Вы здесь

​Белорусские производители зубной пасты раскрывают секреты


Мастер участка фасовки компании «Модум—наша косметика» Алла Анисимова работает на предприятии более 20 лет. Энергичная, общительная женщина прекрасно знает свое дело и может рассказывать о нем без умолку. Поэтому именно ей поручили провести экскурсию для журналистов. Инфоповодом пресс-тура стало создание уникального продукта — линейки зубной пасты, разработанной специально для белорусов. Сотрудники предприятия рассказали и показали корреспондентам, как и из чего делают продукт и что особенного есть в новой пасте «только для своих».


Вся соль в технологии

Сырье для зубной пасты покупают во всем мире — Испании, Франции, Великобритании, Японии, но все же производителей «исходников» не так уж много.

— Человек может купить льняную ткань. У одного получится пошить из нее невзрачный балахончик, а у кого-то выйдет наряд, которому рукоплещут подиумы мира, — приводит пример специалист и переводит его в русло темы: если это применить к зубной пасте, то успех выйдет, когда не только есть интересная рецептура и сырье, но и четко отслеживается процесс производства.

На него, в цеха, и отправились первым делом экскурсанты.

Качество сырья отслеживает лаборатория. Она же контролирует все последующие манипуляции до выхода готового изделия. Все новые продукты, будь то кремы, бальзамы для волос, пасты, изготавливают в малых экспериментальных реакторах.

«Прежде чем мы добьемся больших и крупных рецептур, надо отработать все на малой серии», — поясняет наш экс-курсовод.

Только когда рецептура проверена, переходят на производство в больших реакторах.

«Варка» зубной пасты — это смешивание в вакуумной среде до однородности компонентов всех ингредиентов. Их количество в новом продукте «Модума» доходит до 20 — это и структурообразующие вещества, и те, что придают пастам вкус, цвет.

«Надо продумать также, чтобы зубная паста была годна до конца срока. Значит, там будут присутствовать подсластители, ароматизаторы, консерванты, составляющие, которые отвечают за полирующие и абразивные свойства зубной пасты. А вот вторая часть, которая будет добавлена, — это как раз те самые лечебно-минеральные компоненты», — объясняет Алла Анисимова.

После смешивания продукции в реакторах она идет на «микробиологию» — проверяют микробиологические и физико-химические составляющие продукта на соответствие эталону. Если все в норме, масса получает зеленый флажок и скоро пойдет на упаковку.

Машинный труд против ручного

Фасовать продукт будет машина. Она непрерывно передает на карусель и ставит в «стакан» тюбики, ориентирует тубу для пасты, разогревает ее внутреннюю поверхность, дозирует и клешует.

Алла Анисимова развенчивает популярный в сети миф о метках на шве тюбиков. «Метка зеленая — это якобы натуральный продукт, черная — это нефтепродукт, красная — вредный продукт, синий — содержит продукты нефтепереработки. Ни в коем случае эти метки не имеют отношения к вышеперечисленному. Они необходимы только для считывающего датчика, установленного на машине, — поясняет она. — Дальше метку нужно сориентировать на карусели, чтобы она остановилась в единственно правильном положении. Именно для этого и существует датчик, который считывает нахождение метки и ориентирует каждый тюбик».

На предприятии тюбики автоматически упаковывают в картонную коробку. За смену такие трудолюбивые и многозадачные машины полного цикла производят примерно 25 тысяч единиц продукции. Скорость их работы — от 60 до 80 тюбиков в минуту.

Несмотря на значительную долю автоматизации процессов, полностью переходить на труд роботов пока не планируют. Нет настолько большого спроса, чтобы была необходима полная автоматизация. «Сегодня рынок таков, что никто не хочет брать огромное количество. Иногда мы отгружаем чуть ли не по одному тюбику, — рассказывает заместитель директора по производству Игорь Судиловский. — Купив дорогущую машину, ее нужно запускать, чтобы она работала на смену. А за смену таким образом можно сделать громадное количество продукции».

