Почти все письма в нашей стране проходят через столицу. А точнее говоря, через цех письменной корреспонденции и гибридной почты производства «Минская почта». Находится он тоже в символическом месте — в самом центре главного города нашей страны. Сортировка осуществляется круглосуточно в три смены. Да и рамки по времени поставлены жесткие. Ведь от этого зависит, как быстро по Беларуси разъедутся почтовые грузовики...
— Помните, раньше на конвертах и открытках была целая инструкция о том, как надо правильно писать цифры индекса? — спрашивает заместитель начальника производства «Минская почта» Тамара Дербан. — Это было важно для еще советского сортировального оборудования. Распознать печатные буквы и тем более рукописные в графах «Кому» и «Куда» было для тогдашних технологий сверхъестественной задачей. А вот «научить» машину идентифицировать цифры, изображенные по точечкам, оказалось более посильным. Да и то большое количество работы приходилось делать вручную. Проведенный не там штришок или написанная не так цифра тут же «выбивало» ошибку.
Современное же оборудование появилось на «Минской почте» сравнительно не так давно — в 2012 году. Но нагрузка на него существенна. Специалисты подсчитали, что за сутки через цех проходит в среднем около 90 тысяч почтовых отправлений. Если взвесить такую массу писем, то она будет составлять чуть меньше полутора тонн. А, например, перед новогодними праздниками это количество можно смело умножать вдвое.
— Но в машину попадут не все письма. Например, существует ограничение по толщине. И оно довольно существенное — до шести миллиметров. Все, что превышает этот показатель, в том числе и мелкие пакеты, — идет на ручную обработку. Конверты формата А4, кстати, тоже отправляются исключительно туда.
Процент автоматической сортировки доходит до 70. Его можно увеличить, благо запас есть. Но мяч в этом случае на стороне тех, кто отправляет письма.
— Нередко случается так, что наша машина не может корректно распознать адрес и правильно его соотнести с нужной ячейкой, соответствующей рабочему участку, — замечает начальник цеха письменной корреспонденции и гибридной почты производства «Минская почта» Оксана Зуевская. — Причин здесь, как правило, две. Первая — это орфографические ошибки в адресе. Например, что касается Минска, то проспект Любимова не раз превращался в проспект Любимого. Но такого имени не существует в реальности! А еще у человека может быть неразборчивый почерк. В таком случае «проблемные» письма отправляются на видеокодиравание. При помощи специального программного обеспечения адрес на мониторе увеличивается многократно, что помогает правильно понять буквы. Но это, возможно, не всегда. В 10% случаев бессильно и оно. В таком случае загадочное отправление отдают специалистам, которые занимаются ручной сортировки. Однако каждый день остается листов десять, дешифровать почерк на которых не под силу и им. Тогда их возвращают по адресу, с которого было сделано отправление.
Интересно, что касательно корреспонденции, которую отправляют юридические лица, такой проблемы почти не существует. Дело в том, что они, как правило, на конвертах всю необходимую информацию печатают. И поэтому только одно письмо из сотни не пройдёт с первого раза автоматическую сортировку, да и то это связано с тем, что, например, в отправителя был очень бледно напечатан адрес.
— Новая корреспонденция поступает в цех письменной корреспонденции и гибридной почты постоянно в течение дня, — говорит Тамара Дербан. — У нас по Минску работают 20 маршрутов выемки по 509 почтовым ящикам. Если водитель собрал почту, то приезжает и сдает свои приобретения. С отделений почтовой связи к нам привозят почту два раза в день. А вот из областей — раз в сутки. И оттуда поступления бывают исключительно в мешках.
Что касается ранжирования по времени отправления машин, то оно очень жестко регламентировано. Сначала отправиться корреспонденция в областные центры. В минские почтовые отделения рейсы начинаются ближе к утру. Дело в том, что одновременно с письмами, посылками и мелкими пакетами автомобили везут и периодические печатные издания. А такая существенная разница во времени обусловлена расстоянием.
А вот почтовых вагонов в Беларуси уже не встретишь. Они были очень актуальны во времена СССР — попробуйте доставить самолетами вал почтовых отправлений в Сибирь или вообще на Дальний Восток. Теперь же на такие большие расстояния наша почта не работает, а для внутриреспубликанских перевозок платить за пользование вагоном невыгодно по сравнению с затратами на автомобильный транспорт. Да и не в каждый райцентр проведены рельсы, а это значит, что все равно перегрузка на машины понадобится. Правда, международные почтовые вагоны существовали еще не так давно. Например, один такой вагон курсировал из Минска в Иркутск. Теперь же вся международная почта обрабатывается до бюро обменов. Это означает, что если вы посылаете письмо, например, в тот самый Иркутск, то сначала его отвезут в Москву на автомобиле.
Чаще всего белорусы отправляют письма в страны Балтии, Россию, Украину. А что касается входящей почты, то здесь безусловный лидер — Китай. Больше всего оттуда идет мелких пакетов — интернет-торговля набирает обороты. Но довольно много отправлений приходит к нам из США, Германии, Италии и даже Сингапура. Ежедневно регистрируются посылки и письма с довольно экзотических для нас стран — например, из Бангладеш. Правда, письма, подписанные на латинице, отправятся на ручную сортировку: оборудование «заточено» на кириллицу ввиду того, что подавляющее большинство корреспонденции у нас все-таки внутриреспубликанское.
Ведущий инженер-электроник Сергей Коптыш демонстрирует, как работает современная сортировочная машина. Оператор нажмет на пульте несколько кнопок — и плотно составленные письма скроются за металлическим корпусом, чтобы через несколько секунд разместиться на нужном доставочном участке.
— Можно выставить скорость подачи, расстояние между листами. Камера делает до 45 тысяч картинок в час в очень высоком разделении. Они после попадают на сервер, где обрабатываются криптографическим программным обеспечением. Если информация расшифрована — письмо отправляется в приготовленную для него ячейку, которая рассчитана на 600 листов. Если нет — то оно идет на видеокодирование, где 25 операторов обрабатывают полученные картинки. При повторном прогоне листов машина читает информацию, которую присвоил оператор видеокодиравания. При любой нештатной ситуации — например, два письма намокли и сцепились между собой, — машина остановится, а на мониторе будет видна возникшая проблема.
В планах «Белпочты» — приобрести сортировочное оборудование для обработки мелких пакетов и небольших посылок.
Валерьян ШКЛЕННИК
Фото Анны ЗАНКОВИЧ
Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.
Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».