В прошлом месяце в Могилеве прошел пленум писателей Союзного государства. Он собрал 70 мастеров слова из Беларуси и России. Участники форума также посетили крупные предприятия областного центра — «Бабушкину крынку» и «Могилевлифтмаш». Позже некоторые из них поделились впечатлениями от увиденного в СМИ и на своих страничках в интернете. Один из таких рассказов — о посещении российскими гостями одной из крупнейших белорусских молокоперерабатывающих компаний — мы публикуем сегодня на страницах «СЕ».
Совсем коротко расскажу о посещении могилевского молокозавода «Бабушкина крынка». В своей жизни мне доводилось бывать на различных предприятиях, производящих продукты питания. Но, никогда организаторы не уделяли столько внимания экипировке и дезинфекции гостей.
На входе нам обработали руки и обувь, облачили в белые халаты-накидки, надели на нас шапочки и бахилы...
Сопровождавшая нас представитель предприятия пояснила: молоко — уникальный продукт, который нуждается в строго определенной окружающей среде, и малейший залетевший в помещение грибок вызывает в нем необратимые процессы.
Стерилизации емкостей здесь придается настолько большое значение, что предприятие является химически опасным! Кислоты, щелочи — чего здесь только обеззараживающего нет!
Нас провели по застекленной галерее, с которой мы наблюдали процесс бутилирования молока и молочных продуктов; фасовки и упаковки творожных сырков, к которым, признаться, питаю слабость...
Нас провели по некоторым залам, где на огромных герметически закупоренных чанах красовались надписи «Кефир», «Йогурт» и подобные. Всюду емкости, трубопроводы, множество всевозможного оборудования и приборов измерения...
Нас провели по залу, в котором стоял ровный гул, сотканный из множества постукиваний молоточками по чанам. Дело в том, что при производстве сухого молока из последнего выпаривается жидкость продуванием горячего воздуха. В результате хлопья сухого остатка оседают на стенки сосуда. Чтобы они осыпались в приемный бункер, приходится постоянно постукивать по стенкам снаружи. Раньше этим занимались работники с киянками, ну а теперь — автоматика.
К слову, о сухом молоке. Его производство является, по сути, побочным продуктом молокозавода. И довольно прибыльным... Дело в том, что при производстве творога и некоторой другой кисломолочной продукции в избытке остается обрат. Вот его-то и используют для получения сухого молока.
— Именно из обрата получаются самые тонкие блины, — поделилась кулинарной хитростью наша экскурсовод. — Да только у нас так много остается, что столько блинов не съешь, — посмеялась она.
Она подчеркнула, что спрос на сухое молоко растет очень высокими темпами. Главный покупатель его, как нетрудно догадаться, — Китай. Традиционно в Поднебесной молоко и его производные особым спросом не пользовались... И только в последнее время китайцы распробовали, насколько это вкусно и полезно. К тому же выяснилось, что потребление молока способствует росту человека, — а какой мужчина в любой стране откажется от возможности добавить себе несколько дополнительных сантиметров высоты? Вот и начали закупать в Беларуси — далековато, зато соответствует экологическим требованиям...
Про сыры особая история. Традиционные сыры, которые производятся тут с давних времен, называют «русскими», и отправляются они в основном в Россию — здесь они и привычны, и цена не кусается... Однако в последнее время все большим спросом пользуются сорта, пришедшие к нам с Запада. Их также производят в Могилеве.
Наша гид объяснила, в частности, высокую стоимость элитных сыров. Дело в первую очередь в длительности процесса их естественного вызревания. Головки сыра должны лежать в помещении, в котором поддерживается строго определенная атмосфера; их периодически требуется переворачивать... Они занимают место, и пока не отправятся к потребителю, это место невозможно использовать для иных целей. Вот это все в совокупности и обусловливает рост их себестоимости.
К слову, «плесневелые» сыры здесь не производят, так как тут же производят и другую молочную продукцию, а споры микроскопических грибков — такая всепроникающая штука!
Экскурсовод рассказала о том, насколько строго контролируется процесс получения молока от производителя. Если оно не соответствует оговоренному качеству, его попросту не принимают, а привезший его поставщик заносится в «черный список». На всех этапах обработки продукции на заводе осуществляется строгий контроль за соблюдением технологического процесса. И на выходе продукции — также жесткий контроль.
— Если на этикетке нашей продукции указано, что в нее входит, значит, так оно и есть! — заверила экскурсовод. — Здесь используются только натуральные продукты и никаких заме-
нителей. У нас в стране контролю за качеством продуктов уделяется большое внимание.
— И что же — никакой химии? — не поверил кто-то из нашей делегации.
— А зачем?.. — привычно ответила наша гид. — Это попросту невыгодно, коль у нас хватает исходного натурального продукта.
...Вот так, если коротко рассказать о посещении могилевского молокозавода «Бабушкина крынка».
Мне не раз доводилось слышать о том, что жесткая система руководства в Беларуси мешает экономическому развитию страны. И вот если вожжи отпустить... Если это произойдет, думал я, когда мы отъезжали от молокозавода и махали руками провожавшим представителям предприятия, «Бабушкина крынка» в том виде, как она существует сейчас, конкуренции не выдержит. Появятся химические добавки, ГМО, разница между истинным содержанием продукта и тем, что значится на этикетке... Прибыли руководства возрастут в разы, а вот простых работяг — большой вопрос...
А впрочем, кто знает, что день грядущий нам готовит?..
Николай Стародымов, писатель, журналист,
г. Москва.
За девять месяцев 2024 года во всех странах ЕАЭС выросла зарплата
Члены Совета Республики провели единый день приема граждан во всех районах столицы
Искусство - важная и неотъемлемая составляющая в формировании личности молодого человека.