Вы здесь

Гуру педагогики Росс Моррисон МакГилл: Общественность не думает, что вы, дорогие учителя, работаете много


«Урааааааа !!!!!». «Я так понимаю, что мы скоро встретимся?». «Аналогичная радость. На одной волне ». «И я, и я, и я!». «Правда, как же классно, когда люди из разных уголков Беларуси понимают, о чем речь. До встречи, друзья». «Скоро увидимся». Такими эмоциями делились в «Фейсбуке» педагоги, которые получили приглашение на ЕdСаmр Bеlаrus - 2019. Учителя отсчитывали дни до его начала, как дети в ожидании Нового года.


Росс Моррисон МакГилл: «Общественность не думает, что вы, дорогие учителя, работаете много. Также они думают, что вам платят хорошо...»

По доброй воле

Педагогическая (не)конференция прошла в столичном клубе «Имагуру» уже в третий раз с неизменным аншлагом. В свои выходные дни учителя со всей страны приехали в столицу, чтобы поделиться друг с другом самыми современными педагогическими практиками или просто послушать мастер-классы от «гуру» педагогики. Главный принцип форума – добровольность: «дай, если можешь, возьми – если хочешь».

Все здесь могут быть как спикерами, так и слушателями. Могут предложить свою педагогическую идею, озвучить проблему и пути ее решения, исходя из собственного опыта, провести мастер-класс, а могут просто проголосовать за то, что хотят услышать.

Кто-то метко сравнил ЕdСаmр с наркотиком, от которого невозможно отказаться. Кто-то назвал его учительским кислородом, который помогает выживать. Многие из участников педагогической (не)конференции считают себя белыми воронами в школах, а ЕdСаmр дает им возможность попасть в череду таких же, как ты сам. Эффект неформальной встречи активных учителей в том, что она вдохновляет, после нее хочется работать по-новому, творчески, активно, плодотворно и в современном формате. «Сотрудничество – для будущего» – именно так была сформулирована общая идея для ЕdСаmр Bеlаrus –2019.

Гостем мероприятия стала посол Великобритании в Беларуси Жаклин Перкинс: именно благодаря посольству этой страны состоялся визит в Беларусь такой «мегазвезды», как Росс Моррисон МакГилл. Его сайт tеасhеrtооlkіt.со.uk регулярно входит в топ-100 самых полезных педагогических ресурсов. Росс МакГилл номинировался газетой Thе Sundау Tіmеs на звание одного из 500 самых влиятельных людей Великобритании. Более 25 лет он преподавал трудовое обучение и технологии (был «Учителем года Великобритании» в 2004 году) и руководил одной из самых сложных лондонских школ.

– Сегодня мы живем в условиях глобализации, источников информации очень много, их число постоянно увеличивается. Медиаграмотность, о которой мы будем сегодня говорить, очень важный навык, который нужно развивать у подрастающего поколения, – подчеркнула госпожа Жаклин Перкинс. – Как отличить истинную информацию от ложной? Британское посольство заинтересовано в поддержке программ по противодействию дезинформации.

Три точки опоры

Стало традицией обозначать на карте Беларуси населенные пункты, откуда приехали участники EdCamp.

– Я открою для вас секрет: педагогика – это наука, – начала с шутки свое выступление заместитель председателя Общества белорусской  школы Тамара Мацкевич. – А наука любое слово, не подтвержденное цифрой, считает пустым. До поры до времени наши педагоги-ученые даже не подозревали, что существует общепринятая методика расчета эффективности воздействия различных факторов на обучение. И любое нововведение – или новый учебник, или школьная форма, продолжительность каникул, использование гаджетов или время начала занятий, –  все предварительно исследуется и измеряется в цифрах, а только потом принимается решение, внедрять это в образовательный процесс или нет. Так вот, самым эффективным фактором воздействия на академическую успеваемость учащихся, на качество обучения была признана «коллективная эффективность учителей». Если объяснять просто, то это уверенность учителей в том, что коллективными усилиями они могут достичь значительных результатов. Даже если им достались не самые талантливые и мотивированные ученики.

А вот проблемы, которые вызывают самые горячие споры в нашем обществе, имеют наименьший размер эффекта: количество учеников в классе, необходимость оставлять неудачников на повторное обучение, возможность выбора школы, введение школьной формы ... Мы забираем мобильные телефоны у детей, вместо того чтобы использовать их в учебном процессе.

– Хорошо уже то, что слово «реформа» больше не ассоциируется у нас с угрозой, – рассуждает Тамара Мацкевич. – Как физик по образованию, скажу вам, что нужны как минимум три точки опоры, чтобы реформа была успешна: это реформа в содержании, в технологиях и методике и в системе управления образованием. Учителя, к сожалению, пока мало могут влиять на содержание, но благодаря реализации программы по медиаобразованию мы постепенно начинаем менять наполнение учебников, делаем их более современными. Руководителей учреждений образования мы также пока не выбираем. А вот технологии обучения в наших руках. Нужно только дать большую свободу учителем...

