Вы здесь

Девушка проехала автостопом 40 стран, имея проблемы со зрением


Она была за полярным кругом и пересекала экватор. Жила в юртах посреди пустыни и пила воду из Ганга. Отправлялась в длительные путешествия, сама составляла себе маршруты, во время которых посещала и те страны, которые сначала в планы не входили. Она не боится остаться одна в незнакомом уголке мира, подскажет, как выживать, если имеешь ограниченные финансовые возможности. И уверена, что если у человека есть мечта, он может найти способы, как ее осуществить. Иначе —  будет искать тысячу причин, почему ему «не одолеть» то или иное дело.


С этой «перелетной птицей», которая побывала во всех странах бывшего СССР, кроме Туркменистана, объездила Европу и Юго-Восточную Азию, обозначилась в Камбодже, Вьетнаме, Малайзии, Индонезии, Китае и др., я познакомилась на «Живой библиотеке» — встрече, направленной на борьбу со стереотипами. Надежда сталкивается с тем, что люди считают, что такие, как она, не способны выполнять многие работы, самостоятельно передвигаться и вообще «не должны хотеть чего-то большего, чем то, что предлагает государство». Но она утверждает, что проблемы со зрением не должны стать ограничениями. С инвалидностью второй группы по зрению Надежда объехала около 40 стран, и путешествует девушка автостопом.

Одно из последних ее путешествий растянулась на полгода — четыре месяца она провела в Индии, по месяцу в Непале и на Шри-Ланке.

— Это была мечта, я собирала деньги и долго не могла решиться. Боялась, что плохо вижу, что меня могут убить, сбить машиной, я потеряюсь или еще что случится, — признается девушка. Но авантюрное путешествие принесло столько разных впечатлений и открытий! Она видела ритуалы по сжиганию трупов, когда пепел после «предается» Гангу, обходила стороной бродячих коров, видела строптивых обезьянок, которые могут украсть у людей мобильники или другие вещи, попала на Кумбха-мела — религиозный фестиваль, который бывает в Индии раз в 12 лет. (На него съезжаются миллионы людей, и территория, где располагаются паломники, растягивается на десятки километров!) Она купалась в Ганге. Угощалась бесплатной едой, которую раздавали на фестивале. Когда угощение оказалось очень острым, девушке предложили запить его водой. Только потом она засомневалась и спросила, откуда водичка. «С Ганга. Не парься: ты не можешь заболеть — наоборот, вылечишь болезни. В Ганге вода святая», — был ответ. Девушка может долго рассказывать и об этом путешествии, и о многих других. И она уверена, что любой человек, в какую бы жизненную клетку ни загнали его стереотипами, может вырваться из нее ...

Замкнутый круг?

— У меня инвалидность с детства. И я долгое время находилась в окружении людей с такими же проблемами — училась в спецшколе, работала на предприятии для инвалидов по зрению. Это немного изолированное общество, многие вращающются только среди подобных, они женятся с такими же, их друзья — инвалиды. Это замкнутый круг. Какое может быть отношение у инвалидов к самим себе, когда они постоянно слышат, что ни на что не способны? —  замечает девушка.

Людей с физическими проблемами с детства могут обучать, что им не стоит чего-то хотеть, им не нахватать звезд с небес. В специализированной школе, где училась Надежда, дети постоянно слышали, на каком заводе «они будут работать». А зачем какие-то устремления и какая может быть жажда к знаниям, когда за человека уже прописали путь, по которому ему двигаться? И даже если девушка после девятого класса решила поступать, некоторые учителя пытались ее отговорить: «Ну куда ты сунешься? Как ты сможешь учиться, да среди детей, которые после обычных школ более приспособленные? »

— Вначале в техникуме мне было сложно. Я привыкла учиться, когда класс маленький и можно ближе подходить к доске, чтобы все рассмотреть. Но у меня никогда не возникло мысли, что я напрасно поступала. Наоборот, грела мысль, что в спецшколу я уже не вернусь. Конечно, приходилось в техникуме слышать и грубые слова по поводу того, что я не вижу, подростки могут быть довольно жесткие. Но этого было мало, и с каждым годом негатива делалась меньше: когда люди взрослеют, с большим пониманием относятся к этому, — признается Надя. — Но и сейчас, несмотря на то что мне почти 30 лет, я постоянно от кого-то слышу советы или вопросы, когда они видят, как я близко что-то подношу к глазам. Мне могут предложить «сходить к врачу», «носить линзы», «сделать лазерную коррекцию зрения». Да еще могут и обидеться, что я такую их «заботу» не принимаю. Но каждому ведь не объяснишь, что это не лечится и что не все можно поправить лазерной коррекцией, что очки не для всех можно подобрать. Слепому какие очки ни нацепи, он не станет видеть.

После техникума Надя училась в вузе. Выбор профессий, которые можно было получить с проблемами со зрением, у девушки был ограничен, ей разрешались преимущественно педагогические специальности. Были проблемы и с поиском работы. Иногда девушка еще и ничего сказать не успевала на собеседовании, а ей уже выносили приговор: «Вы же так плохо видите, как же будете у нас работать, не справитесь ...»

