Вы здесь

В Беларуси будут совершенствовать систему поступления в вузы


О такой необходимости заявил Президент на встрече с министром образования Игорем Карпенко.


Основными темами традиционного доклада накануне Дня знаний стали проблемы в школах и недостатки вступительной кампании. По словам Александра Лукашенко, жалоб относительно последнего достаточно: «До сих пор критика на централизованное тестирование. До сих пор критикуют новую какую-то методику, которую вы изобрели по подсчету этих баллов. Но главное не баллы, а знания. Все должны понимать и родители в том числе если у ребенка есть знания, то по каким баллам и шкалам ты их не считай, он все равно поступит в вуз. Если знаний нет, никакие баллы не помогут».

Больше всего, как отметил лидер страны, его волнует, что абитуриенты не сдают экзамены лицом к лицу учителю. «Я чувствую, что это большой наш какой-то недостаток. У нас что-то недоработано, — сообщил Александр Лукашенко. — Одно дело, вы же знаете, когда приходишь к преподавателю и сдаешь экзамен, разговаривая с ним (устная форма). Ну сочинение, разумеется, писали — там свои оценки. Но в основном шла беседа».

Президент уверен, что такой разговор один на один с преподавателем помогает более точно оценить возможности абитуриента. «Я искренне много раз говорил: если бы мне пришлось так сдавать тестирование как сейчас, то вряд ли был бы у меня, мягко говоря, результат лучше, чем общаясь с преподавателем», — поделился своими мыслями белорусский лидер.

Александр Лукашенко сообщил, что ему сложно принимать решение в этой сфере, чтобы не ошибиться. «К этому надо внимательно отнестись, потому что поступают лучшие дети из лучших семей. В подавляющем большинстве. Я не боюсь это сказать, там где родители волновались 11 лет, чтобы дитя поступило в вуз. Они всячески поддерживали его,— констатировал глава государства. — Поэтому мы можем при поступлении в вуз обидеть эту основную часть семей, которые несут основную нагрузку в обществе и являются очень влиятельными людьми и определяют атмосферу нашего общества и сейчас, и в будущем».

При этом он подчеркнул, что не принимает сейчас никаких решений из-за недостатка информации. К вопросам системы образования планируют вернуться позже на специальном совещании, где рассмотрят ситуацию в школах, вузах: подготовку учебников, организацию системы образования первичного и высшего звена. «В общем, все вопросы мы должны на уровне Президента рассмотреть на совещании и желательно, если необходимо, принять решение вплоть до централизованного тестирования, как совершенствовать это централизованное тестирование», — предупредил Александр Лукашенко.

Он сообщил, что разговор организуют не из подачи Минобразования — большая часть участников будет представлять не это ведомство, чтобы была дискуссия и альтернатива.

«Может быть, лучше его провести после парламентских выборов, чтобы нас опять не обвинили, что под парламентские выборы мы проводим это очень важное совещание, которое определит лицо нашего общества в будущем», — констатировал лидер страны.

Александр Лукашенко еще раз обратил внимание, что работникам системы образования нужно платить достойные зарплаты. Учителя являются центральными фигурами, на которых рассчитывает общество. «Без учителя мы ничто вообще, потому что не на кого опереться в это рыночное время, кроме учителя. Особенно в селах, деревнях, малых городах и так далее», — высказал мнение Президент.

Александр Лукашенко напомнил, что основные знания ученики должны получать на уроках, а дома только отшлифовывать полученные умения. «Не нужно, чтобы они пять или шесть часов работали в школе и столько же дома. Это ненормально. Мы калечим детей», — призывает лидер страны не перегружать учеников.

В первый школьный день глава страны собирается посетить школу, чтобы еще раз ознакомиться с проблемами системы образования. Министр образования, пользуясь возможностью, пригласил Президента на открытие 93-й школы в микрорайоне Уручье. По словам Игоря Карпенко, уже 99,7% школ подписали паспорта готовности.

Первичное внимание Президента в первые школьные дни — равные условия для всех школьников.

«Самое главное мое требование в эти дни (первые дни школы), и вы, кстати, как коммунист это лучше всего чувствуете, — дети должны быть одинаковыми. Что я имею в виду — они должны быть хорошо одеты. Я не говорю, что одинаково одеты, но хорошо одеты. Кто дешевле, кто побогаче. Мы богатых не заставим надевать своих детей проще. Если они хотят одеть их получше, может у них костюмы с какой-то импортной ткани, или рубашки какие-то другие, или галстуки от Бриони или еще какой компании  это их право», сказал Президент.

Глава государства акцентировал внимание, что в последние предосенние дни нужно помочь тем, кто находится в тяжелом положении и не может уделить внимание подготовке своих детей. На контроле Президента всегда исконные проблемы системы образования ремонт школ, обеспеченность учителями, переполненные школы в каких районах (кстати, в этом году в эксплуатацию введут еще восемь).

«Я знаю, что и детских садов не хватает где-то. Слава Богу, что их не хватает. Мы их тоже десятками вводим и будем вводить. Пусть бы рожали. Нам нужны дети, поэтому мы должны обеспечить их содержание», сообщил Александр Лукашенко.

Глава государства предупредил, что эта встреча может быть выставлена ​​определенными представителями общества, как мероприятие предвыборной кампании. «Я в парламент не собираюсь выбираться, поэтому никакой предвыборной кампании лично у Президента нет и быть не может. А то, что в стране парламентские выборы, то я как глава государства (с меня обязанности никто еще не снимал) обязан заниматься этими политическими вещами. По крайней мере, координировать эту работу ни для кого не секрет», — отметил Александр Лукашенко.

Комментарий в тему

Об основных акцентах своего доклада Президенту после встречи рассказал министр образования Игорь Карпенко.

Совещание, которое анонсировал Аляксадр Лукашенко, необходимо провести до конца текущего года. На него пригласят ученых, представителей педагогической общественности. «Я думаю, что Министерство образования сконцентрирует перечень тех вопросов, о которых говорил глава государства, доложит свое видение, понимание, как это должно действовать и работать. И мы должны расставить там все точки над «и», заметил министр.

Необходимо совершенствовать итоговую аттестацию в системе школьного образования. В этой связи рассматривают в ведомстве и возможность введения национального экзамена совмещения сдачи некоторых школьных предметов со вступительными экзаменами.

Обсуждать будут на совещании и категорию учащихся, которых нужно принимать в 10-е классы школ.

«Тот, кто хочет пойти в профильный класс, должен показать более значительный результат. Но мы не исключаем и то, что часть детей будет заниматься на базовом уровне. Для таких детей у нас организована профессиональная подготовка с присвоением квалификации и выдачей удостоверения. В этом году уже 11-й класс будет работать по этой схеме», подчеркнул Игорь Карпенко.

Для школ разработан и перечень предметов, запрещенных для проноса в учреждение, но, по словам министра, это не значит, что из школы делают режимный объект. «Но вместе с тем школа должна с законными представителями, ученическим самоуправлением, учредителями учреждения образования, местными органами на местах определить порядок функционирования», — сказал министр образования.

В качестве примера он привел решение с использованием гаджетов на уроках. В типовых планах внутреннего распорядка учебных заведений определено, что на уроках без разрешения учителя ими пользоваться нельзя.

Мария ДАДАЛКО

Фото БЕЛТА

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.