Информация или мнения?

Панельная дискуссия на тему «Взаимодействие бизнеса и образования: что, кроме денег?»

Старт (не)конференции дала панельная дискуссия на тему «Взаимодействие бизнеса и образования: что, кроме денег?». Одним из примеров такого успешного взаимопроникновения стала программа «Учитель для Беларуси».

– Это совместный проект БПС-Сбербанка и Министерства образования. Он нацелен на привлечение в школы в небольших городах и населенных пунктах креативных и неравнодушных учителей, которые могут и хотят привнести в профессию педагога новые идеи, стремятся к саморазвитию, готовы к изменениям (в том числе и к переезду на новое место) и верят в свои силы, – объясняет Елена Мельченко, оператор программы «Учитель для Беларуси». – Был создан местный образовательный фонд «Новая школа», к проекту могут присоединиться любые компании-доноры, которые хотят внести вклад в развитие качественного образования в регионах. Мы очень надеемся, что наша программа станет своеобразным инкубатором образовательных проектов. Каждый учитель, который стал ее частью, должен будет придумать и реализовать проект, который впишется в местный контекст и сделает школу центром локального сообщества. Это может быть классный или общешкольный проект, в который будут вовлечены и родители школьника, и педагоги, и жители окрестных населенных пунктов: от создания школьного театра до решения экологических задач. А затем мы сможем транслировать их опыт и на другие регионы.

– В бизнесе я привык решать все вопросы, используя определенный алгоритм: от постановки проблемы к поиску ее решений, – подчеркивает соучредитель и управляющий партнер онлайн-гипермаркета 21vеk.bу Павел Матусевич. – Но я наблюдаю низкую вовлеченность людей в собственную жизнь, им неинтересно то, что с ними происходит. Я не знаю, как и когда в школе «убивают» эту заинтересованность. Мне важно, чтобы в моей компании все понимали, какая у нас общая цель, и чтобы знали связь между общей и личной целями. По моему мнению, в образовании нужно формировать пространство для осознанного выбора, формировать у детей навык учиться.

– А я работаю в вузе с тем, что получилось или не получилось у вас, – обратился к школьным учителям представитель ВТБ-банка и университетский преподаватель Михаил Новоселов. – И должен констатировать, что студенты не умеют работать с информацией и критически ее воспринимать. Они пользуются не информацией, а суждениями. И не создают собственные мысли. Если им не нравится мнение, то они найдут другое, которое их устроит.

– Мы все не умеем задавать вопросы, потому что в школе это, мягко говоря, не приветствовалось, в вузах за вопросы к преподавателю можно было получить кличку «ботан». На первом рабочем месте молодому специалисту также говорят: «Не спрашивай, я же тебе все объяснил». Между прочим, умение задавать вопросы – очень полезный навык для каждого из нас, – уверена Ксения Кручинина, руководитель humаn rеsеаrсh dераrtmеnt инвестиционной компании (фонда) Hахus. – Мы не знаем, какие навыки нужны современной молодежи, чему их учить. Так давайте спросим об этом у самих молодых людей...

Образовательные тренды

Безусловно, самой захватывающей получилась ярмарка педагогических идей, ради чего, собственно говоря, педагоги и собрались. У желающих была только одна минута на то, чтобы привлечь внимание коллег. Учителя хотели поделиться опытом создания медиауроков и нестандартных классных часов, STЕАM-подходами в преподавании ... биологии, стратегиями активной оценки при изучении лирических произведений на уроках литературы, использованием активной оценки в работе классного руководителя, приемами драмогерменевтики на уроках истории, использованием мнемотехник для совершенствования лексических навыков, технологией проектного обучения ЕduSсrum.

 

Тамара Качкан, учитель белорусского языка и литературы из ВПК «Подольский детский сад - средняя школа» Островецкого района, предложила провести мастер-класс на тему «Приемы визуализации учебного материала на уроках белорусской литературы, или Как избежать эффекта «сквозняка». «Чем помогут секреты Серафини на современном уроке?» – интриговала коллег учитель истории и обществоведения из средней школы № 2 г. Рогачева Ольга Кравченко. «Мобильный телефон на уроке: волк в овечьей шкуре или эффективное средство совершенствования учебно-познавательной компетенции учащегося?» – заманивала участников ЕdСаmр учительница иностранного языка с лепельской гимназии Екатерина Заяц.

