Нынешняя осень стала временем геополитических «тектонических сдвигов» для стратегического макрорегиона Латинской Америки.
Сначала президент Перу Мартин Вискара распустил парламент и назначил досрочные выборы. «Пусть народ решает», — заявил политик. А в начале октября наступила горячая пора для Эквадора.
Президент этой страны Ленин Морено своим распоряжением отменил государственные субсидии на бензин, в результате чего цены выросли более чем вдвое. Однако коренное население Эквадора — индейцы — менее чем за две недели показала «кто в доме хозяин». И власти пошли на уступки. Почему же лихорадит Эквадор?
Большая мобилизация
Буквально сразу после объявления об отмене государственных субсидий на топливо Эквадор накрыла волна протестов. Началось все с того, что работники транспорта по всей территории страны объявили бессрочную забастовку. Манифестанты начали перекрывать крупные автомагистрали. Особую активность в протестах проявило индейское население Эквадора (самое крупное племя — кечуа), действия которого координирует Конфедерация коренных народностей (Соnаіе), что объявила «Большую национальную мобилизацию» на священных землях резерваций. Также в протестах активно участвовали профсоюзы Объединенного рабочего фронта (FUT).
В некоторых городах митинги переросли в беспорядки. Морено объявил в стране чрезвычайное положение. Однако тогда полностью отменить «топливное» решение президент Эквадора отказался. «Время бездействия закончилось», — заявил он на пресс-конференции. Тем временем из-за беспорядков в столице Кито президент и правительство перебрались в самый большой в стране город Гуаякиль, который находится на тихоокеанском побережье.
Во всех образовательных учреждениях на неопределенный срок были отменены занятия. Одновременно появились сообщения о захватах нефтяных объектов. Государственная нефтяная компания Реtrоаmаzоnаs приостановила работу на пяти блоках, что привело к снижению суточной добычи примерно на 30-40 процентов от среднего уровня в 437 тысяч баррелей. Из-за захвата нескольких месторождений была приостановлена работа Трансэквадорской нефтепроводной системы (SОTЕ). По оценке министерства энергетики и невозобновляемых ресурсов страны, объемы подачи нефти сократились до 30 процентов от обычных показателей, а потери от приостановки работ на месторождениях исчислялись десятками миллионов долларов. Реtrоесuаdоr объявила форс-мажор по своим контрактных обязательствах до завершения беспорядков.
Примечательно, что всего за пару дней до принятия решения отменить субсидии на горючее эквадорское минэнерго проинформировало о намерениях страны начиная с 1 января 2020 году выйти из ОПЕК. Такой шаг был обусловлен планами правительства страны по сокращению бюджетных расходов и увеличению доходов. Доля Эквадора в мировой добыче нефти невелика: по данным глобального обзора компании BP за 2016 год, она составляла всего 0,7 процента (29,3 млн тонн). Однако это государство является одним из старейших членов ОПЕК (с 1973 года со перерывом в 1992—2007 годах), и ее решение о выходе из этой организации было бы явным сигналом о том, что далеко не всех ее участников устраивает соглашение о сокращении добычи нефти с целью поддержания относительно высоких цен на нее. В рамках этого соглашения на Эквадор были возложены не самые тяжелые обязательства «придерживать» 16 тысяч баррелей, однако экономическая ситуация в стране такова, что без увеличения экспорта «черного золота» практически не обойтись.
Нефть и бананы
Уровень внешнего долга Эквадора относительно невелик — около 45 процентов ВВП страны, но с начала этого десятилетия он увеличился более чем вдвое. Падение мировых цен на нефть нанесло серьезный удар по финансовой стабильности страны. В первом проекте бюджета, который пришлось утверждать Ленину Морено вскоре после его избрания президентом страны в 2017 году, был заложен дефицит в $ 4,7 млрд при объеме расходов в $ 36,8 млрд. Впрочем, подобные проблемы преследовали Эквадор и в тот момент, когда цены на нефть были на историческом максимуме. В 2011 году дефицит бюджета был около $ 4 млрд при общем его объеме около $ 24 млрд, причем на долю доходов от нефти приходилось более 40 процентов.
Еще одна традиционная статья эквадорского экспорта — бананы. Однако на этом рынке Эквадор в последние годы испытывает активную конкуренцию со стороны таких стран, как Гватемала и Колумбия, которые увеличивают свое присутствие в США и Европе. В связи с этим эквадорские бананы все больше переориентируются на Юго-Восточную Азию и Россию. Это обстоятельство во многом и подтолкнуло власти Эквадора к отмене субсидий на топливо. Сэкономленные средства в объеме около 1,4 миллиарда долларов планировалось направить на реализацию «большого агролана» — на стимулирование сельского хозяйства, прежде всего ориентированного на экспорт.
Понимая, что хроническая дыра в казне ведет экономику страны в тупик, власти Эквадора объявили на следующий год планы по радикальному сокращению бюджетного дефицита —- с $ 3,6 млрд до $ 1 млрд. Однако необходимый для этого набор мер оказался совсем стандартным: сокращение расходов, отмена льгот и субсидий, урезание социальных гарантий, ужесточение налоговой политики и другие инструменты, рекомендованные международными финансовыми институтами для экономик с подобными проблемами. В марте этого года правительство Эквадора подписало соглашение с Международным валютным фондом о получении кредита в размере 4,2 миллиарда долларов, а до этого Ленин Морено заявил о планах получить еще $ 6 млрд от других финансовых институтов.
