Вы здесь

Певец Александр Гелах: Как только поступил, стал искать работу


Молодой тенор, который пришел в Национальный академический Большой театр Беларуси в 2015-м, обратил на себя внимание любителей оперы сразу. Уже в 2018 году Александр стал обладателем гранд-премии специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. В репертуаре тенора партии Лыкова в «Царской невесте», Малькольма в «Макбете», Альфреда в «Травиате», Рудольфа в «Богеме», Альфреда в «Летучей мыши» и другие. А в начале нового театрального сезона мы его увидим в премьерном спектакле «Князь Игорь». Не потому ли певец так сосредоточен на работе?


Про тэатр

— Мне кажется, что человек идет в театр за энергией, которой ему не хватает в ежедневных реалиях. Несмотря на то что сегодня во множестве информационных ресурсов можно увидеть практически все, что пожелаешь. Я уверен, что видеозаписи спектаклей и концертов, поданные в интернете, никогда не заменят театр. Ни один экран, даже самого высокого качества, не донесет ту атмосферу и эмоции, которые человек может получить, находясь в зрительном зале. Ни одна звукозаписывающая студия не сможет воссоздать тот звук и вызвать ощущения, которые слушатели могут пережить, когда приходят на живой концерт или спектакль.

Об актерской свободе

— Много споров вызывают подходы осовременивания классических произведений. Думаю, не стоит бояться экспериментов. Понимаю это сейчас, поработав с режиссерами из разных стран. Отличный опыт и сильные впечатления принесла мне работа над оперой «Богема». Александра Борисовича Тителя, выдающегося российского режиссера, который поставил ее совсем не в классических канонах. При этом он требовал от артистов проживать роль здесь и сейчас, вести себя так, как мы бы это делали в реальной жизни, он не допускал никакой искусственности, постоянно добивался от нас естественности и убедительности на сцене. Мой персонаж — поэт Рудольф — во многом близкий мне, современный, поэтому создавать этот образ было удовольствием, но давалось непросто — чтобы выполнить все должным образом в музыкальном плане, необходима большая концентрация и выдержка. Играть самого себя здесь и сейчас не так легко, как может показаться, — периодически хотелось присоединить некую «искусственность», что-то добавить от себя, но режиссер добивался от нас исполнения без излишнего драматизма. 

Актерская импровизация может быть уместна, а бывает и наоборот. Чаще всего режиссер ставит конкретные задания и требует выполнять все им задуманное именно так и не иначе. Но в некоторых постановках можно позволить себе какие-то вольности  — и эта инициатива не наказуема. Например, в спектакле «Летучая мышь» режиссер Миклош Габор Кереньи из Венгрии давал исполнителям большое пространство для импровизации, и артисты использовали собственные находки и наработки. Это вторая постановка оперетты Штрауса с моим участием: в «Летучей мыши» я выступал во время службы в Музыкальном театре — спектакль, поставленный в классических канонах в 1981 году и восстановлен в 2001-м, до сих пор идет и пользуется популярностью у зрителей.

О любимых партиях

— Лирический тенор, который исполняет партии Ленского, Лыкова, Водемона, когда правильно пользуется своим инструментом голосом, может попробовать перейти на более сильные партии, драматический репертуар. Главное  сразу не бросаться на большие полотна, ко всему надо подходить с головой, чтобы сохранить голос и развить его. Кстати, партию Водемона в «Иоланте» часто поет тенор-спинто. Да и партия Рудольфа в третьем акте «Богемы» непростая, драматическая плотный оркестр, высокая тесситура, нужен запас в голосе.

Каждый композитор интересен и хорош по-своему, я к этому по-философски отношусь. Но особенно нравится музыка Пуччини, петь ее приятно, несмотря на то, что у него всегда довольно плотный оркестр.

Что к участию в новых проектах: в театре начались постановочные репетиции оперы «Князь Игорь» Бородина, эта премьера откроет новый театральный сезон в сентябре. Работы у всех очень много, потому что спектакль большой, в нем заняты солисты, хор, балет, и нужно много времени, чтобы все правильно собрать и представить зрителям интересный, масштабный спектакль.

