Вы здесь

Студентка БГУ запустила несколько успешных бизнесов


— В тринадцать лет я смотрела на сверстников и хотела быть, как они: носить красивую одежду, иметь дорогой телефон. К сожалению, родители не могли себе это позволить, поэтому я устроилась расклейщиком объявлений, — рассказывает Камилла Жибуля.


... Было трудно: в день нужно было обойти 300-600 подъездов, при этом посещать школу! Зато через год она смогла заработать на ноутбук и телефон.

Далее в интернете девушка начала искать более выгодные вакансии. Так внимание Камиллы привлекла работа копирайтера. С каждым символом, предложением, материалом она расширяла свои возможности и навыки, что помогло затем устроиться в более перспективные агентства. Она стала внештатным копирайтером компании «Kakadu Development», затем попробовала себя в качестве администратора группы «ВКонтакте» студии «20 \ 13». Работала и внештатным корреспондентом в газете «Переходный возраст», на портале «Компьютерные вести», в проекте «Спарта» в Минске, SMM-специалистом в двух минских ресторанах...

Камилла не переставала развиваться в разных направлениях: сама осваивала мир маркетинга, прошла SMM-курсы, ходила на мастер-классы и тренинги.

— Потом год работала в SMM-агентстве по принципу «стартапа», когда один человек делает все и сразу, — продолжает она. — Надо было звонить, встречаться с клиентами, писать на сайт... пятое, десятое. За тот год я действительно «перегорела» несмотря на то, что работа мне нравилась. Устала: шестидневный рабочий день, иногда по десять часов, напрягал. Пыталась уйти на другое место, где больше денег и меньше обязанностей — продержалась там полтора месяца и поняла, что не могу так больше. Вернулась к фрилансу. А потом появилась возможность сделать что-то свое.

Еще во время работы в агентстве к Камилле в «Инстаграме» пришло немало подписчиков. Там она давала советы по маркетингу, продажам, тайм-менеджменту, саморазвитию. Серьезно за страницу взялась после ухода из офиса: покупала рекламу у других известных блоггеров, наладила свою для копирайтера, студентов, SMMщиков-новичков. Там же девушка начала рассказывать о своей жизни, чтобы разбавить серьезное. Блог постепенно набирал популярность.

Сейчас подписчиков уже около 130 тысяч! Часть из них оценивает посты, пишет комментарии, выражает признательность за информацию в директ (личные сообщения). Однако в интернете хватает и тех, кто оставляет много негатива. «Чем больше подписчиков, — говорит Камилла, — тем больше агрессии. Мне угрожали: испортить репутацию, уничтожить агентство... Обычно пишут про внешность, называют выскочкой — чаще всего из пустых фейковых страниц. Поэтому обращать внимание на все это не считаю нужным».

... В блоге написано: «Воспитывайте» два бизнеса». Это SMM-агентство «Popcorn media» и инфобиз (курсы, вэбинары, марафоны).

— Сначала появились курсы, — рассказывает Камила. — Почему я решила их организовать? Просили сами подписчики. Это было что-то вроде репетиторства, один на один. Однако, попробовав на двух-трех собеседниках и поняв, что это не очень эффективно, запустила проект онлайн-курсов «Мама, я SMMщик». С инфобизнесом просто: все упирается в одну площадку. Делаешь определенную стартовую рекламу, оплачиваешь саму платформу для проведения, покупаешь веб-камеру, микрофон... При подготовке к своим курсам я вспоминала, чего не хватало именно мне. Наладила обратную связь с подписчиками. Что отличает меня от других? Я практик. У меня на занятиях каждый получает условного клиента. Потом пишет стратегию, учиться создавать бриф, изучает дизайн и фотографию, налаживает рекламу, общается с блоггерами ...

Обычно в группу Камилла набирает пятнадцать человек и устанавливает среднюю рыночную стоимость: с каждого — 200 долларов за девять онлайн-занятий длиной два-три часа.

