Вы здесь

Российские журналисты изучали опыт Беларуси по преодолению последствий аварии на ЧАЭС


Опыт Беларуси по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС на протяжении нескольких дней изучали в Гомельской области российские журналисты. Они побывали на нескольких предприятиях, в музеях и в радиационно-экологическом заповеднике. Корреспондент «СЕ» записала мнения участников пресс-тура.


На дегустации молочных продуктов  ОАО «Милкавита».

Лина Зернова, сопредседатель Гильдии экологических журналистов СЖ СПб и Ленинградской области, экологический журналист портала bellona.ru:

— Перед опытом Беларуси мы все снимаем шляпу. Чернобыльская авария произошла во времена СССР. И если поначалу Украина и Россия принимали участие в ликвидации последствий катастрофы, то со временем все тяготы легли на плечи Беларуси. При этом белорусы не стали кричать и привлекать мировое сообщество. Страна работала: на загрязненных землях организовали радиационно-экологический заповедник, постепенно и подконтрольно стали вводить когда-то отверженные земли в сельхозпользование. В этом выразился белорусский характер: расчет на свои силы. Опыт белорусов меня просто поразил. Сегодня это не территория отторжения и страха, а удивительный пример, когда побеждает человек. Думаю, белорусы нашли правильное направление. Это оптимальный, единственно верный подход, по которому можно было идти. Но я против и чрезмерного оптимизма. Мы все должны помнить об аварии и понимать, какое страшное наследие остается нашим потомкам.

Было приятно узнать, что тут выращиваются чистые от радиации сельхозкультуры, под строгим радиационным контролем налажено производство сыров. Безусловно, это все может быть только при честном, строгом, научном подходе и особой организации общества. Там, где оно коррумпировано, всегда будут вранье и опасность. Я очень рада, что здесь побывала, и надеюсь рассказать своим согражданам о том, что тут увидела.

Сергей Лескин — «Известия вузов. Ядерная энергетика», профессор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»:

— Я второй раз в Беларуси. Первый раз был на строительстве Белорусской атомной станции. Сам я 17 лет отработал на атомных станциях. Здесь впервые побывал на территории отчуждения. Мне было интересно, как люди себя ведут в такой экстремальной ситуации. Это сродни тому, как мы занимаемся подготовкой эксплуатационного персонала для атомных станций, и экстремальных ситуаций там тоже достаточно. Вопросы радиационной защиты в Беларуси уже отработаны, но остаются психологические. Поэтому мне было очень интересно попасть на эту территорию и посмотреть, как люди адаптировались в новых условиях жизни. Надо сказать, они очень хорошо научились жить в этой среде. Для них все понятно. Фобии есть в основном у тех, кто никогда с радиацией не сталкивался.

Я получил ответы на все свои вопросы. Нет здесь этих страшилок, которые пытались нам навязать. Жить можно в этих условиях. Я знаю людей, которые получили достаточно большие дозы, остались живы и живут. Очень многое зависит от организма конкретного человека, его иммунной системы, психологического состояния и т. д. На самом деле люди тут молодцы, они имеют чувство юмора и ко многому с оптимизмом относятся. Мне вообще нравится в Беларуси, народ очень доброжелательный и контактный. Планирую приехать сюда с семьей на отдых в санатории.

Андрей Антонов, обозреватель газеты «Новый Петербургъ»:

— Российско-белорусские отношения и ситуация в Беларуси давно занимают мое внимание. На Гомельщине я не первый раз. Был прежде и в зоне отчуждения, но до станции Масаны мы тогда не доезжали. Если раньше нам показывали Полесский радиационно-экологический заповедник очень быстро, то теперь мы более подробно познакомились с этой территорией. Фобий у меня нет. Там, куда нас возили, места безопасны для непродолжительного пребывания. Тем более с нами постоянно были работники заповедника. Я даже забрался на вышку и посмотрел на чернобыльский саркофаг. Туризм в этом месте — интересное направление, и желающие обязательно будут. Вы скоро сможете более широко проводить экскурсии в этом заповеднике, наладите рекламу и туристическую инфраструктуру, появятся гиды.

В Беларуси присутствует движение вперед, хотя, конечно, есть и проблемы. Но я постоянно вижу новые положительные изменения. Строятся новые здания, сдаются новые социальные объекты, развиваются промышленность и сельское хозяйство. Мне очень понравился совхоз-комбинат «Заря». Там грамотно организован производственный цикл: есть своя заготовительная база, мясомолокоперерабатывающее производство и реализация продукции. У нас до недавних пор отечественному производителю было трудно пробиться в торговые сети. Например, мне в Санкт-Петербурге не известны примеры реализации своих продуктов через собственную розничную сеть.

