Однажды они разозлились и решили покончить со стереотипом, что учреждение культуры на селе, особенно если оно работает в старом приспособленном здании, это что-то заброшенное, убогое, ну совсем неказистое. И решили сделать свою школу искусств романтичным, возвышенным, стильным помещением, куда хочется возвращаться снова и снова. Не просто решили — сделали. Когда с крыльца заходишь в тамбур, затем в коридор Телеханской детской школы искусств, сразу начинаешь с любопытством разглядывать стены, потолок. Заглянешь в кабинеты — взгляду открываются необычные городские пейзажи, абстрактные сюжеты. Отовсюду веет позитивом. Оказывается, можно.
Названная школа располагается в здании начала прошлого века, которое «за польскім часам» выполняло роль социального объекта под названием «Дом людовы». Было что-то вроде клуба. А в середине 70-х годов дом отдали под детскую музыкальную школу. За это время здание пережило ремонты, определенное обновление, но к 2013 году пришло в упадок. Именно в 2013-м сделаны снимки, которые хранятся в специальном альбоме, чтобы сравнить, что было «до» и «после». В отдельных местах стены, потолок, учебные классы такие, что смотреть страшно: дырки в полу, обсыпанная штукатурка, темные разводы на стенах.
Конечно, деньги на основной ремонт выделил райисполком. За бюджетные средства поштукатурили и покрасили стены, провели воду, сделали канализацию. Бывшее подсобное помещение на чердаке превратили во второй этаж. Там разместили кабинеты директора школы и его заместителя, а первый этаж полностью отвели под учебные классы и студии. Но все равно после проведенного ремонта школа выглядела бы очень скромно.
— Однажды специалисты организации, которая делала ремонт в коридоре, привезли линолеум — вспоминает директор школы Вадим ГОЛОВЧИК. — Выяснилось, что положить его стоит почти столько, сколько само это покрытие. И тогда мы отказались от услуг мастеров. Сделали все сами, а за сэкономленные деньги отремонтировали сцену и тамбур.
Захотелось также оживить стены в коридорах. Идеи рождались одна за другой. Школьные художники их постепенно воплощали в жизнь. Так появились скрипка с подсветкой, стена со старыми кварталами в классе компьютерной графики. Даже дверь в туалет здешние профессионалы очень оригинально разрисовали.
— У нас работают необыкновенно творческие люди, — продолжает заместитель директора Анжелика ТЫСЕВИЧ. — Андрей Беляков, преподаватель компьютерной графики, Наталья Федкович, преподаватель изобразительного искусства — главные авторы и вдохновители работ по созданию картин и интерьеров.
Оригинально оформлен здесь каждый класс, и при этом все сделано функционально. В доме помещения совсем небольшие. Поэтому умудрились сделать видимость, шуфлядки для каждого учащегося, чтобы они занимали минимум места. «Такую мебель, видимо, нигде не закажешь, — рассуждает Вадим Головчик, — да еще за такую цену».
Следует сказать, что школе повезло с рабочим, который трудится в штате учебного заведения. Про Виктора Стеценко говорят, что у него золотые руки. Он умеет фактически все. Например, когда понадобилось для кабинета изобразительного искусства сделать доску, которая выдвигается, Виктор Владимирович неделю мудрил в собственном гараже, но механизм смастерил. Сейчас педагог нажимает на специальный рычажок, доска выезжает и становится доступной для просмотра с каждой парты, а после занятий она заезжает на место и почти не выпирает со стены и не мешает проходу. И таких примеров можно найти чуть ли не в каждом уголке школы.
Когда с большего убрали внутри, взялись за двор и внешний вид здания. Сделали новое крыльцо. Дорожку от калитки также выложили плиткой своими силами, чтобы дешевле было. И калитка здесь особенная, с выкованными музыкантами. Сделана она умельцами.
— Красота вдохновляет и способна давать следующую реакцию, — считает Анжелика Тысевич. —Когда сделали первые шаги на пути к улучшению и украшению интерьера, то захотелось логического продолжения. Таким образом, одна изюминка тянет за собой другую. А путь от идеи до воплощения наполняет жизнь дополнительным позитивным содержанием. Вот, скажем, в служебных кабинетах стояли обычные стулья. Купили поролон, ткань, обтянули их, и, пожалуйста, это уже стильная мебель.
— Главное, что дети с большей охотой стали посещать похорошевшую школу и долго здесь задерживаются, — улыбается Вадим Леонидович — Иногда даже приходится напоминать, что учебный день закончился.
В настоящее время в Телеханской школе искусств занимается 141 школьник из Телехан и десятка окрестных деревень. Воспитанников этой сельской школы знают во многих странах мира. В копилке здешних баянистов — Гран-при, первые места самых различных престижных конкурсов. Выпускница этого года Евгения Криваль из поселка Великая Гать побеждала в международных конкурсах, где соревновались по 400 и более участников. И каждый год здесь подрастают новые музыкальные звездочки. А недавно райисполком и спонсоры помогли приобрести профессиональный баян, с которым можно выходить на сцену фактически любого конкурса или смотра. Последнее, конечно, стало новым стимулом для работы. Тем более в такой прекрасной школе.
В конце нашей встречи поинтересовалась у директора Вадима Головчика, не прикидывал ли он приблизительно, сколько стоили бы ремонт и отделка школы, если бы всю работу выполнили наемные мастера. «Нет, — сказал Вадим Леонидович, — даже не задумывался. У нас в год бывает 25—30 побед на международных конкурсах. Вот эти величины интереснее считать».
Светлана ЯСКЕВИЧ, Ивацевичский район
Накануне профессионального праздника педагогов в Национальном пресс-центре обсудили имидж учителя, всестороннее развитие студентов педагогических вузов и новые проекты.
Внедряются инновационные технологии в практику работы детских садов.
О чем нужно подумать и как реально оценить свои силы перед усыновлением?