Совсем не до смеха
Ленин Вольтер Морено Гарсес победил на президентских выборах 2017 году благодаря протекции прежнего президента Рафаэля Корреа, при котором он в течение десяти лет был вице-президентом. Морено известен как единственный лидер государства в мире, который передвигается на инвалидной коляске. Он является автором нескольких книг по смехотерапии и теории юмора, основателем фонда для поддержки юмора как стиля жизни в стране.
Корреа придерживался социалистических взглядов. Он субсидировал через перераспределение нефтяных доходов продажу населению топлива по низким ценам, выплачивал пособия по бедности, были бесплатными образование и здравоохранение. Однако после прихода к власти Морено быстро отошел от политики своего бывшего шефа. Он взял курс на либеральные реформы, а также начал пересматривать внешнеполитические связи Эквадора, расторг отношения с прежними союзниками Кита и сориентировал страну на сотрудничество с Вашингтоном. Так, одним из знаковых шагов нового кабинета министров стала выдача британской полиции основателя сайта WіkіLеаks Джулиана Ассанжа, который с 2012 года скрывался на территории посольства Эквадора в Лондоне.
По мнению экспертов, новый курс Кита давно вызвал раздражение в обществе. «Морено повернул политику страны на 180 градусов, что сильно ударило по ее имиджу, прежде всего в Латинской Америке. Он взял курс на зависимую внешнюю политику, что оказалось не по душе населению страны, которое привыкло чувствовать себя суверенным, — пояснил RT заведующий кафедрой международных отношений и внешней политики России МГИМО Борис Мартынов. — Морено придерживается классической неолиберальной политики, которая предусматривает все отдать на откуп свободному рынку. Но эти рецепты подходят не для всех — в некоторых странах люди исторически привыкли к тому, что государство несет социальную ответственность».
Субсидии на топливо были введены в Эквадоре в 1970-х годах. Их упразднение является частью пакета экономических мер, с помощью которых власти намеревались бороться с кризисом в стране. Следует отметить, что в декабре прошлого года в Эквадоре уже сокращали топливное субсидирование для населения: по указу Морено тогда цены на бензин выросли сразу на четверть — с $ 1,48 до $ 1,85 за галлон (3,78 л). При этом для общественного транспорта и такси государственные субсидии на горючее тогда сохранились.
После протестов
Очевидно, что Морено рассчитывал провести непопулярные реформы в обмен на кредиты МВФ. «Фонд всегда настаивает на таких мерах по нормализации экономики, которые не учитывают интересы населения. И на практике эти реформы всегда вызывают недовольство. Скорее всего, власти не ожидали, что повышение цен на бензин вызовет такую волну протестов, — заметил RT заместитель директора Института Латинской Америки РАН Николай Калашников. — Но население Эквадора определяется социальной подвижностью и готово отстаивать свои права». Попытка отказаться от общественного договора с населением явно провалилась, и эквадорцы отправились свергать Ленина Морено, держа в руках не только собственно государственную символику, а и красные флаги.
Власти Эквадора по итогам переговоров с лидерами движения коренных народов приняли решение упразднить указ об отмене субсидий на топливо, введение которого спровоцировало массовые акции протеста по всей стране. В обмен на это представители коренных национальностей согласились прекратить забастовки и манифестации. Встреча состоялась при посредничестве местного представительства ООН и Конференции эквадорских католических епископов. В начале переговоров президент Ленин Морено предложил сформировать специальную комиссию по пересмотру положений указа и пообещал следовать ее рекомендациям. Но президент Конфедерации коренных народов Эквадора Хайме Варгас заявил, что это не соответствует требованиям жителей страны, которые выступают за полную отмену указа, и призвал отправить в отставку главу МВД и министра обороны. Что через некоторое время Морено и сделал.
Эквадор возвращается к нормальной жизни после массовых акций протеста, которые парализовали страну почти на две недели. В столице Кито уже не действует комендантский час, чрезвычайный режим снят. Во время протестов погибло восемь человек и около 1500 получили ранения. Подсчитываются экономические потери. Значительно пострадал малый бизнес. Нефтяные объекты возобновили свою работу, правда, пока не на полную мощность. Цены на бензин вернулись к уровню, который был до кризиса. Автомобилисты торопятся заправить свои авто.
Самые ожесточенные столкновения демонстрантов с полицией происходили в Кито. Тысячи добровольцев вышли на улицы, чтобы привести в порядок город, который между прочим находится в Списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Предполагается, что на восстановление центра придется потратить не менее полумиллиона долларов.
Захар БУРАК
Фото из открытых источников
Проект чрезвычайно важен социально, но не только...
Более 1410 тематических конструкций появится на улицах столицы
Корреспонденты «Звязды» вместе с сотрудниками ГАИ понаблюдали, как минчане пользуются средствами персональной мобильности.