Агентство «Popcorn medіa» девушка создала в прошлом году, когда поняла: клиентов много, а руки всего две. Собрала команду из тех, кто прошел ее курсы, и кого нашла в «Инстаграме». Зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель. Сейчас в штате работают менеджеры, копирайтеры, сториз-мейкеры, есть фотограф и дизайнер.

— Наша задача — понять, какие у клиента проблемы, — говорит предпринимательница, — чем можем помочь и можем ли вообще. Важно, насколько мы нравимся друг другу и насколько сработаемся. Бывает, что у нас с клиентом просто кардинально разные взгляды — и это нормально.

Стоимость оказанных услуг в среднем 800 долларов в месяц. Если считать рекламные бюджеты, может доходить до 1100—1200 долларов.

... Кроме двух бизнесов, Камилла успевала готовиться к экзаменам и сдавать их на заочном отделении журфака. Как? Она что, не спала? Нет. Просто умеет правильно планировать свою работу и работу команды. В случае чего может поручить все своему менеджеру. У нее есть время, чтобы сходить на фитнес или на массаж, а также для путешествий. Где только ни была девушка! В Риме, Вильнюсе, Питере, Варшаве, на Кипре...

— В моем бизнесе (именно в агентстве) средства трудно класть себе в карман, — точно знает девушка, — ведь деньги идут в оборот. И вынимать их из него неправильно! Ты купишь машину, квартиру, а возникнет момент, когда тебе нужно развивать свой бизнес дальше, а денег уже абсолютно нет. С курсами проще. Из двух тысяч долларов тысячу шестьсот могу взять себе. Я выбираю: «крутить» их дальше, или, например, ехать на Бали.

На жизнь в Минске уходит тысячи полторы долларов. То, что сверху — на путешествия и подарки близким. Больше мне и не надо. Могу вложить деньги в дорогостоящее обучение. А вот транжирить — не про меня...

Семья девушки относится к занятиям Камиллы положительно. Она даже их обеспечивает: "Не на сто процентов, конечно. Мама работает, так как не хочет бросать работу, отец в поиске. Им неинтересно сидеть на месте. Но, если нужно купить что-то дорогое, например, компьютер, или бабушке трубы в ванной отремонтировать — это все я ».

— Бизнесмен должен ... — спрашиваю ...

—... держать ответственность: быть ответственным за себя, свои проекты и даже за других людей, за то, что он транслирует в аудиторию, уверенно говорит предпринимательница. Еще надо понимать, что бизнес всегда держит тебя в состоянии неопределенности. Ты не знаешь, что будет завтра. Придет ли уйдет от тебя клиент? Сколько денег нужно вложить? Постоянно думаешь, что ты еще можешь сделать, что еще можешь открыть. А также каждый должен уметь быстро реагировать на трудные ситуации, не поддаваться панике, думать, как решать проблемы. И помнить, что именно за предпринимателем будет последнее слово.

...Камила Жибуля не собирается останавливаться на двух проектах. Деньги  не главная и не окончательная цель.

Мне просто очень нравится моя работа, говорит она. Главное, что получаю от людей «фидбэк» (обратную связь. Авт.) Я, конечно, с ними бешено устаю, проверяю задания по ночам... Но вижу, что с помощью моих курсов они находят лучшую работу, зарплату, открывают свои агентства, наращивают клиентскую базу. И это меня мотивирует.

Юлия АДАМОВИЧ

Выбор редакции

Калейдоскоп

Скоро выпускной! Что выбрать, чтобы выглядеть достойно на главном школьном празднике?

Скоро выпускной! Что выбрать, чтобы выглядеть достойно на главном школьном празднике?

Начнем, разумеется, с девочек, ведь именно их мамы уже сейчас ломают голову над выпускным нарядом дочерей.

Общество

Начинается сезон аттракционов. Кто и как следит за их состоянием?

Начинается сезон аттракционов. Кто и как следит за их состоянием?

В  Беларуси отработало 65 % аттракционов (160 штук), а многие работают и свыше 30 лет.

Экономика

Как выбрать квартиру на вторичном рынке

Как выбрать квартиру на вторичном рынке

За последние несколько месяцев рынок вторичного жилья заметно оживился.