Вы здесь

Почему домофонные системы не удерживают двери закрытыми


Принести в дом рекламные буклеты, сделать сюрприз, неожиданно придя к другу не в подъезд, а просто к квартире, зайти немного погреться зимой или спрятаться за дверью от незнакомца, который следует за вами следом... Сделать все это можно, если знаешь коды от различных домофонных систем на дверях домов, даже не имея ключа. По этому поводу в интернете существуют целые форумы и шпаргалки, как не просто войти без ключа в подъезд, пройдя замки, но и даже изменить код или сделать так, как будто домофон работает, а на деле — потянешь сильнее, дверь и откроется. Такой ликбез приводит к обсуждениям, как попасть домой, когда вчера был один код, а сегодня другой, — очевидно, кто-то уже на практике опробовал советы. В результате дверь снаружи в подъезд часто стоят открытые или со сломанным замком, а коды сейчас стараются не сообщать без особой надобности даже жителям. О том, что делать, чтобы запорно-переговорные устройства (ЗПУ) выполняли первоначальную функцию: охраняли безопасность и чистоту, как использовать коды к домофонов, и с кем заключать договор на обслуживание, «Звязда» поразмышляло вместе со специалистами.


Не заключишь договор — отключим домофон

В начале 2000-х в Минске началась программа «Закрытый подъезд». Понемногу почти все двери были оборудованы ЗПУ или кодовыми металлическими замками, открыть которые можно было не только ключом, но и с помощью кода, которые сообщили сотрудникам специальных служб: коммунальщикам, почтовикам, медикам и другим. Для них не делали никаких специальных кодов, а раздавать ключи тогда было дорого. Разумеется, знали коды и жители. В результате в начале 2013-х коды уже знали все, и любой мог попасть в какой угодно дом. Началась борьба с раздачей «защитных цифр» и перекодировка домофонов вплоть до индивидуального шифра на каждую квартиру. А еще ... споры за потребителя между организациями, обслуживающими домофонные системы, которых со временем также стало гораздо больше.

Установка домофонных систем — дополнительная жилищно-коммунальная услуга. На ее поставку нужно заключать индивидуальный договор. При этом перечень услуг по обслуживанию и ремонту в договорах с различными организациями домофонщиков может отличаться, говорит Григорий КАЗУНКО, заместитель директора по эксплуатации жилищного фонда ЖКХ Заводского района Минска.

Потребитель, например, может вообще отказаться от этой услуги. Однако домофон ему в таком случае не подключат. Тем не менее проблема в том, что люди часто не знают, кто обслуживает их домофон и двери в подъезде.

— Кто сегодня диктует условия договоров, заключаемых с потребителями по обслуживанию ЗПУ? — интересуется Андрей РОМАШКО, начальник управления жилищного хозяйства Министерства ЖКХ, и сам же отвечает: — Все договоры должны проходить экспертизу заказчика, и он должен подтвердить, что определенная организация правомочна оказывать услугу в этом доме и подъезде и можно с ней заключать договор.

Григорий Казунко на это замечает, что подобная информация есть на сайте администрации района, а на информационных стендах размещены предложения обращаться в службу 115, если есть вопросы по ЗПУ.

В новой редакции Закона о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) предполагается изменить подход к деятельности домофонщиков, что, по мнению председателя Ассоциации «Безопасный дом» Геннадия ЗАХАРОВА, затрагивает вопросы правового регулирования в сфере дополнительных услуг, оказываемых на конкурентной основе. Вместо отдельных прямых договоров между потребителями и поставщиками услуги предлагается заключить один общий договор по управлению общим имуществом. В то же время от поставщиков услуг требуют заключать прямые договоры с людьми:

— По распоряжению Минжилкомхоза и Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) мы это делаем уже три года. Заключили сотни договоров. Жители выбрали организацию по обслуживанию. Заключено только 10% договоров, где невозможно найти собственника квартиры, который уехал, сдал жилье и др. Менять ситуацию, чтобы договоры стали недействительными, неправильно. Это создаст поток жалоб и обращений. Мы предлагаем не трогать те договоры, которые люди уже заключили с обслуживающей организации.

