Вы здесь

«Война миров» Александра Кищенко демонстрируется широкой публике


Художник Александр Кищенко мыслил масштабно. Раздвигал горизонты, выходил за рамки. Даже за возможности, которые были определены для конкретных произведений искусства. Поэтому и был настоящий монументалистом — если делал, то без ограничений. Это дало толчок организаторам выставки, которая работает в Национальном художественном музее Республики Беларусь, по-новому осмыслить творчество народного художника, который оставил мир в конце ХХ века.


Но это самое столетие его вдохновляло и давало основания для рассуждений, причем на уровне общества. Чего стоит только его «Гобелен века», который очень активно обсуждался, и не только в творческой среде. Потому что изображенные на нем люди, о которых наиболее часто говорили в ХХ веке (и необязательно положительно — о Сталине, например), события, когда закладывалась человеческая история, — от Ноева ковчега и дальше, к Иисусу Христу и приходу возможного Антихриста. Потому, что образы, созданные художниками, иногда действительно появляются в жизни, их предчувствия сбываются, а произведения бывают вещими, хочется думать, что Кищенко совмещал несовместимое (как казалось) не просто так. Возможно, он видел широко — не только земное. Поэтому название «Космический пилигрим» подходит выставке народного художника Беларуси Александра Кищенко.

Свое космическое мышление он реализовал в Беларуси. Родился в России, учился в Украине, но основную часть творческой жизни и главные творческие этапы он прожил в Беларуси. Способствовал развитию белорусского искусства — монументального, гобеленового. Но здесь и сейчас мы говорим о живописце.

Произведения разных тем и жанров последних двадцати лет жизни мастера сошлись в экспозиции, хотя и находятся в настоящее время в различных сборах: в Национальном художественном музее, семье художника, в частных коллекциях. Портреты, натюрморты, композиции, в которых затрагивается социальная проблематика, рассказывают о сосуществовании идеального Человека и Вселенной.

«В экспозицию включены как известные хрестоматийные полотна мастера, так и произведения, которые никогда ранее не демонстрировались широкой публике. Среди таких, например, картина «Война миров» — последняя работа мастера, — отмечает куратор проекта Наталья Селицкая, ведущий научный сотрудник отдела современного белорусского искусства Национального художественного музея. — В конце 1970-х годов окончательно сформировалась его собственная пластическая система «космического» построения пространства, которую он сам назвал «вселенским реализмом», основанным на взаимодействии двух начал: символики, свойственной приемом монументально-декоративного искусства, и реалистичной убедительности станкового произведения».

А еще кажется, что космос можно носить в себе. И необязательно быть философом по жизни, так малости Вселенной разбросаны по земле. В отдельных сюжетах и ​​фрагментах, в людях и их душах, в устремлениях идти дальше и видеть больше. И если это все в какой-то момент превышает личные желания, то можно остро чувствовать актуальные проблемы своей эпохи. Кищенко масштабный не только по размерам произведений, он масштабный по глубине восприятия и по пластичности воплощения творческих идей, когда действительность и живописный реализм может восхищать. А все ли мы знаем (видели) на земле?

Лариса ТИМОШИК

Название в газете: Адкрыты космас

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.