Вы здесь

Какой смысл имеет фразеологизм «в горячей воде купаный»?


На встрече в одной из школ Логойска учитель белорусского языка спросила: «Какой смысл имеет фразеологизм «в горячей воде купаный»?»


Чтобы объяснить происхождение этого выражения, следует обратиться к обрядовому действию — первого купания младенца. Белорусские этнографические источники, наши экспедиционные записи убедительно свидетельствующие о том, что наиболее важным событием послеродового периода было первое ритуальное купание ребенка, сопровождавшееся многочисленными и довольно разнообразными атрибутами и этикетными регламентации. Их символизация опиралась на один из важнейших принципов народной культуры: «Подобное вызывает подобное». Первое купание наделялось судьбоносным характером, поэтому в купель (деревянное корыто, специально предназначенное для этого) прежде всего выливали чашечку ритуальной — святой воды, которую брали в церкви на Крещение. Затем в купель наливали небольшое количество обычной колодезной воды. И только после этого доливали горячую воду, которую старались не доводить до кипения. Проверяли ее, погружая в воду локоть правой руки. Эта последовательность приготовления воды была не случайной. Наливая в купель первой холодную воду, родные хотели, чтобы их ребенок во взрослом возрасте не был чрезмерно эмоциональным — «горячим», не жил по принципу «сначала скажу (сделаю), а потом поразмышляю». Отсюда и пошло выражение о несдержанных людей: «Наверное, в горячей воде тебя купали».

Воду, в которой купали мальчика, выливали под яблоньку (чтобы богатым был, чтобы продолжал свой род), а воду, в которой купали девочку, — под вишню (чтобы была красивая, «красная», одела белый свадебный наряд, как вишня весной) . На Полесье эту воду выливали под порог, чтобы девушка быстро замуж пошла.

Во время первого ритуального купания использовали целый ряд вещей, которые тоже, предполагали, будут влиять на судьбу человека. Поэтому в купель для девочки клали: девять (или сорок) зерен ржи — чтобы она выросла здоровой и смогла родить детей, продолжить свой род; однокопеечную серебряную или медную монету, чтобы тем самым свести к минимуму продолжительность месячных, когда она станет взрослой женщиной; добавляли немножко свежего молока, чтобы лицо у девочки был «беленьким и чистейшей воды»; использовали различные лекарственные растения, собранные на Ивана Купалу (например, ромашку, чистотел, чабрец); могли положить несколько угольков, чтобы на протяжении всей жизни никто не смог сглазить. Под купель клали гребень, веретено, лен, чтобы девочка была хорошей хозяйкой, умела прясть и ткать.

Во время первого ритуального купания мальчика выполняли приблизительно те же магические действия, кладя в купель: зерно — с той же продуцирующей целью — продолжение своего рода; обручальное кольцо отца — символ родительского рода и надежной защиты будущего охотника, земледельца, воина, которому практически всю жизнь придется быть вне своего жилища; также использовали лекарственные растения и защитные средства от сглаза. Под купель могли положить гвоздь, топор, молоток и подобные вещи, чтобы заложить навыки, которые необходимы будут взрослому мужчине. В более поздние времена в некоторых районах Беларуси клали книгу, чтобы ребенок был разумным и стал грамотным человеком. Считалось, что тогда его жизнь будет легкой и обильной.

Во всех славянских народах считалось нежелательным купать ребенка после захода солнца. Если же такое случалось, то воду выливали только на следующее утро.

Народный этикет категорически запрещал мыть какие-либо вещи (даже самого младенца) в той воде, в которой купали ребенка. Это могло спровоцировать тяжелые заболевания, прежде всего кожные.

Ребенок до года никогда не купали в тот день недели, в который он родился, и в воскресенье.

Таким образом, фразеологизм «Ты что, в горячей воде купаный?» Самым непосредственным образом связан с обрядом первого — во многом судьбоносного — купания младенца. Оно носило характер программирования, предопределения, поэтому к нему относились как к очень ответственному родовому событию. Именно поэтому обряд купания проводила опытная повивальная бабка.

Присылайте свои вопросы о корни и приспособленность к современной жизни календарных и семейно-бытовых народных традиций и обрядов на почтовый или электронный адрес редакции с пометкой «Пра радзіннае».

Оксана КАТОВИЧ, Янка КРУК

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.