной программы один из самых молодых депутатов Палаты представителей восьмого созыва.

Торговля

Кондитерские изделия — бренд белорусской пищевой промышленности

Кондитерские изделия — бренд белорусской пищевой промышленности

Накануне Международного симпозиума кондитеров эксперты рассказали о планах и перспективах кондитерской отрасли.