О поиске сябе

— В музыкальной школе в Кобрине я учился играть на баяне и факультативно занимался академическим вокалом с моей первой учительницей Ниной Петровной Саливончик. Учиться пению очень нравилось, поэтому работал усердно и интенсивно. В 2003 году взял Гран-при на Х Международном фестивале духовной музыки, который проходил в польском городе Бохня. Потом поступил в Брестский музыкальный колледж и продолжил обучение по классу баяна: идти на вокальное отделение в Академию музыки во время ломки голоса не имело смысла.

За четыре года обучения в колледже произошло немало интересных событий. Наш ученический оркестр народных инструментов неоднократно приезжал выступать в Минск. Мы побывали и во Франции с двухмесячными гастролями. С учащимися Брестской балетной студии наш оркестр выступал в разных городах Франции каждые три дня работали на новых площадках. Мир посмотрели, себя показали.

Однако я по-прежнему мечтал петь и по прошествии учебы приехал в Минск поступать на подготовительное отделение в Академию музыки. Два года учился вокалу на подготовительном и пять лет на вокальном отделении. Моим педагогом в течение семи лет был народный артист России Эдуард Иванович Пелагейченко, блестящий белорусский тенор, который в свое время пел все основные партии в нашем театре.

Как только я поступил и переехал в Минск, начал искать работу, потому что было неудобно тянуть деньги из семейного бюджета, с мамы, которая воспитывала меня одна. Мне повезло: через полгода прошел прослушивание в Музыкальный театр, и меня назначили в артисты хора. Хор дал много и первоначальную закалку, и привычку к сцене. А через два года мне предложили половину ставки солиста-вокалиста. Всего в Музыкальном театре я прослужил пять с половиной лет. Это был замечательный опыт, интересные люди, многим из которых я очень благодарен.

Когда учился на пятом курсе, решил попробовать прослушаться в стажорскую группу Большого театра. И меня взяли! Целый год был стажером, а потом по распределению пришел в основную труппу театра. Мои друзья, отличные тенора Виктор Менделеев и Александр Михнюк, с которыми мы вместе учились в Академии, стали коллегами по театру.

Есть ли у нас конкуренция? А какой смысл? Мы во всем уступаем и помогаем друг другу, когда это нужно.

О конкурсах

Конкурсы — очень важная составляющая профессионального роста молодых вокалистов. Еще во время обучения в музыкальной школе я стремился к участию в детских конкурсах, где становился лауреатом, где дипломантом. Первый «взрослый» конкурс «Убельская ласточка», на котором получил вторую премию.

Потом принял участие в Международном конкурсе вокалистов имени народного артиста СССР Алексея Иванова, стал лауреатом третьей премии. Важную роль в продвижении на международную сцену сыграл Минский международный Рождественский конкурс вокалистов, на котором я занял третье место. В прошлом театральном сезоне меня пригласили в Лионскую оперу принять участие в постановке произведения чешского композитора Леоша Яначека «С мертвого дома» по мотивам повести Федора Достоевского. Поставил спектакль польский режиссер Кшиштоф Варликовский, художественный руководитель Нового театра в Варшаве. Спектакль шел на чешском языке, было очень интересно наблюдать, как работают солисты из Канады, Румынии, Англии, Чехии, французский хор. С Михайловского театра приехал Дмитрий Головнин. Конечно же, для меня это был отличный первый опыт участия в международном проекте.

О неклассическом

Существует некий стереотип: оперный певец должен слушать только классическую музыку. Но это не совсем так. Что касается меня, люблю разных исполнителей: например, мне всегда нравилось группа Queen и Фредди Меркьюри.

Я себя не ограничиваю только оперным творчеством, классикой. Очень нравится рок-музыка, электронная музыка м транс, электрохаус, почему бы нет? .. Можно искать вдохновение в разных жанрах. Мне кажется, если человек одарен музыкально, творчески, способен раскрыть свою душу перед слушателями, зрителями, в каждом жанре искусства он будет «цеплять» публику.

Ольга САВИЦКАЯ

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.