Вы здесь

Дочь олимпийского чемпиона Сергея Мартынова может повторить успех отца


Мария выбрала стрельбу не сразу: сначала занималась плаванием, но, достигнув звания мастера спорта, решила, что больше не хочет приходить в бассейн. Только после девятого класса Маша попросила папу привести ее в тир. Именно здесь и началась взрослая спортивная карьера.


Этот год для Марии стал насыщенным на события: сначала выступление на домашних Европейских играх, потом серебряная медаль на чемпионате Европы, а главное — Мартынова завоевала лицензию на Олимпийские игры 2020 года в стрельбе из малокалиберной винтовки. Кстати, наши спортсменки уже 10 лет в этом виде стрельбы не могли попасть на Олимпиаду. О том, как за шесть лет Марии удалось достичь серьезных успехов в стрельбе, почему в этом виде спорта лучше не думать о победах и что такое тренироваться под руководством отца, девушка рассказала в своем интервью.

— Мария, нынешний чемпионат Европы стал для вас самым успешным. Ожидали ли получить награду и лицензию именно на этом старте?

— Нет, хорошее выступление ожидали скорее в начале сезона, потому что я все время была где-то около финалов. Летом пошел спад, после Европейских игр выступила еще на этапе Кубка мира в Рио-де-Жанейро, но ничего особенного там не показала, поэтому на этот раз вообще не рассчитывали на награды. Хотя все знали, что я могу показать результат, который выведет меня в финал.

— Приятным бонусом для вас стала олимпийская лицензия?

— Скорее, наоборот. Лицензия все-таки важнее, а вот медаль уже приятный бонус. Еще перед финалом меня начали поздравлять с завоеванием лицензии, а когда он начался, оказалось, что лицензии еще нет. Путевки в Токио было две, а претендовали на них три спортсменки.

— Это именная лицензия?

— Нет. Еще неизвестно, кто точно поедет на Олимпийские игры. Наверное, это решится по результатам сезона. В последние лет десять у белорусов не было олимпийских лицензий в женской винтовке, поэтому, возможно, в Токио отправлюсь именно я, но все это будет решать тренерский штаб. Сейчас у нас в женской команде хорошая конкуренция, правда, она не очень стабильная, от старта к старту получается по-разному.

— Сегодня это «серебро» для вас самое важное в карьере?

— Есть еще бронзовая медаль с этапа Кубка мира, но она выиграна в команде, к тому же я там не получила лицензию, а здесь и медаль личная, и лицензия — очень приятно.

— Перейти из плавания в стрельбу было сложно? Это же совсем разные виды спорта и по физической нагрузке, и по психологии.

— Сложно было принять решение уйти из плавания, потому что я отдала ему много времени. Это было не самое спонтанное решение, но и не долгое, мне понадобилось около месяца. Все остальное было несложно, просто занялась новым делом. Пришла в стрельбу физически подготовленная, может, поэтому мне было легко.

Кстати, родители отреагировали на мой переход спокойно, не хочешь плавать — не плавай. К тому же я не уходила из плавания, чтобы перейти в стрельбу. Сначала ходила на разные курсы, так прошло где-то полгода. Все это мне надоело, не хватало чего-то спортивного, может, риска или адреналина, и я попросила папу, чтобы он завел меня в тир. Там понравилось, начала заниматься. До этого пару раз уже была в тире, но почти ничего не помню.

— Результаты в стрельбе пришли быстро?

— На общем фоне, может, быстрее, чем у остальных, но, наверное, только от того, что другие начали заниматься в раннем возрасте и просто физически не могли показать хороший результат. И еще у меня не было переходного периода из детского спорта в юношеский, из юношеского во взрослый. Я, наверное, года два постреляла в качестве юниора и перешла на взрослый уровень. Мне кажется, это плюс, потому что многие психологически не выдерживают, когда результаты на детском уровне есть, а потом это все пропадает.

— Помните свой первый успешный турнир?

— Наверное, они начались только в этом году, а до этого была просто наработка опыта.

— Существует два основных мифа о стрельбе: физически в этом виде спорта вообще не нужно тренироваться и необходимо иметь идеальное зрение…

— Это действительно всего лишь мифы. У нас задействованы многочисленные группы мышц, поэтому необходимо иметь физическую подготовку. Сильно накачивать мышцы рук, ног, спины не надо, но нужно, чтобы все было в хорошей физической форме, не в максимальной, а в оптимальной. Чтобы и ноги держали, и руки были не слабые, спина не болела стоять по три часа в день с винтовкой.

