Вы здесь

Молодые творцы демонстрируют свой потенциал на первом триеннале


Специально и только для них: государство взяло на себя заботу о молодом отечественном искусстве. Наконец, так как сделать это надо было давно, а то если чего-то нет, инициативу перехватывают небезразличные. Что и произошло, когда «Белгазпромбанк» основал «Осенний салон» и пригласил к участию творцов до сорока лет. Резонанс получился большой, значит, востребованность есть. Очевидно, творческие соревнования активизируют не только самих участников, но и зрителя. Чем же принципиально отличается триеннале, поддержаное Министерством культуры?


Во-первых, здесь своя версия возраста молодости — до 31 года. К тому же участники разделены на тех, кто пока учится, и молодых профессионалов. Во-вторых, в обзоре творческих сил задействованы представители ведущих учебных заведений республики, и не только столичных, что, безусловно, важно, так как дает стимул развиваться независимо от места жительства. В-третьих, такой обзор планируется проводить раз в три года. Также резонно: подрастут новые творцы, а развитие понравившихся прошлый раз художников будет более очевидно.

Четвертое: награды будут вручаться в девяти номинациях, восемь из которых — «творческие»: «Живопись», «Скульптура», «Графика», «Монументальное и монументально-декоративное искусство», «Декоративно-прикладное искусство», «Новация» (арт-проект, инсталляция), «Искусствоведение и художественная критика», «Кураторские проекты в сфере изобразительного искусства» (уже есть понимание, что это отдельный вид творчества). Девятая — приз зрительских симпатий, как же без него: на входе выдают анкеты для голосования, а какой зритель не оценит предложение лично повлиять на развитие отечественного искусства?

Победителей в творческих номинациях определит жюри в составе тринадцати специалистов во главе с кандидатом искусствоведения Ириной Скворцовой. Вот еще одно отличие от «Осеннего салона»: Триеннале оценивают отечественные профессионалы— преподаватели учебных заведений, а также критики и журналисты, пишущие об искусстве (и, соответственно, его осмысливают). Работа в жюри ответственная, ведь лауреатом, кроме дипломов, назначаются денежные премии в размере шестидесяти базовых величин.

Участники первого триеннале определены отборочной комиссией: из двухсот заявок на выставку попала сто сорок работ. «Творческая молодежь активно откликнулась на инициативу. Выставка демонстрирует высокий уровень достижений наших художественных школ», — отметила представитель Министерства культуры Ирина ДРИГА.

И вот здесь, чтобы убедиться в справедливости приветственных слов, которые звучали во время открытия, решительно переходишь к просмотру. Почти два этажа Дворца искусства. Некоторые произведения (или реплики либо произведения из серий) уже приходилось видеть на других выставках, некоторые имена авторов уже известны как раз благодаря «Осенним салонам» или другим торжествам — прекрасно, что молодежь использует все возможности себя показать. Но интересно не столько смотреть на имена, сколько читать мысли: что волнует нашу молодежь и чем она живет?

От молодежи всегда ждешь какого-то взрыва. Сотрясения. Пестроты мыслей и небанального видения.

А еще пробы самых разных техник, даже авторского изобретения. Чтобы найти это на триеннале, придется походить и очень пристально поприглядоваться. Выставка молодых белорусских художников демонстрирует черты и доминанты отечественной художественной школы, которая делает ставку на главное: умение рисовать. Художник же и должен это делать, не так ли? — задаст вопрос зритель, который следит за выставками. Он имеет все шансы порадоваться: молодежь держит марку, она хорошо учиться у тех, кто учит, и обеспечивает продолжение главных тенденций белорусского искусства, из которых следует выделить некоторые наиболее очевидные.

Историзм. Обращение к теме исторической памяти, к вехам и лицам прошлого. Та линия, что наметилась в 80-90-е годы прошлого века, держится как актуальная и сегодня. Возможно, потому, что молодежь действительно усваивает уроки истории и тех учителей, для которых существенное патриотическое направление, если идея и мысль преобладают жажду формальных поисков. Правда, одно другому не мешает. Достаточно посмотреть на «Короля» Анны Плотниковой, которая создала портрет из камня, латуни и железа. Но и в традиционной живописи историзм помогает создавать особую ауру, как это произошло в работах Алеси Скоробогатой, звезды «Осеннего Салона», которая прекрасно владеет техникой точной прорисовки и передачи действительности.

Впрочем, не только она. Таких работ, где изобразительное искусство доказывает, что может спорить с фотографией, на этой выставке много. И это еще одна существенная тенденция в молодом белорусском искусстве — традиционализм.

Как тематический (мы вдохновляемся окрестностями, людьми, цветами), так и традиционализм согласно художественным стилям. У нас традиционно сильная графика — и мы ее видим. У нас традиционно интересное декоративно-прикладное искусство — и оно есть. У нас традиционно сильный рисунок — и наша молодежь не чурается реализма, увлекается стилями, родившимися в ХХ веке, и создает, чтобы было красиво. Иногда даже кажется, она подчеркнуто равняется на предшественников, старается делать правильно.

Возможно, это еще одно качество нашего молодого искусства  уважение к учителям и того лучшего, что есть в отечественной школе. Или это просто творческая скромнос—ть (чтоб не выпячивать себя и свой взгляд)? Но искусство развивалось тогда, когда находились творцы, которые стремились делать не так, как делали предшественники, и создавали свою действительность. Некоторые постоянные авторы прекрасно это демонстрируют и доказывают, что творческая молодость — это когда ты можешь удивлять, поражать, даже шокировать.

Возможно, к тому, чтобы экспериментировать с различными стилями и материалами и выработать авторскую технику, нужно созреть. Хотя если присмотреться, здесь есть на что обратить внимание: произведения Кирилла Демура созданы в направлении алгоритмического искусства, произведение в авторской технике предложила Дарья Кудрявцева, ряд произведений выполнены в смешанных техниках. Между тем концептуальные проекты и инсталляции пока прививаются не очень активно.

Увиденное все вместе заставляет рассуждать. Не столько над жизнью (которое искусство должно осмысливать), сколько над жизнью в искусстве, которое молодые люди сейчас выбирают. Быть им каплями в общем течении либо порождать ураганы собственного несходства, непричастностью, взрывчатостью? Три года подождем ...

А пока: художественная выставка по итогам конкурса «Триенале молодых художников» будет экспонироваться до 25 августа. С учетом того, что подобный обзор имеет целью создать панораму, мало. Ориентировались, по-видимому, на основных зрителей молодых произведений — таких же молодых людей, в том числе студенческую молодежь, которые сейчас на каникулах.

Организаторами конкурса выступают Министерство культуры, Национальный исторический музей, Белорусская государственная академия искусств и Белорусский союз художников. За инициативу спасибо, но насчет реализации до второго раза есть над чем поработать — и над терминами, и над форматами. Чтобы экспозиция молодых была действительно «молодой».

Лариса ТИМОШИК

Фото Константина ДРОБОВА

Название в газете: «30-мінус»

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.