Вы здесь

Что делать с венчальными атрибутами?


Людмила Николаевна из Речицы Гомельской области спрашивает: «Мы венчались в церкви, однако расторгли свой брак. После развода остались кольца, рушник, на котором стояли под венцом, венчальные свечи, икона — все это хранится у меня дома. Муж женился на другой. Я не замужем, осталась одна. Что делать с обрядовыми вещами?»


Этот вопрос можно отнести к разряду одного из самых сложных, связанных с пониманием сути широкого круга традиционных обрядов и роли тех вещей, которые оказались в поле обрядовой практики и которые становились обрядовыми атрибутами и наделялись чрезвычайным статусом с соответствующими сакрально-магическими характеристиками. Каждый атрибут имел свой ритуал посвящения, свое время активного использования (дальнейшая судьба) и свой вариант утилизации. К многочисленным атрибутам, которые сопровождали семейно-родовые обряды, отношение было особое. Например, фату или подвенечное платье хранили всю жизнь. Даже сегодня, когда свадебное платье берут напрокат, а затем возвращают обратно в салон, фату (тот атрибут, который украшал голову невесты и одновременно выполнял защитно-охранную роль) навсегда оставляют себе.

Все атрибуты, которые так или иначе на свадьбе были связаны с женихом и невестой, наделялись статусом неприкосновенности: нельзя садиться на место молодых, нельзя им ставить посуду, которой кто-то уже пользовался, нельзя никому передавать фату, нежелательно первую брачную ночь проводить на кровати, устланной чужим бельем, нельзя, вернувшись из храма, выходить из машины и становиться на голую землю, нельзя молодым, которые идут навстречу родителям, переходить дорогу (вспомните, сколько раз это делают фото- и видеооператоры)...

То же касается и рушника, на котором бывшие супруги некогда стояли под венцом. Оно входит в число сакральных и, соответственно, неприкасаемых атрибутов свадебного обряда.

Вспомним ситуацию, свидетелями которой несколько лет назад мы были сами. Завершается венчание в православной церкви в Ляховичах. Священник повязал руки молодым и повел к алтарю. Рушник, на котором стояли жених и невеста, осталось без присмотра. Мы направились к свату сказать ему, чтобы аккуратно свернул рушник и отдал крестным родителям молодых. Нам наперерез бросилась небольшого роста женщина (потом оказалось, что это тетя невесты), схватила его и с определенной долей злости довольно громко сказала: «Не лапайте рушник чужими руками, чтобы потом невесту чужие мужчины не лапали!» Такие слова дорогого  стоят, они как раз и приоткрывают некоторые тайны мировоззренческих представлений, о которых не часто говорили вслух.

Сколько бы времени не прошло с тех пор, но на рушнике осталась энергетика жениха и невесты, закрепленная соответствующим ритуалом объединения-соединения-сведения. Поэтому отдать его в храм или кому-либо другому нельзя, так же как нельзя и превратить его в повседневно-бытовую вещь, скажем, обычное полотенце-утиральник. Нельзя будет использовать его и во второй раз даже в том случае, если его обладательница будет второй раз выходить замуж: за ним уже закреплена-промаркирована метка не-Доли.

Что касается других вещей, которые оказались своеобразными «заложниками» щекотливой ситуации. Прежде всего — венчальные свечи. После венчания их хранили как один из сильных оберегов от сглаза, от бездетности. В случае расторжения брака свечи лучше всего зажечь в тот день года, когда было венчание, и дождаться, пока они сгорят полностью. Остатки воска можно отнести в храм и положить в коробку, где складывают огарки праздничных свечей.

Что касается обручальных колец, то с них необходимо снять память о прежних владельцах. Возьмите громничную свечу, зажгите и несколько минут подержите кольца над ее пламенем. Огонь, как и вода, способен нейтрализовать информацию о прошлом. После этого положите их в шкатулку и сохраните как знак вашей семейной истории. Но при этом нужно помнить: эти обручальные кольца не использовали в обрядовой практике других поколений (переплавить и сделать новые кольца для будущих молодоженов), из них нежелательно делать какие-то другие украшения.

Таким образом, ритуальное использование атрибута в значительной степени обусловлено его собственными функциональными особенностями, которые в бытовом применении имеют другую, практическую направленность.

Оксана КОТОВИЧ, Янка КРУК

Присылайте свои вопросы о корнях и приспособленности к современной жизни календарных и семейно-бытовых народных традиций и обрядов на почтовый или электронный адрес редакции с пометкой «Пра радзіннае».

Превью: axiosest.ru

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.