Всего в смену работают 12 линий. Машины трудятся по разным сменным заданиям, спланированным на месяц вперед. Перед началом новой фасовки прибор разбирается, моется, дезинфицируется, обрабатывается, проходит микробиологические смывы.

«Нам нужно выйти за рамки своих возможностей. Для популярной зубной пасты у нас разработано 63 рецептуры за последние 25 лет, с тех пор как мы вышли на рынок и заняли ведущую позицию. Мало того, у нас есть и 18 патентов на зубную пасту, которую никто никогда до этого не производил», — делится планами фирмы Алла Анисимова.

Особая рецептура

Директор предприятия Ирина Скуратович рассказала, что идею для белорусской пасты подбросила печальная статистика — около 90 процентов населения страдает стоматологическими заболеваниями. Проблемы с деснами и кариес все чаще встречаются у молодежи.

На предприятии провели исследование и выяснили, какие факторы вызывают эти проблемы.

«Для здоровья организма нам не хватает ряда микроэлементов и витаминов, — поясняет автор идеи Ирина Скуратович. 
— Среди них — активный кальций, фторид-ионы, фосфор, витамины А, Е, В5, В3, Р».

«Модум» создает пасты в сотрудничестве с белорусскими и российскими медуниверситетами. В разработке рецептур учитываются в первую очередь пожелания дантистов.

Всего национальной пасты создали четыре наименования, помогающие решить проблемы с чувствительностью зубов, отбеливанием, кариесом и деснами. Для выведения идеальной формулы протестировали более 60 образцов: по 17 на каждый из четырех видов пасты.

Готовый вариант — это симбиоз пожеланий стоматологов, научных данных и предпочтений потребителей. На разработку, апробацию и исследования потратили более 300 тысяч долларов США.

«Работали по такому принципу: что собой представляют зубная эмаль и наши зубы? Это кальций, фтор, апатит, — объясняет начальник сектора научных исследований компании Людмила Чекунова. — Это три кита, на которых основано здоровье зубов. Введение этих элементов в виде солевых минеральных включений в зубные пасты способствует оздоровлению зубной эмали, ее укреплению, борьбе с кариесом».

В Россию и в Казахстан

На предприятии освоили нотификацию на зарубежные рынки. «Нотификация — это та же сертификация, которую делают добровольно и более углубленно, чем на территории нашей республики», — отмечает Ирина Скуратович.

Старый вариант популярной пасты продают и в Польшу, и в Прибалтику, страны ЕАЭС (Казахстан, Кыргызстан, Россию).

Партии новой, по словам директора «Модум», планируют отгружать в Россию, Казахстан.

«Хоть Россия и большая, но если взять среднюю полосу, где климатические и географические условия, как у нас, то в плане проблем зубов мы очень близки. Что касается новой зубной пасты, то она рекомендована, и, естественно, ее закупают», — поделилась Ирина Скуратович.

Всего свою продукцию «Модум» поставляет более чем в 10 стран. Налаживают связи с немецкими, канадскими, китайскими закупщиками, но основной партнер, конечно, Россия. Знают и пользуются продукцией «Модум» и в Казахстане. Рынки стран ЕАЭС на предприятии уже давно не в новинку.

«Мы надеемся, что, пользуясь нашей новой зубной пастой, белорусы будут больше улыбаться друг другу, будут более открытыми, и нашу республику назовут не только самой синеокой, но и самой улыбающейся страной в мире», — убеждена директор предприятия.

Советы от специалистов «Модума»:

  1. Нельзя все время пользоваться одной зубной пастой. Ее необходимо менять, чтобы заниматься различными проблемами полости рта.
  2. Пасты для отбеливания помогают достигнуть оптимального цвета зубов не всегда. Они выполнят свою функцию после употребления ягод, кофе и иных продуктов. При природной склонности зубов к желтизне они бессильны.
  3. Оптимальная частота чистки зубов — два раза в день, после приема пищи необходимо использовать ополаскиватели для полости рта.
  4. Важно чистить зубы не менее 2-3 минут — за это время паста сможет раскрыть все свои полезные свойства.

Мария ДАДАЛКО

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Название в газете: Улыбка на экспорт

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.