У нас нет специального тренера по физподготовке, каждый сам выбирает, над чем работать, — у меня это обычно бег, плавание, планка.

Самое долгое упражнение в нашем виде — это стрельба из трех положений. Три часа длится квалификация, а через полчаса начинается финал, который продолжается еще час. Грубо говоря, в квалификации у тебя есть по часу на каждое положение, его нужно отработать от первого до сорокового выстрела, потом «перевернуться» и уже сконцентрироваться на другом положении от начала до конца. То есть четыре часа ты находишься в бешеной концентрации, бывает тяжеловато.

Что касается зрения, то, если у спортсмена оно плохое, можно поставить специальную линзу, которая будет как монокль. Нельзя использовать прицел, который увеличивает мишень, а вот линзу можно. Если слишком хорошо видишь мишень, это напрягает, а если она слегка расплывчатая, смелее нажимаешь на курок. Хорошее зрение может стать даже минусом.

— Тренировки у стрелков длятся 2,5–3 часа, что они включают?

— Все это время мы находимся в тире. Можем просто стоять наготове и по часу смотреть на мишени, потом стреляем холостыми, работаем с пулей или патронами, с электронными тренажерами.

— Ваш костюм весит около 5 кг и стоит не менее 2 тысяч евро, для чего он?

— Костюм повышает устойчивость, винтовка не так качается, он поддерживает мышцы, хоть даже и в нем бывает, что болит спина. Толщина и твердость костюма регулируются правилами.

— Чего бы вы хотели добиться в спорте?

— Если хотеть выиграть в стрельбе, то, наверное, мало что получится. Надо просто быть готовым показывать стабильно высокий результат, а уже попадет он в финал или нет, зависит не только от тебя, ведь другие восемь стрелков могут показать еще лучший результат, как бы хорошо ты ни был готов.

— Папа был еще действующим спортсменом, когда вы начали стрелять?

— Да. Года четыре меня тренировал другой наставник, но папа всегда участвовал в подготовке (смеется). Он всегда всех консультирует, сам не лезет, но, если кто-то спросит совета или попросит помощи, всегда подскажет. Теперь он мой тренер.

— Какой главный совет он вам дал?

— Все его советы важны, все остаются в голове. Главное, наверное, то, что на стрельбе жизнь не заканчивается, зацикливаться на спорте не стоит, надо иметь что-то за спиной — образование, другую жизнь. И папа, и муж (он тоже стрелок — Илья Шаплыко), конечно, порой высказывают свои мысли о моих выступлениях, но у нас такой хороший вид спорта: можно послушать, а сделать все равно по-своему. Тем более как спортсмены они понимают, что это может напрягать.

— Папина известность для вас — плюс или минус?

— Для меня плюс, что у меня такой опытный тренер, профессионал. Больше ни плюсов, ни минусов нет. Люди должны понимать, что, если он олимпийский чемпион, это не значит, что я обязательно тоже должна ею стать. У каждого спортсмена есть такая цель, но в детстве я об олимпийской медали не мечтала, хватало, что отец олимпийский чемпион, а чтобы два таких человека были в семье — это уже будет большая редкость. Возлагать такие нереальные надежды на себя, наверное, не стоит.

— Отец как папа и отец как тренер — разные люди?

— Нет. На тренировках он, как и дома, делает все идеально и лучше всех.

— Послушав совет папы не зацикливаться на спорте, думали ли, где могли бы себя проявить после спортивной карьеры?

— Мне всегда нравилась профессия учителя, но теперь для меня более актуальна тренерская деятельность. Поэтому я и пошла в БГУФК учиться на тренера. Мое первое высшее образование юридическое, но юристом я вряд ли буду работать.

— Стрельба из тех видов спорта, которыми сложно заработать…

— У нас небольшие заработки, шиковать не получается. Кто-то из девочек в команде совмещает спорт с заработком на маникюре, например. В Европе, наоборот, у стрелков есть основная работа, а спорт — это только хобби. И они с этим хобби приезжают и хорошо попадают в цель. Наверное, из-за того, что не «парятся» по этому поводу — у них же зарплата не зависит от того, как они выступают.

Дарья ЛОБАЖЕВИЧ

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.