Вы здесь

Истории людей, страдающих шизофренией


Они поют и пишут стихи, играют на фортепиано, выгуливают любимых животных и любят женщин, но их жизнь осложнена диагнозом «шизофрения». Вова был обычным парнем, учился в училище и подрабатывал на скорой помощи, а заболел после того, как близкая девушка покончила жизнь самоубийством... Вера училась в торговом колледже, диагноз ей поставили после смерти бабушки и дедушки, которые ушли из жизни с разницей в два дня. Андрей с этой болезнью родился. А Юрий Васильевич, прошедший Афганистан, заболел в пожилом возрасте. Кстати, находясь в РНПЦ психического здоровья, он написал стихотворение, которое начинается со строк: «Не дай вам Бог сойти с ума и ощутить всю силу равнодушья». Именно отношение в обществе к душевнобольным людям сами пациенты считают основной проблемой своей жизни.


Герой фільма Валодзя.

— Эти люди боятся пойти в магазин за продуктами. Страшно, что не так дадут деньги на кассе, не так посмотрят ... Или сами сделают что-то такое, что выдаст их диагноз. Они не боятся своего расстройства. Им страшно жить в социуме, который избегает и где-то даже пренебрегает ими. Но они не виноваты — проблема в самом обществе, — считает практикующий врач-психиатр и режиссер документального фильма «Жизнь с диагнозом« F20» Константин РУНЕЦ.

Задумывая свой фильм, он хотел показать людей, которые имеют ограничения и особенности, например, по-другому запоминают, но по-прежнему остаются лицами со своими желаниями, переживаниями и как никто нуждаются в заботе.

... Вова заканчивал училище и одновременно работал санитаром на скорой помощи, когда после самоубийства своей девушки получил диагноз «шизофрения».

— В момент обострения болезни я постоянно напивался и попадал в стационар, — рассказывает он. — Потом решил не пить. Теперь уже три года не употребляю алкоголь и не попадаю в РНПЦ.

Отец Владимира — врач. Но болезнь сына вызвала страх и растерянность.

— У меня была мысль, что все кончено. Я ничего не мог сделать для реабилитации сына, его постоянно госпитализировали, — рассказывает мужчина. —Мы даже хотели отдать Вову в интернат. И если обсуждали это на семейном совете, младший ребенок, который очень привязан к нему, заплакал. В тот момент мы поняли, что никогда этого не сделаем, и забрали документы. Мы семья и должны справиться с этой бедой. Постепенно стали приходить в себя. Сын уже несколько лет не нуждается в стационаре. Я радовался, когда его перевели в волонтеры. Он очень любит заботиться о других, всем старается помочь. У него появились друзья и хорошая компания.

Героі фільма.

— Некоторые знаменитые люди тоже болели шизофренией, но это не помешало им создать свои шедевры, — говорит Володя. — Даже если ты заболел, жизнь продолжается.

... 27-летний Андрей уверен, что с шизофренией он родился.

— Странности появились у меня в три года. Мать говорила, что это аутизм. А когда я вырос, получил диагноз «F20». Я стою на учете в городском диспансере, но в стационаре не лежал ни разу, — рассказывает парень.

Андрей неплохо учился в старших классах (правда, обучение было надомное) и даже успешно сдал репетиционное тестирование, но не стал поступать. Окончил курсы дизайна и сейчас работает по этой специальности. Люди с таким диагнозом могут работать, но не все наниматели охотно принимают их.

Героі фільма Андрэй і Вера (крайнія справа)

— Я получаю пенсию по потере кормильца (у Андрея погибла мама, он живет с отцом. —  «Зв».) Вв 246 рублей. Нужно быть гуру экономии, чтобы на нее прожить, мне приходилось вести домашнюю бухгалтерию, и далеко не каждый день я могу что-то приобрести. Поэтому я очень хотел работать. В одной фирме за 15 дней мне заплатили всего 10 рублей. Теперь уже четвертый месяц работаю в другой компании, — рассказывает парень.

... 22-летняя Вера заболела четыре года назад, когда умерли дедушка и бабушка. Тогда она училась в торговом колледже. Сейчас девушка живет с мамой. Она окончила курсы повара и кондитера, но пока нигде не работает. В проекте Белорусского Красного Креста «Открытый дом», объединяющий людей с такими же проблемами, Вера начала петь, хотя музыкальное образование получила еще в детстве, — училась в музыкальной школе.

— Болезнь отсеяла случайных людей, — говорит девушка. — Рядом остались только настоящие друзья.

Дырэктар РНПЦ псіхічнага здароўя Аляксандр СТАРЦАЎ.

Все эти молодые люди стали героями фильма « Жизнь с диагнозом «F20». Он был представлен накануне Всемирного дня психического здоровья, который отмечается сегодня. Картина примет участие в конкурсных программах Каннского кинофестиваля, Берлинале и других международных форумах.

— Около 1% людей в Беларуси, так же как и во всем мире, страдают шизофренией. При этом они могут даже не иметь группы инвалидности и работать. Конечно, пилотировать самолет или управлять подводной лодкой они не смогут, но даже врачом-статистиком могут быть, — говорит директор РНПЦ психического здоровья Александр Старцев. — Только далеко не все наниматели готовы принять их на работу.

Рэжысёр фільма Канстанцін Рунец.

Около 40-60% людей хотя бы однажды в жизни нуждаются в психиатрической помощи. РНПЦ психического здоровья является крупнейшей в Европе психиатрической клиникой. Она рассчитана на 1600 пациентов. Примечательно, что за последние 20 лет в стране количество коек в психиатрических стационарах сократилось вдвое —это связано с появлением новых препаратов и методик лечения.

Елена КРАВЕЦ

Название в газете: Жыццё з дыягназам «F20»

Выбор редакции