Обязательного требования по перезаключению договор нигде не прописано. Просто местные исполкомы вместе со службой заказчика не выполняют закон о защите прав потребителей, полагает Геннадий ТРУБИЛО, первый заместитель министра ЖКХ:

Необходимо сообщить потребителю, кто у него работает на районе. Ведь приходят в почтовые ящики бумаги, где написано: вам прервут обслуживание домофона, если вы с нами не заключите договор. Человек, конечно, пугается и заключает. Через месяц приходит такая же бумажка от другой компании. Что делать людям? А еще бывает, что одну и ту же услугу приходят оказывать в один подъезд несколько различных организаций.

Ирина БАРЫШНИКОВА, заместитель начальника управления охраны прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли, в свою очередь, предлагает прописывать в законе возможность оставить действующими уже заключенные личные договоры с жителями и перенаправить их на уполномоченное лицо по общему домовладению. И если претензий нет — продолжать получать услуги, если есть — расторгать договор и менять поставщика.

Секретный код и кабель «в пакете»

Немаловажная проблема при обслуживании ЗПУ коды на открытие без ключа. Кому передавать их, до сих пор определиться трудно даже специалистам. Ранее при заключении договоров жителям выдавалось по пять ключей (четыре из них покупали). Также их же получали, например, коммунальщики. Обслуживающие организации уверяют, что ни разу не отказывали дать ключ хаус-мастеру из ЖЭСа. Однако это не значит, что выдавать ключи будут бесконечно и всем тем, кто потерял или забыл, или куда-то дел.

Дети и антисоциальные элементы называют коды всем вокруг, а некоторые жители просят секретный код, так как жалеют денег сделать чип, который, скажем, потеряли. При этом отказать им якобы и нельзя. Так что вопрос, давать или нет, остается открытым до сих пор, ведь, как говорится, «запретить нельзя отказать» стал запятую где хочешь.

Еще одна проблема, связанная с домофонными системами, пакетный принцип прокладки кабеля, в котором содержатся все коммуникации.

Белтелеком проводит свои энергосети с использованием оптоволокна для целого пакета услуг: телефон, интернет и в том числе домофон. И все это через один кабель с различными ответвлениями, возмущается Геннадий Захаров. Наши мастера раз в месяц ходят и осматривают оборудование. Как нам физически возможно будет выделить домофонный кабель из этой системы и провести его техобслуживание? Совместно предстоит решить, как это сделать наилучшим образом, и разработать документ, который не вызовет жалоб.

Пакетный принцип  это в некотором смысле навязывание потребителю лишних услуг, соглашается Ирина Барышникова. Из общего оптоволоконного кабеля действительно невозможно выделить домофонный кабель. Сейчас организация разбирается с этим моментом. По правилам оказания услуг связи они могут предлагать пакетные услуги, если их технически невозможно разделить. Однако ЖКХ  это не услуга связи, и коммунальную услугу по домофонам навязать потребителю они не имеют права. Об этом четко написано в статье 19 Закона о защите прав потребителей ЖКХ.

Не забыли специалисты и о вопросе электроэнергии, которая требуется для работы ЗПУ, и оплата за которую проходит через сметы ЖКХ. Эксплуатирующая фирма не несет никаких затрат. Коммунальщики же, наоборот, лимитированы в потреблении энергии в местах общего пользования, за которую платят жители, поэтому за энергию на работу ЗПУ должна платить домофонные организация, считают коммунальщики.

— Одно переговорное устройство в месяц потребляет около 6 кВт. А житель платит за техобслуживание домофона 93 копейки с квартиры. Сюда, кстати, входят и ремонтные работы, и это прописано в договоре, — говорит председатель ассоциации «Безопасный дом». — Однако эта сумма в цифрах нигде не прописана.

В свою очередь, на замену панели ЗПУ или доводчика дверей требуется приблизительно 100 рублей, а делается это бесплатно, хотя ремонты такие совсем не редки, а расходы организаций никто не считает, парируют домофонщиков.

Очевидно только одно. Прежде чем принимать изменения, надо поработать совместно, чтобы выслушать все стороны и изучить обстоятельства работы каждого. Принятие новой редакции закона ожидается осенью во втором чтении.

Ирина СИДОРОК

Фото автора

Название в газете: Код падбяры на раз-два-тры

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.