01 декабря, вторник

Вы здесь

Человек без моря


Сразу сообщаю, дорогой читатель: это не мой заголовок, это выражение прочитала много лет назад у колумниста одной российской газеты. Там он очень сочувствовал людям, которые не бывают хоть раз в год у моря, почти возмущался. Ведь, по его убеждению, всякий житель средней полосы должен летом отправляться на морское побережье. Наверное, и все тут.


Каждый, несомненно, имеет право на свое мнение. Наш человек, особенно житель белорусской глубинки, на такое ​​категорическое заявление только посмеется. Нет, теперь из любого уголка, с самой отдаленной деревни выехать на курорт — не проблема. Но многие оттуда вообще никогда не выезжали далеко. Абсолютное большинство героев моих «Деревень», например, никогда не видела моря. В среде их односельчан, людей поколения моих родителей, с морем встречались единицы — в основном мужчины, которым довелось служить в морфлоте. А женщины — разве из деревенской интеллигенции или жены колхозных специалистов. Им иногда выдавали путевки в южные дома отдыха, изредка путевками поощряли передовиков производства. Я и говорю, единицы на деревню или округ. Да наши люди по этому поводу особо не огорчались, времени не было. Летом присматривали за огородами, справлялись с косовицей, да и домашней живности не выпишешь отпуск на время отпуска хозяина. А теперь, когда представители того поколения живут гораздо легче, сиз бывшего хозяйства остались в основном коты, в лучшем случае пару курочек, они по привычке не планируют дальнюю дорогу и отдых у моря. Опять же, здоровье уже не то, пенсии невелики. Этим забавляются городские пенсионеры, да и то если пенсия позволяет, если живут в паре и значительную часть одной пенсии можно откладывать. Так что на морях отдыхают более молодые, активные, мобильные.

Вспомнился тот давний газетный заголовок на побережье Адриатического моря, куда удалось выбраться этим летом. Сейчас поехать на любое море несложно — зашел в турфирму, оплатил отдых. Самолеты теперь летают не только из Минска, но и почти из всех областных центров. Вот и мы буквально за неделю-полторы приняли решение, нашли тур, оплатили, собрали чемодан. До аэропорта в Бресте доезжаешь за 15 минут на такси, два часа — и ты в солнечной Черногории. Интересно было посмотреть на одну из республик бывшей Югославии, познакомиться с природой уникальной горной страны.

Кстати, она не имеет никакого значительного производства, живет исключительно за счет туризма. И прибрежные города, растянутые чуть ли не в одну улицу вдоль моря, кажется, с трудом выдерживают такое количество туристов, которую принимают. А может, такое впечатление сложилось, так как мы были в самый пик сезона, когда на пляже отдыхающих, как селедок в банке.

Нет, черногорцы — молодцы. Они сумели сохранить свою старину, которой очень гордятся. В маленькой Черногории, которая по населению составляет половину Брестской области, есть несколько средневековых городов, в которых запрещено современное строительство. Нам представить трудно, а люди живут совершенно в пешеходном городе. Весь транспорт оставляется за городскими воротами, а в квартире его жители возвращаются пешком. Здесь есть жилье, учреждения социально-культурного назначения, общественного питания, учреждения образования. А машин нет. Интересно, как они носят мебель и другие габаритные вещи? Как предки, руками. Так вот посмотреть там есть на что. И море теплое, ласковое. Воздух горно-морской целительный, для здоровья полезный. Только вот отдельному человеку, который якобы не представляет себя без моря летом, иногда очень не хватает культуры. К сожалению.

На европейском побережье представлены отдыхающие из многих стран. Много русскоязычных туристов: из России, Украины, Беларуси. Например, в аэропорту Тиват за пять часов первой половины дня на табло значились четыре рейса в Москву. Так что из бывших советских республик туристов хватает. И на море человек везет свои бытовые привычки. Скажем, пришел ты дышать морским воздухом, а товарищи по отдыху заставляют тебя глотать их сигаретный дым. И этот факт волновал не только меня, одинаково возмущались соседи по пляжу с Западной Украины и Минска и одинаково давились чужим сигаретным дымом. Но это, как говорит ведущий одной популярной передачи, уже совсем другая история.

К счастью, положительных впечатлений из отпуска осталось намного больше, чем негативных. Даже последний аккорд, когда командир воздушного судна, с которым пришлось возвращаться на родину, выходил на связь с пассажирами четыре раза за полет. В отличие от коллеги, который вел самолет в Тиват и ни разу не счел нужным выйти в эфир. А этот рассказывал об особенностях полета, сообщал, над какими городами и странами летим, на какой высоте, а когда приземлились, сказал, что рад приветствовать нас дома, на родине. И сделал тем самым полет интересным и запоминающимся.

... Оно конечно, наш человек может прожить без моря, как говорится, сто лет. Но если есть возможность на море выбраться, то иногда стоит это делать.

Светлана ЯСКЕВИЧ

Выбор редакции

Экономика

Великая китайская финансовая стена

Великая китайская финансовая стена

Китай, который первым в мире нанес сокрушительный удар по пандемии коронавируса, закрепил этот успех финансовыми показателями, уже во втором квартале этого года вернувшись к динамике уверенного экономического роста.

Общество

Осложнения пандемии для мировой политики. Удастся ли нам предотвратить перерастания военных инцидентов в большую войну?

Осложнения пандемии для мировой политики. Удастся ли нам предотвратить перерастания военных инцидентов в большую войну?

Декабрь — месяц подведения первых итогов года, пока предварительных, но уже очевидных.

Общество

«К штыку он перо приравнял». Вспоминаем военного корреспондента Константина Симонова

«К штыку он перо приравнял». Вспоминаем военного корреспондента Константина Симонова

28 ноября 2020 года исполняется 105 лет со дня рождения известного русского писателя, военного корреспондента и журналиста Константина Симонова.