Вы здесь

Как работала белорусская почта до Великой Отечественной войны?


Прообраз современной белорусской почты начал создаваться еще во времена Российской империи. Но относительно прочная связь поддерживалась только в губернских городах. Большинство же населения тогда жило в сельской местности. Во время осенних дождей, бездорожья, весенних паводков добраться в села и особенно на хутор было не так и просто. Вместе с тем работа почтового ведомства постоянно совершенствовалась.


Обо всем этом рассказала сотрудница историко-информационного центра РУП «Белпочта» Татьяна ГУЗЕНКОВА.

— Совсем недавно к нам поступил очень интересный документ. Это «Сборник постановлений и распоряжений по Народному комиссариату почт и телеграфов № 1». Датирован он мартом — апрелем 1919 года. Нашли его случайно. Этот сборник несколько десятилетий пролежал на чердаке одного из почтовых отделений в Минском районе. И был найден только во время его капитального ремонта.

Толстенный фолиант, которому совсем недавно исполнилось сто лет, сохранился для своего времени очень неплохо. Полистав его страницы, находим подробный перечень всего, чего только можно — правил доставки, оплаты и даже свод законов об охране труда. В специальном приложении перечислены формы, которые заполняются сотрудниками почты. Например, форма № 8, которая касается вручения почтовых отправлений, с небольшими корректировками дожила и до наших дней. Менялись только моменты, которые от почты не зависят.

— А еще этот документ стал революционным в том плане, что он обусловил, говоря современным языком, гендерный баланс. Во времена Российской империи почтальонами работали в основном мужчины. В почтовых конторах женщины тоже были, но принимали их с большими ограничениями. Например, правила 1865 года предписывали, что телеграфисткой могла стать только незамужняя девушка, старше 18 лет. Принимали также вдов и жен почтовых сотрудников. Считалось, что личная жизнь в браке может помешать стабильной работе почты. И поэтому существовала официальная норма, что если женщина по каким-то причинам отсутствует, то на ее должность должен заступить муж.

— В киевском архиве сохранились документы, свидетельствующие о казусной истории. Супруги Черных работали на почте. Но по каким-то причинам глава семьи уволился. В таком случае должна была уйти и жена. Хотя зарплата телеграфистки был не очень большой — около 150 рублей в год, — но женщины увольняться не хотели. Единственный способ сохранить место на почте был ... развод. Правда, он в нашем случае оказался фиктивным.

Так выглядели почтальоны 95 лет назад.

Еще одна переломная дата для белорусского почты — 1924 год. Тогда в БССР была образована кольцевая почта. На лошадях письмоноши развозили газеты, письма, посылки, бандероли и тут же на месте принимали все необходимые отправления. Фактически по этому принципу сейчас работают автолавки. Вот только сеть почтовых отделений в изуродованной войной республике была очень мала. Поэтому вручение и прием организовывали преимущественно в домах-читальнях. Что все равно стало прогрессом по сравнению с царским временем, когда «перевалочной базой» служили магазины, чьи хозяева, естественно, требовали с адресанта за свои услуги комиссионные.

Лошадь оставалась основным средством доставки почты на местах до военного времени. Так, в 1930 году в Минске была возведена транспортная контора, где для столицы было выделено несколько грузовиков для развозки почты. Но мощностей советских автозаводов не хватало. Поэтому в Минск приехали иностранные грузовики. Однако на закупку нужного их количества физически не хватало денег.

В это трудно поверить, но в том же 1930 году в белорусской столице насчитывалось всего лишь 12 публичных почтовых ящиков. Правда, и город был значительно скромнейшим по населению — так, данные переписи 1926 года свидетельствуют о том, что в Минске жило чуть менее 130 тысяч человек. Но уже в те времена была создана интересная система контроля работы почтальона. Каждый день им выдавались флажки разных цветов — например, вчера были красные, а сегодня — синие. И когда почтальон закрывал почтовый ящик после забора корреспонденции, то должен туда положить полученный синий флажок и забрать оттуда красный. Потом он возвращался в почтовое отделение, сдавал красные флажки, и тем самым получалось отчет о том, что его работа выполнена на должном уровне и все почтовые ящики обойдены. Этот принцип сохранился на многие десятилетия, пока не стали появляться другие средства контроля.

Дореволюционные почтовые ящики

Известно, что в 1932 году работала даже почтовая авиалиния Минск — Глуск — Паричи — Мозырь. Письма развозил самолет В-2. А еще раньше — в 1922-м году — через территорию Беларуси была запущена воздушная линия Москва — Кенигсберг. В Минске при необходимости самолеты делали посадку и дозагружались отправлениями.

После воссоединения Западной Беларуси на присоединенных территориях до конца 1940 года работало уже 523 предприятия связи. Среди них — 312 агентств, 106 отделений и 105 почтовых контор. Общее же их количество в нашей республике тогда достигла двух тысяч.

Но наступил злосчастный июнь 1941 год ... В книге «История минского почтамта» описывается время, когда столичная почта прекратила работу на три года.

Татьяна Гу­зен­ко­ва.

«25 июня в 4 часа утра почтовая контора теряет всякую связь с другими городами. Руководство осуществляет эвакуацию отделов конторы на загородные пункты в Смолевичи и Червень. В этот же день Минской почтовой конторы не стало». В то время она располагалась на улице Карла Маркса, ближе к площади Свободы. Когда город освободили, то вернуться почте на старое место оказалось невозможно — здание было разрушено. Поэтому контора заняла первый этаж другого жилого дома.

— Из восточных и центральных районов Беларуси недоставленную почту успели срочным порядком отправить на восток. Там она и хранилась все годы военного лихолетья. Когда же во время операции «Багратион» территория нашей страны была освобождена, то все отправления приехали обратно. Адресаты, которые пережили оккупацию, получили письма, открытки и посылки, даже отправленные вечером 21 июня 1941 года. Кое-что из неотправленной из Беларуси почты спрятали в своих домах и те сотрудники ведомства, которые не успели эвакуироваться на восток. Например, поезд, отвозивший 22 июня с Минска почту, попал в районе Пуховичей под авианалет. Начальник почтового вагона вернулся в Минск пешком. Вот только после получилось следующее: родные и близкие многих военнослужащих уже получили сообщение об их смерти, а здесь в 1944 году приходит открытка с последнего мирного дня. Фактически это были голоса с того света ...

Войну в Минске пережили только два здания, где находились почтовые отделения. От остальных остались одни руины. Поэтому уже в первые дни после освобождения города Минская почтовая контора начала восстанавливать связь как в городе, так и в Минском районе. И уже к осени 1944 года она была настроена для военного времени просто отлично.

О том, каким оборудованием пользовались наши почтальоны в послевоенное время, мы расскажем в следующем выпуске «Контакта».

Интересно знать

К середине XIX веке почтовая связь на нашей территории развивалась чрезвычайно медленно. Первая почтовая станция в Беларуси появилась в Полоцке в 1558 году. Минск же влился в эти ряды только в 1667 году после заключения Андрусовского мирного договора Речи Посполитой и Русского царства. Он стал перевалочной базой на почтовом тракте Могилев — Вильня. Кстати, до Вильнюса, который находится всего в 180 километрах от Минска, письма тогда шли 21 день. Причина — отсутствие нормальных дорог. Да и то, как только начинались продолжительные дожди, весенние наводнения и зимние вьюги, доставка почты прекращалась, так сказать, до лучших времен.

Валярьян ШКЛЕННИК

Фото Татьяны ТКАЧОВОЙ

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.