«В одно ухо влетает, в другое ... или Секреты эйдетики для Х, У, Z», – так сформулировала свою идею учительница английского языка из мозырской средней школы № 14 Вероника Орлова и заместитель директора СШ № 14 г. Новополоцка Ольга Кецко.

Была заявлена ​​и такая тема, как «Бриколаж в образовании». Это новый образовательный тренд, суть которого заключается в использовании педагогом подручных средств и инструментов для развития творческого мышления у своих воспитанников. Это может быть все что угодно, кроме учебников. Такой метод не требует готовых методичек и разрешений сверху.

«Как сделать открытый урок безопасным для учителя, который его дает, и эффективным для всех, кто будет на нем присутствовать?» – так звучала тема мастер-класса заместителя директора жлобинской средней школы № 13 Елены Ананчиковой. Всем участникам (не)конференции давались три стикера, которыми они могли проголосовать за те темы, которые показались им наиболее актуальными. И это была задача не из легких, потому что услышать хотелось всех.

Стикерами участники (не)конференции голосовали за те темы, которые показались им наиболее актуальными. И это была задача не из легких...

Кто работает много?

«Для учителей, которые не делятся с коллегами своими знаниями, в аду будет особое место», – пошутил британский гость Росс Моррисон МакГилл. Росс относится к тем немногим, кто застрял в школе на 25 лет. Потому что «педагогика – в моей ДНК», как он сам о себе говорит. Дело в том, что педагогическая деятельность –  непрестижное занятие не только в нашей стране, а повсеместно.

– Сейчас в Великобритании насчитывается 443 тысячи учителей. Каждый год в школы приходит приблизительно 20-25 тысяч новых. И впервые получилось, что ушло больше педагогов, чем пришло. Статистика свидетельствует, что в среднем учитель работает в школе 13 лет. До 40% молодых педагогов уходят в первые пять лет (большинство – в первые два-три года работы), – констатирует Росс. – 350 тысяч квалифицированных учителей с дипломами в Британии сейчас не работают по полученной профессии: они или не приходят в школы, получив педагогическое образование, или уходят оттуда и мы не можем их вернуть.

В 2008 году Росс МакГилл начал вести свой учительский блог, а затем создал сайт tеасhеrtооlkit.со.uk – инструменты для учителя, у которого сейчас более 10 миллионов читателей, продвигает его в социальных сетях.

– Последние два года я решил путешествовать, встречаться с коллегами, делиться идеями. Я не знаю все ответы –  просто пытаюсь их найти, и это делает меня влиятельным человеком, – улыбается Росс. – Моя большая аудитория дает мне возможность проводить опросы и исследования, чтобы составить определенную картину по тому или иному вопросу. Например, учителя из всех стран жалуются на большое количество отчетов и электронных писем, на которые им приходится отвечать. Я интересовался, почему они уходят из профессии, опросил около тысячи педагогов в Британии. Для нашей страны главными причинами ухода являются высокая рабочая нагрузка, давление со стороны управления стандартов (это такой контролирующий орган в образовании), плохое поведение учеников и низкие зарплаты. Средняя рабочая нагрузка на учителей составляет 45-55 часов в неделю. У руководителей школ она может достигать 80 часов. Самое обидное: общественность не думает, что вы, дорогие учителя, работаете очень много. Также они считают, что вам платят хорошо.

«Если вы встречаетесь со «сложными» родителями своих учеников, лучше не садитесь, а стойте, тогда встреча пройдет быстрее», – еще одна шутка от Росса. «Признайтесь, а кто из вас любит учительские собрания? Никому они не нравятся, так для чего они нам тогда нужны? Лучше встретиться с коллегами в кафе ... А нравится ли вам, когда к вам на урок приходят и его оценивают? Что-то я не наблюдал подобного в медицине», – говорит Росс МакГилл, продолжая перечислять причины, по которым люди не задерживаются в профессии.

«Остался всего часок, и #ЕdСаmрBеlаrus станет историей, –  написала в «Фейсбуке» директор столинской средней школы № 2 Алла Лозицкая. – Друзья, возможным ли было такое немыслимое по профессиональной и человеческой энергетике событие, если бы не ВЫ, дорогие эдкемперы, эксперты, участники и волонтеры?! Точно, эффект длинного хвоста от (не)конференции будет. Пусть те практики, идеи, контакты, которыми мы щедро делились и которые приобретали, трансформируются в уникальный синергетический эффект! Спасибо этим двум насыщенным дням))) Прощай, #ЕdСаmрBеlаrus2019! Мы поехали нарабатывать новый опыт, чтобы было чем делиться на #ЕdСаmрBеlаrus2020!!»

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото автора и организаторов ЕdСаmрBеlаrus—2019

Название в газете: Сінергетычны эфект

Выбор редакции