Вы здесь

Дистанционное обучение — дань моде или будущее?


В течение последних двадцати лет средства обучения сильно эволюционировали. Сегодня для того, чтобы обучаться, вовсе не обязательно посещать лекции. Та же интернет-академия Хана предоставляет бесплатный доступ более чем до четырех тысяч микролекцый по самым разным дисциплинам. Слушателями известного проекта в сфере массового онлайн-образования Соursеrа являются более 10 миллионов человек, которые изучают около 1000 курсов от более чем 100 университетов. Среди них Стэнфорд, Принстон, Мичиганский и Пенсильванский университеты.


Есть мнение, что через 10—15 лет онлайн-обучение (как минимум на уровнях высшего и дополнительного образования) станет доминировать, а обеспечивать образовательный процесс в условиях всеобщей глобализации будет всего несколько сотен (максимум —тысяч) университетов. Фактически сегодня идет борьба за «место под солнцем». Кто через десяток лет останется действующим игроком на рынке образовательных услуг, а кто будет вынужден уступить свое место другим?

В Беларуси пионером онлайн-обучения является Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, где дистанционные образовательные технологии развиваются с 2002 года.

—  Если в 2008 году выпускниками дистанционной формы были всего шесть человек, которые обучались по трем специальностям, то через десять лет — уже 70 человек, которые осваивали семь специальностей, — рассказывает декан факультета инновационной непрерывного образования Евгений ШНЕЙДЕРОВ. — Наш факультет был образован в 2017 году путем объединения факультета заочного обучения и факультета непрерывного и дистанционного обучения. В сентябре того же года мы переехали в новый учебный корпус, в связи с чем у нас появились и новые технические возможности: в здании проложены современные компьютерные сети, оборудованный центр видео-конференц-связи и тьюторский бокс. Эти нововведения помогли сделать процесс получения знаний более эффективным. Мы единственный вуз, который включает в план приема дистанционную форму обучения. В этом учебном году это было 170 мест. Сейчас на нашем факультете по дистанционной форме получения образования обучается почти 500 студентов. Таким образом мы даем знания по наиболее востребованным специальностям IT-профиля: «автоматизированные системы обработки информации», «инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий», «информатика и технологии программирования», «информационные системы и технологии (в бизнес-менеджменту)», «программируемая мобильные системы», «программное обеспечение информационных технологий»,«экономика электронного бизнеса» и «электронный маркетинг».

— А чем дистанционная форма обучения отличается, например, от заочной?

— Использованием информационных технологий: студент работает хотя и самостоятельно, но при постоянном взаимодействии с преподавателем. Обмен информацией между ними происходит с помощью интернета и онлайн-сервисов. Студент может получить консультацию, необходимую литературу и прослушать лекции отдаленно. Контроль знаний также проводится дистанционно: по видеосвязи или с помощью интерактивных программ тестирования. Не надо ждать преподавателя по расписанию можно задать ему вопрос через интернет, получить оперативный ответ и дальше работать самостоятельно.

Это позволяет динамично и успешно осваивать предметы с тем темпом, который удобен студенту, а также с учетом его индивидуальных особенностей и обстоятельств. В процессе обучения существует возможность составить индивидуальный график изучения дисциплин в рамках текущего семестра, чего при заочной форме обучения сделать нельзя. У студентов дистанционной формы практически отсутствуют обязательные занятия в вузах, приезжать нужно только на сдачу зачетов и экзаменов.

— Можете ли вы составить портрет вашего студента?

— Дистанционное обучение часто выбирают те, кто хочет получить качественное высшее образование без отрыва от работы, второе высшее образование параллельно с первым, и люди, которым в силу их физических особенностей трудно перемещаться по городу. Среди наших студентов успешно обучаются 12 человек с ограниченными физическими возможностями. С разрешения Министерства образования они и аттестацию могут проходить дистанционно. За последние четыре года высшее образование в БГУИР на дистанционной форме получили девять человек с ограниченными возможностями. Диагнозы у них разные, преимущественно это нарушения опорно-двигательного аппарата. В этом году на второй и старшие курсы для получения второго высшего образования были зачислены 34 человека. Начиная с 2004 года, на факультет инновационного непрерывного образования приходят студенты, которые параллельно хотят получить вторую специальность, хотя их и немного, так как учиться сразу по нескольким специальностям сложно.

Кроме того, компьютер и интернет приходят на помощь студентам, которые хотят изучать в индивидуальном порядке отдельные дисциплины. В течение месяца после начала учебы студент дневной формы обучения может написать заявление о том, что у него есть желание ту или иную дисциплину изучать дистанционно. Или, например, студент планирует перевестись с одной специальности на другую. Как выучить тот предмет, который нужно сдать дополнительно? Ответ очевиден — освоить его дистанционно.

А как онлайн-обучение реализуется на практике?

— С 2017 года мы перешли на использование электронных образовательных ресурсов нового поколения. Весь теоретический материал разбит на модули. Каждый модуль содержит как минимум одну мультимедийную вставку: видеолекцию, презентацию, учебный фильм. После его освоения предусмотрен промежуточный контрольный тест. Студенты осваивают модули пошагово, доступ к следующему получают только после прохождения предыдущего, то есть, после изучения теоретического материала, видеоконтента и успешного прохождения теста, а допуск к текущей аттестации — после прохождения всех модулей. Такой пошаговый сценарий освоения учебной дисциплины позволяет мотивировать студентов и повышать качество всего образовательного процесса. А электронные ресурсы нового поколения организуют сетевое обучение, автоматизируют промежуточный и итоговый контроль.

Формат дистанционного обучения соответствует современным мировым тенденциям. Постоянно обновляемый контент: лекции, индивидуальные практические работы, контрольные работы, тесты. Нашим студентам даны самые широкие возможности обучения с применением современных электронных систем, использования более 400 качественных электронных образовательных ресурсов по различным дисциплинам.

На факультете инновационного непрерывного образования человек получает полноценное высшее образование, комплексные знания и диплом государственного образца с присвоением соответствующей квалификации. Срок обучения составляет пять лет и три года — при получении второго высшего образования.

— Неужели дистанционное обучение может полностью вытеснить из высшей школы профессора с мелом? Возможность получить высшее образование дома, не вставая из-за компьютера, выглядит, конечно, притягательно, но у дистанционной формы есть не только плюсы, но и минусы...

— К ним я отнес бы дефицит личных отношений: у вас не получится повеселиться с одногруппниками на паре, сходить вместе в столовую. Если вы любите общаться и уже представляете себе студенческие тусовки, интернет-образование вам вряд ли понравится. Еще одно обстоятельство, которое обязательно нужно иметь в виду, — для образования на расстоянии требуется самодисциплина. Нужно самостоятельно бороться с ленью, развивать усидчивость и самоконтроль, чтобы вовремя пройти теорию и аттестацию. Дистанционно невозможно выучиться, например, на врача или на пилота, но получить профессию в IТ вполне возможно.

Надежда НИКОЛАЕВА

Название в газете: Стаць спецыялістам... анлайн

Выбор редакции

Общество

Командир ведет за собой

Командир ведет за собой

Пятикурсник Полоцкого государственного университета имени Е. Полоцкой был удостоен почетного звания «Человек года Витебщины — 2023».

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Весам осталось приложить совсем немного усилий, чтобы желаемая цель была достигнута.