Вы здесь

Какие нарушения допускают владельцы лодок?


Осень — время, когда на реках и озерах страны понемногу утихает активность. Лодки, катера и другие плавательные средства отправляются на хранение до весны. Поэтому можно уже сейчас подводить итоги их сезонной эксплуатации. А заодно — и ответить на вопросы тех, кто планирует приобрести себе что-то для путешествия по рекам и озерам на следующий год. Обо всем этом «Звязде» рассказал начальник Государственной инспекции по маломерным судам МЧС Михаил Чешун.


Фото носит иллюстративный характер

«Не борта, а одни дыры»

— В стране сейчас насчитывается более 350 тысяч судов, которые нам поднадзорны. Более 150 тысяч из них —те, которые подлежат государственной регистрации и техосмотру.

Здесь следует обратиться к цифрам. Маломерное судно в нашей стране считается таким, исходя из того, что его длина не превышает 20 метров и оно может взять одновременно на борт не более 12 человек. Почти все такие транспортные средства необходимо регистрировать. Единственное исключение — когда лодка на веслах и имеет грузоподъемность до 225 килограммов. Каких-либо вопросов с регистрацией лодок, выпущенных за рубежом, нет. Главное — чтобы ее хозяин имел полный пакет документов. Потому что даже при покупке-продаже лодки техосмотр начинается снова.

Проходить через эту процедуру маломерные суда должны по-разному. Если речь идет об обычной гребных лодках, то первые 10 лет после приобретения привозить к инспекторам ее нужно раз в пять лет. Для устройств с мотором установлен более жесткий срок — раз в три года. Лодка, которая разменяла десять лет, должна обследоваться ежегодно. Все остальное — парусные лодки, гидроциклы, катары — надо проверять раз в два года. Рубеж в 10 лет определяющий и здесь — после этого контроль становится ежегодным.

— При правильном хранении и эксплуатации 10 лет для судна — не возраст, — утверждает собеседник. — До сих пор у наших людей есть плавучие транспортные средства, которые были выпущены еще в СССР. У нас есть в собственности судно «Амур-2М», которое находится в строю вообще с 1972 года. Моторная лодка с двигателем мощностью в 90 лошадиных сил еще вполне пригодна к эксплуатации. Но мы не раз сталкивались со странными случаями. Купил человек, скажем, моторную лодку. Он ее у нас зарегистрировал, через три года привез на технический осмотр, а мы разрешение дать не можем. Например, осенью хозяин не просушил лодку, а сразу ее свернул. Было даже, что к нам кто-то пришел с лодкой, где борта хорошо погрызли крысы. Как говорил почтальон Печкин, «одни дырки» ...

«Самое главное нарушение —​ отсутствие спасательных жилетов»

В этом году с маломерными судами произошло 12 аварийных случаев. Говоря иначе — они перевернулись в воде вместе с водителем и пассажирами при их наличии. Погибло же семь человек.

— Почему-то не все люди осознают, что только застегнутый спасательный жилет может гарантировать безопасность. За время существования Государственной инспекции не было ни одного случая, когда бы хоть одного утонувшего извлекли в такой жилетке, — говорит Михаил Чешун. — Сейчас штраф за ее отсутствие составляет до трех базовых величин. Может, надо усиливать ответственность ... А самое страшное — когда наши инспекторы останавливают судно, а там даже дети без спасательных жилетов. Была же шесть лет назад трагедия на озере Белом в Житковичском районе, когда утонуло сразу пять человек, среди которых трое детей.

Но менее резонансные случаи помнятся уже не так. Например, в 2016 году дачник попросил у соседа покататься на обычной деревянной гребной лодке. По двору бегали дети владельца плавательного средства. Дачник предложил покатать и их. И вот лодка отошла метров на 20 от берега — и из-за ветерка у семилетнего мальчика слетает бейсболка. Все, кто находился в лодке, собрались на одном борту, чтобы ее достать. Лодка, естественно, перевернулись, и все молниеносно оказались в воде. Мальчик успевает схватиться за лодку. Девочка же начала тонуть. Мужчина ее поймал, но до берега доплыть не смогли. Так их после спасатели и достали вместе...

Оказавшись за бортом судна, нужно быть физически подготовленным, чтобы залезть обратно без спасательного жилета, — говорит Михаил Чешун. — Даже нужно знать, как правильно взлазить в лодку из воды. Делать это с борта — грубое нарушение, потому что судно опрокинется повторно. Особенно если человек находится в нетрезвом состоянии. Был у нас случай, когда девушка с ребенком каталась на гидроцикле. Какой-то мужчина сидел в одноместной лодочке посреди реки. И вот плывет гидроцикл, а мужчина встал и замахнулся бутылкой водки прямо на водителя гидроцикла. Та неожиданно сделала резкий поворот. Пошла волна, затем удар. Так после водолазы и достали того мужчину — с бутылкой в ​​руке ... И совсем парадоксальная история случилась как-то на Соже. С одного берега на другой водитель моторной лодки перевозил компанию, которая отдыхала на берегу. Сам он был трезв. По дороге возникла паника. Судно перевернулось и водитель погиб, поскольку он был без жилета. Самое интересное, что пьяные пассажиры все спаслись, хотя на них тоже никакой страховки не было. Они просто успели зацепиться за лодку и не отпускали ее, пока не подоспела помощь.

Переоборудование на свой страх и риск

Кто не хочет прокатиться на моторной лодке по акватории, как говорится, «с ветерком»? Правда, на моторную лодку большой мощности требования во время техосмотра больше, да и стоит она значительно дороже своей более слабой разновидности. Хитрые «изобретатели» начинают мухлевать. Они вынимают старый двигатель и тайком меняют его на новый. Все бы ничего, но корпус лодки при ускорении на такие нагрузки не рассчитан. И он ломается на части. Водитель и пассажиры оказываются в воде, ну а дальше все зависит от того, есть ли на них те самые спасательные жилеты. За такую ​​самодеятельность инспекторы наложат штраф до девяти базовых. Не говоря уже о том, что придется потратиться на новую лодку.

— Еще владельцы маломерных судов любят их тюнинговать. В этом ничего плохого нет, пока не начинается самовольная смена конструкции судна. Например, какой-то бачок пуст. Он выполняет функцию устойчивости судна. Хозяин же думает, что этот бачок просто так занимает место. Происходит дополнительная нагрузка на борт. А в результате судно переворачивается и быстро тонет. Несколько лет назад мы столкнулись с этим на Заславском водохранилище.

Валерьян ШКЛЕННИК

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.