Секреты выживания

Но она справляется с тем, на что не каждый вполне здоровый человек осмелится. Слышишь ее рассказы и удивляешься. Кажется, ну как можно выбраться в какой-то дикий мир одной, без знания языка и почти без денег...

— В основном то, что выделяю на путешествия, — моя пенсия по инвалидности. Это небольшие деньги, немногим более 100 долларов. Стараюсь уложиться в эту сумму. В Индию можно и без денег поехать. Там много местных людей, которые не работают и живут без денег, можно присоединиться к ним. Тут уже многое зависит от того, на что вы готовы пойти. Иногда сама себе удивляюсь. Например, готовы ли вы ехать в поезде дженерал-класса — это бесплатно, но людей там, как селедок в бочке: когда поезд подъезжает, даже сесть в него сложно, пассажиры так и едут, свисая с двери. Можно найти очень дешевую еду, если не стесняться. В Индии можно питаться в храмах — индуистские мне не очень понравились, там грязно, а у сикхов — чистенько.

Путешествие автостопом — это уже хорошая экономия. Транспорт может попадаться самый разный: девушке приходилось ездить и на реанимационных машинах, и в катафалке (без покойника), ее подвозила полиция. С теплотой она вспоминает, как в Кыргызстане ехала в грузовичке на тюках с овечьей шерстью. Останавливаться можно в школах, больницах, храмах. Как вариант — подойти к охраннику и попроситься, чтобы пустил переночевать или позволил поставить палатку на охраняемой территории. Останавливаются путешественники в дешевых хостелах или по каучсерфингу (сообщества людей, принимающих таких туристов). Пригласить могут в гости и водители либо местные жители. В мусульманских странах, когда видят человека с рюкзаком, могут подойти спросить: «Кто ты, что ты? Будь моим гостем ».

— Сильно поразило Монголия: «Представьте. Семья живет посреди пустыни в одной юрте, и ничего вокруг — ни развлечений, ни магазинов, ни соседей (к последним нужно сесть в машину и доехать). Нет ни туалета, ни душа, ни сладостей для детей. Вся пища — мясо и тесто. И даже вода соленая. Суровые условия: летом пустыня прогревается до 40 градусов, а зимой очень холодно и ветер. Понимаешь, как много у тебя есть в Беларуси». Может, поэтому жители пустыни, особенно дети, так радовались путешественнице, а гостья с ними находила контакт через жесты, так как английского языка жители юрты не знали.

— Чего надо опасаться, когда путешествуешь автостопом? — интересуюсь у Надежды.

— Это не столько об автостопе, сколько о том, что девушка путешествует одна, особенно в таких странах, как Индия, Шри-Ланка. Даже если просто останавливаться в отеле, хостеле в экзотической стране, нужно быть готовой, что ты, такая Белоснежка, будешь привлекать внимание мужчин. С тобой захотят познакомиться, и не всегда с хорошими намерениями. У людей могут быть неправильные представления, они смотрят непристойные фильмы и могут считать, что европейские или русские девушки доступны. Надо это учитывать, быть менее уязвимой к этому, не бояться давать отпор. Тебе могут задавать вопросы, и на них всегда нужно давать четкий ответ, чтобы никто не почувствовал в тебе слабость, иначе ты становишься уязвимой. Перед путешествием надо искать информацию о стране, в которую собираешься ехать, изучать традиции, культуру. Во многих странах определенный внешний вид будет неприемлем. Если едешь в Индию или Турцию, одежда должна быть закрытой. В Иране, если будешь не по канону одет, вообще можешь в полицию попасть. Надо изучить, какие болезни в определенной стране — возможно, придется сделать прививки. Поинтересуйтесь правилами безопасности.

— Проблемы со зрением могут мешать в дороге?

— В Непале я не попала в горы. Я знаю, что плохо вижу, в горах буду идти медленно, без поддержки могу упасть. Но и в Беларуси я могу не заметить ступень или яму. Конечно, можно было бы найти компанию, но это были бы случайные знакомые, мне не хотелось их обременять, и я не была уверена, если бы что-то случилось, что чужие люди не бросят меня. Взвесила и решила, что какой-то предел у меня есть, так никуда и не сходила. Хотя, если путешествуешь, видишь, сколько в мире хороших людей. Также в дороге мне помогают карты, онлайн можно сразу узнать, где находишься.

Девушка признается, что путешествия помогают многое понять, пересмотреть: «Белорусы не очень счастливы, идешь по улице, а люди не улыбаются. Мы любим много жаловаться... А где-то в другой стране у человека, может, вообще ничего нет, он калека, но он будет улыбаться, смеяться и чувствовать себя счастливым. Поэтому я так люблю Азию, там есть чему поучиться. В некоторых странах может не быть шикарных пейзажей, но там великолепные гостеприимные люди. И это очень интересно — узнавать об их жизни, обмениваться мнениями».

А также путешествия помогают бороться со стереотипами, которые, к сожалению, пока еще очень многим мешают взлететь.

Елена ДЕДЮЛЯ

Название в газете: Ляці, Надзейка!

Выбор редакции

Общество

Командир ведет за собой

Командир ведет за собой

Пятикурсник Полоцкого государственного университета имени Е. Полоцкой был удостоен почетного звания «Человек года Витебщины — 2023».

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Весам осталось приложить совсем немного усилий, чтобы желаемая цель была достигнута.