Вы здесь

Дирекция Минского кинофестиваля раскрыла карты этого года до конца


Дирекция Минского международного кинофестиваля раскрыла карты этого года до конца — теперь мы знаем не только участников конкурсных программ, но и содержание внеконкурсных секций. Тут вам и фестивальные сенсации, и знаменитые авторы, и фильмы на стыке игрового и документального кино, и картины из лонг-листа премии «Оскар». Но что каждый раз привлекает особое внимание — «Листопад» наконец назвал участников Национального конкурса и внеконкурсной программы белорусского кино. На фоне прошлогоднего скандала, что касалось запрета Министерством культуры показа нескольких отобранных дирекцией фильмов, подборка выглядит сознательной реабилитацией.


«Чистое искусство» Максима Шведа.

На этот раз кинофестиваль даже не показывает отсутствие цензуры, а подчеркивает ее. Если кто помнит, на одной из пресс-конференций перед прошлогодним «Лiстападом» представители дирекции сообщили, что Министерство культуры, один из основателей кинофестиваля, на специальной закрытой комиссии исключило из Национального конкурса несколько фильмов. Озвученное вызвало резонанс и обвинения в цензуре, а некоторые авторы, которые могли все-таки участвовать, сняли свои фильмы из программы конкурса.

В нынешнем 26-м «Лістападзе» участвуют и те, кого сняли, и те, что снялись. В частности, картина Андрея Кутило «Стриптиз и война», как мы писали, вошла в программу уже не Национального, а Основного конкурса документального кино. Правда, для этого ей нужно было пройти через ряд престижных международных фестивалей.

В Национальном конкурсе поучаствует отклоненная в прошлом году работа Александра Михалкович «Моя бабушка с Марса», в которой автор рассказывает о своей бабушке, которая живет в Крыму. Также в секцию белорусского кино вернулись фильмы «Перезимовать» Евы-Екатерины Маховой и «Пляж / Лес / Тамбур» Кирилла Галицкого и Светланы Козловской, которые авторы в знак несогласия в прошлом году отозвали сами.

«Озеро радости» Алексея Полуяна.

Самой «густонаселенной» в Национальном конкурсе вновь стала документальная часть. Белорусский зритель сможет увидеть лауреата самой престижной в сфере неигрового кино кинофестиваля  ІDFА — фильм Summа Андрея Кутило. В 2018 году картина об отношениях между пожилым польским художником Анджеем Струмилой и молодой художницей из Минска была отмечена в Амстердаме как лучший фильм средней продолжительности.

Премьера «Чистого искусства» Максима Шведа произошла на Краковском кинофестивале. Лента довольно метко показывает Минск через так называемый ЖЭС-арт — фигуры, образующиеся на столичных постройках после замазывания городскими службами граффити и надписей, и вдохновлен этими формами абстрактной живописи художника Захара Кудина. Интерес вызывает работа «Хроники ртути» Бена Геза и Саши Кулак, так как последняя известно нам как соавтор стильной и глубокой «Саламанки».

В документальную программу конкурса вошли две работы «Беларусьфильма»: «Одна семья» Натальи Жамойдик представляет собой довольно поверхностный рассказ о детях из детского дома, попавших в разные семьи, а «Большое путешествие князя Николая Христофора Радзивилла Сиротки» Юрия Тимофеева интересное разве ликбезом о нашем культурном наследии. Уже упомянутая картина «Перезимовать», показывающая деревенских стариков, которые на зиму переезжают в специальный дом сезонного проживания, «Игра в классики» Дарьи Демура и «Тренер» Ольги Абрамчик дополняют документальную часть.

Из шести анимационных фильмов, включенных в конкурс, четыре созданы на Национальной киностудии, причем почти исключительно режиссерами-женщинами, среди которых Елена Петкевич, Ирина Кодюкова, Татьяна Кубличская и другие. Зато в игровую часть вошли только независимые проекты. На «Лістападзе» зритель, наконец, сможет увидеть короткометражку по прозе Виктора Мартиновича «Озеро радости» Алексея Полуяна, которая уже получила призы на фестивалях в США, Испании и Греции.

Юлия Шатун, которая два года назад положительно прозвучала своим фильмом «Завтра», а сейчас учится режиссуре в Москве, вместе с Никитой Александровым представит новую картину «Последний день этого года». Новую работу Никиты Лаврецкого «Сашин ад» зритель ждет еще с ее премьеры на Московском кинофестивале.

«Данте. Беатриче» Ирины Кодюковой.

Наконец экспериментом дирекция назвала включение в Национальный конкурс фильма «1986» немецкого режиссера Лотара Херцога и объяснила свое решение тем, что в съемочной группе работало большое количество белорусов, сюжет касается нашей страны и по духу картина белорусская. Между тем жюри, в которое вошли польский режиссер Кшиштоф Занусси, отборщик Гётеборгского кинофестиваля Фредди Ольссон и белорусская дакументалистка Ольга Дашук, будет предоставлено право не рассматривать «1986» в качестве конкурсного фильма.

Четыре ленты включены в внеконкурсную программу «Белорусская панорама», а ожидаемая работа «II» Власти Сеньковой, премьера которой только-только прошла на Варшавском кинофестивале, на «Лістападзе» попала в раздел «Специальные показы».

Реабилитированный Национальный конкурс будет демонстрироваться с 5 до 7 ноября в кинотеатре «Беларусь».

Ольга МИЦКЕВИЧ

Название в газете: Сваё на вялікім экране

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».