Вы здесь

Студентка БГУ запустила несколько успешных бизнесов


— В тринадцать лет я смотрела на сверстников и хотела быть, как они: носить красивую одежду, иметь дорогой телефон. К сожалению, родители не могли себе это позволить, поэтому я устроилась расклейщиком объявлений, — рассказывает Камилла Жибуля.


... Было трудно: в день нужно было обойти 300-600 подъездов, при этом посещать школу! Зато через год она смогла заработать на ноутбук и телефон.

Далее в интернете девушка начала искать более выгодные вакансии. Так внимание Камиллы привлекла работа копирайтера. С каждым символом, предложением, материалом она расширяла свои возможности и навыки, что помогло затем устроиться в более перспективные агентства. Она стала внештатным копирайтером компании «Kakadu Development», затем попробовала себя в качестве администратора группы «ВКонтакте» студии «20 \ 13». Работала и внештатным корреспондентом в газете «Переходный возраст», на портале «Компьютерные вести», в проекте «Спарта» в Минске, SMM-специалистом в двух минских ресторанах...

Камилла не переставала развиваться в разных направлениях: сама осваивала мир маркетинга, прошла SMM-курсы, ходила на мастер-классы и тренинги.

— Потом год работала в SMM-агентстве по принципу «стартапа», когда один человек делает все и сразу, — продолжает она. — Надо было звонить, встречаться с клиентами, писать на сайт... пятое, десятое. За тот год я действительно «перегорела» несмотря на то, что работа мне нравилась. Устала: шестидневный рабочий день, иногда по десять часов, напрягал. Пыталась уйти на другое место, где больше денег и меньше обязанностей — продержалась там полтора месяца и поняла, что не могу так больше. Вернулась к фрилансу. А потом появилась возможность сделать что-то свое.

Еще во время работы в агентстве к Камилле в «Инстаграме» пришло немало подписчиков. Там она давала советы по маркетингу, продажам, тайм-менеджменту, саморазвитию. Серьезно за страницу взялась после ухода из офиса: покупала рекламу у других известных блоггеров, наладила свою для копирайтера, студентов, SMMщиков-новичков. Там же девушка начала рассказывать о своей жизни, чтобы разбавить серьезное. Блог постепенно набирал популярность.

Сейчас подписчиков уже около 130 тысяч! Часть из них оценивает посты, пишет комментарии, выражает признательность за информацию в директ (личные сообщения). Однако в интернете хватает и тех, кто оставляет много негатива. «Чем больше подписчиков, — говорит Камилла, — тем больше агрессии. Мне угрожали: испортить репутацию, уничтожить агентство... Обычно пишут про внешность, называют выскочкой — чаще всего из пустых фейковых страниц. Поэтому обращать внимание на все это не считаю нужным».

... В блоге написано: «Воспитывайте» два бизнеса». Это SMM-агентство «Popcorn media» и инфобиз (курсы, вэбинары, марафоны).

— Сначала появились курсы, — рассказывает Камила. — Почему я решила их организовать? Просили сами подписчики. Это было что-то вроде репетиторства, один на один. Однако, попробовав на двух-трех собеседниках и поняв, что это не очень эффективно, запустила проект онлайн-курсов «Мама, я SMMщик». С инфобизнесом просто: все упирается в одну площадку. Делаешь определенную стартовую рекламу, оплачиваешь саму платформу для проведения, покупаешь веб-камеру, микрофон... При подготовке к своим курсам я вспоминала, чего не хватало именно мне. Наладила обратную связь с подписчиками. Что отличает меня от других? Я практик. У меня на занятиях каждый получает условного клиента. Потом пишет стратегию, учиться создавать бриф, изучает дизайн и фотографию, налаживает рекламу, общается с блоггерами ...

Обычно в группу Камилла набирает пятнадцать человек и устанавливает среднюю рыночную стоимость: с каждого — 200 долларов за девять онлайн-занятий длиной два-три часа.

Агентство «Popcorn medіa» девушка создала в прошлом году, когда поняла: клиентов много, а руки всего две. Собрала команду из тех, кто прошел ее курсы, и кого нашла в «Инстаграме». Зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель. Сейчас в штате работают менеджеры, копирайтеры, сториз-мейкеры, есть фотограф и дизайнер.

— Наша задача — понять, какие у клиента проблемы, — говорит предпринимательница, — чем можем помочь и можем ли вообще. Важно, насколько мы нравимся друг другу и насколько сработаемся. Бывает, что у нас с клиентом просто кардинально разные взгляды — и это нормально.

Стоимость оказанных услуг в среднем 800 долларов в месяц. Если считать рекламные бюджеты, может доходить до 1100—1200 долларов.

... Кроме двух бизнесов, Камилла успевала готовиться к экзаменам и сдавать их на заочном отделении журфака. Как? Она что, не спала? Нет. Просто умеет правильно планировать свою работу и работу команды. В случае чего может поручить все своему менеджеру. У нее есть время, чтобы сходить на фитнес или на массаж, а также для путешествий. Где только ни была девушка! В Риме, Вильнюсе, Питере, Варшаве, на Кипре...

— В моем бизнесе (именно в агентстве) средства трудно класть себе в карман, — точно знает девушка, — ведь деньги идут в оборот. И вынимать их из него неправильно! Ты купишь машину, квартиру, а возникнет момент, когда тебе нужно развивать свой бизнес дальше, а денег уже абсолютно нет. С курсами проще. Из двух тысяч долларов тысячу шестьсот могу взять себе. Я выбираю: «крутить» их дальше, или, например, ехать на Бали.

На жизнь в Минске уходит тысячи полторы долларов. То, что сверху — на путешествия и подарки близким. Больше мне и не надо. Могу вложить деньги в дорогостоящее обучение. А вот транжирить — не про меня...

Семья девушки относится к занятиям Камиллы положительно. Она даже их обеспечивает: "Не на сто процентов, конечно. Мама работает, так как не хочет бросать работу, отец в поиске. Им неинтересно сидеть на месте. Но, если нужно купить что-то дорогое, например, компьютер, или бабушке трубы в ванной отремонтировать — это все я ».

— Бизнесмен должен ... — спрашиваю ...

—... держать ответственность: быть ответственным за себя, свои проекты и даже за других людей, за то, что он транслирует в аудиторию, уверенно говорит предпринимательница. Еще надо понимать, что бизнес всегда держит тебя в состоянии неопределенности. Ты не знаешь, что будет завтра. Придет ли уйдет от тебя клиент? Сколько денег нужно вложить? Постоянно думаешь, что ты еще можешь сделать, что еще можешь открыть. А также каждый должен уметь быстро реагировать на трудные ситуации, не поддаваться панике, думать, как решать проблемы. И помнить, что именно за предпринимателем будет последнее слово.

...Камила Жибуля не собирается останавливаться на двух проектах. Деньги  не главная и не окончательная цель.

Мне просто очень нравится моя работа, говорит она. Главное, что получаю от людей «фидбэк» (обратную связь. Авт.) Я, конечно, с ними бешено устаю, проверяю задания по ночам... Но вижу, что с помощью моих курсов они находят лучшую работу, зарплату, открывают свои агентства, наращивают клиентскую базу. И это меня мотивирует.

Юлия АДАМОВИЧ

Выбор редакции