У нас в магазинах есть молокопродукты от белорусских производителей, и они однозначно пользуются большим спросом. Поэтому было интересно познакомиться с ОАО «Милкавита». Это очень хорошее производство. Мне необычайно понравились их сыры. В Турове мы познакомились с производством мягких сыров — там тоже интересное производство с современным оборудованием. Мне только кажется, что если бы бренд назывался не на итальянский манер, а как-то ассоциировался с темой Беларуси, то у нас в России эта продукция пользовалась бы еще большим спросом.

Алексей Шляков — информационный портал «Тверь-24» и газета «Пролетарская правда» (Тверь):

В полесском радиационно-экологическом заповеднике.

— Мы посетили не только Гомель, но и небольшие города Беларуси: Мозырь, Туров, Ветку. Маленькие города Беларуси очень ухоженные, и это бросается в глаза. У нас в таких городах, увы, не так чисто. И понятно, что это сделано не к нашему приезду — это постоянное состояние населенных пунктов в стране.

Меня очень впечатлило сельхозпредприятие «Заря». Там государственная собственность. Существует мнение, что государство — неэффективный собственник, и у нас собственность в результате приватизации активно раздавалась как бы эффективному менеджменту. В результате мы пришли к тому, что у нас почти не осталось крепких хозяйств. Мы разговаривали с директором о технологии выращивания птицы. У нас бройлер живет на птицефабрике 28 дней, а у вас — до 42. Это говорит о том, что гораздо меньше используется гормональных добавок в кормах. Соответственно, мясо птицы более полезное. Аналогично по свинине.

На предприятии выбрали политику, которая называется менеджментом вертикальной интеграции: от заготовки кормов, которые будут использоваться для основных видов производства, до глубокой переработки и продажи через сеть своих магазинов. Я посмотрел у них статистику — 72 % оборотных средств приходит через собственную розницу. Соответственно, вся маржинальность остается в хозяйстве, что дает возможность стабильно развиваться и даже в неурожайные годы чувствовать себя абсолютно нормально. Плюс высокие технологии. При этом более 80 % техники, которая там работает, белорусского производства.

Что касается развития туризма в радиационно-экологическом заповеднике, абсолютно правильное выбрано решение. Все равно люди будут пытаться проникнуть в эту зону. Всегда есть экстремалы, которые хотят что-то запрещенное увидеть. Гораздо лучше, если все будет организованно и при этом не будут нарушены нормы радиологической безопасности, не будет вынесено что-то опасное из зоны. Почему на этом не зарабатывать? Я думаю, что радиофобия несколько утрирована. Журналистам надо что-то «острое» писать. И куда проще написать, что мы увидели трехногих лосей или лошадь Пржевальского с двумя головами, — такая сенсация будет продаваться.

Сегодня в Беларусь без виз въезжают граждане многих европейских государств. На мой взгляд, там радиофобия намного сильнее выражена, чем у нас. Поэтому пусть люди приезжают и смотрят, что на этой территории происходит реально. А реально за этими территориями организован постоянный грамотный контроль.

То, что делается, делается правильно. И тут нужно в глобальном смысле смотреть. Нас всегда пытаются пугать ядерной угрозой. Люди, которые приезжают в заповедник, теперь могут оценить реальные последствия воздействия радиации. И это ведь не ядерная бомба взорвалась, это всего лишь один реактор атомной станции — а какая территория оказалась непригодна для жизни, для постоянного проживания. Важно, чтобы люди понимали, насколько ответственно мы должны подходить к ядерным технологиям.

Виктория Кандаурова, блогер LіvеJоurnаl, фотограф (Санкт-Петербург):

— Много нового узнали о чернобыльской истории. Когда я выложила отсюда, из чернобыльской зоны, пост в «Инстаграм», мне написали: «Ой, ты куда забралась? Не страшно?» Нет, на самом деле я спокойна, фобий нет вообще. Тем более мы живем в мире, в котором самые разные неблагоприятные факторы оказывают влияние на нашу жизнь.

Мне, наоборот, очень все интересно. Потрясающий музей старообрядчества и белорусских традиций имени Федора Шклярова в Ветке. Для меня эта тема была совсем неизвестна. Там удивительной красоты иконы. Я не ожидала такое здесь увидеть и потому в восторге.

Александр Козьмин, блогер LіvеJоurnаl, фотограф (Санкт-Петербург):

— Это не первый мой приезд в Беларусь, и каждый раз я узнаю ее новые интересные стороны.

Сами белорусы каждый раз приятно удивляют. Все экскурсии в тех музеях, где мы были, проводили очень увлеченные люди — в Ветке, в Турове, в Гомельском дворцово-парковом ансамбле. В том числе молодые люди, которые вдохновенно, с глубоким проникновением в тему рассказывали историю своего края.

Пресс-тур российских и белорусских журналистов был организован Национальным пресс-центром Республики Беларусь, Постоянным Комитетом Союзного государства и Гомельским областным исполнительным комитетом.

Ирина ОСТАШКЕВИЧ

Фото автора

Гомель — Хойники — Туров — Ветка

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.