Вы здесь

Как народные мстители захватили поезд и вернули награбленное добро


77 лет назад, в ноябре 1942-го, на белорусской земле была проведена уникальная партизанская операция — группа народных мстителей Брестской области захватила вражеский эшелон и под красным флагом с боями провела его по оккупированной врагом территории, раздавая местному населению награбленное фашистами добро.


Командир диверсионной группы А. Самуйлик вместе с командиром взвода А. Черных.

Весной 1942 года неподалеку от Ивацевичей, в лесном урочище Гута-Михалин из объединенных партизанских групп сформировался партизанский отряд имени Георгия Димитрова. Его боевая деятельность проходила на территории Коссовского, Ружанского и Березовского районов. Диверсионной группой в отряде руководил Александр Иванович Самуйлик, любовно прозванный среди боевых товарищей «белорусским Чапаевым» за сходство с известным командиром дивизии Гражданской войны, — те же закрученные усы и безграничная смелость. Родом Самуйлик был из деревни Мохро Ивановского района Брестской области, где до войны работал председателем сельсовета. Когда началась война, сельский активист ушел в лес, где пряталось немало советских воинов-окруженцев и местных жителей. Патриоты собирали оружие и боеприпасы, которые остались на местах недавних боев, создавали партизанские группы, участвовали в боевых действиях и диверсиях против оккупантов.

В конце осени 1942 партизанской разведкой было установлено, что со станции Любешов Волынской области, расположенной на левом берегу реки Стоход — притоке Припяти — по узкоколейке фашисты регулярно отправляют в город Камень-Каширский железнодорожные составы с награбленным у местного населения добром, а затем везут его в Германию. Партизанам от надежных людей стало известно об отправке фашистами в ближайшие дни очередного поезда с награбленными рождественскими подарками — зерном, птицей, медом, яйцами. Командиру диверсионной группы Самуйлику поступили предложения партизан захватить вражеский эшелон и проехать железной дорогой по тылам фашистов с красным флагом.

Что и говорить, предложение было заманчивым: успешно проведенная операция могла дать тройной эффект: можно и товарищей спасти от отправки в немецкую неволю, и награбленное добро у оккупантов отобрать, и показать людям, что жива еще власть белорусского народа! Но слишком уж рискованное это дело, так как группа будет ограничена в маневрах, передвигаясь по узкоколейке. Малейшая неточность, малейший промах грозили провалом всей операции. Здесь, помимо исключительной смелости, требовался еще и трезвый, холодный расчет.

Для осуществления этой дерзкой операции решили отобрать добровольцев. Первым откликнулся смелый и находчивый разведчик Юрий Логинов. До войны он работал помощником машиниста на Южно-Уральской железной дороге, хорошо разбирался в технике. По замыслу операции ему отводилось место машиниста паровоза, который нужно было в бою захватить у врага. В диверсионную группу попросилась и молодежная активистка Анна Рудько. В отряде она одинаково хорошо умела стрелять, кашеварить, перевязывать раны. В состав исполнителей операции также вошли Леонид Бессоновский, Иван Владимиров, Зиновий Абакумов, Василий Пукемов, Иван Савин. Все они были настоящими универсалами: умели ставить мины, взрывать рельсы, бесшумно снимать часового. С каждым из них Александр Самуйлик не раз бывал в бою, ходил на диверсии и поэтому был уверен, что в любой, самой неожиданной и рискованной ситуации они не подведут.

Встреча боевых друзей через 37 лет. В 1942-м именно здесь закончился рейд «красного поезда».

5 ноября 1942 года Самуйлик со своей группой очутился под Любешовом, где по просьбе партизан местный житель Феликс Репетович ночью написал на красных полотнищах плакаты. Затем активными боевыми действиями партизаны создали обстановку, чтобы у гитлеровцев сложилось впечатление появления в их тылу вооруженных отрядов красноармейцев. С этой целью народные мстители вывели из строя телефонную связь на двухкилометровом участке Мохро - Одрижин, сожгли административное здание под Рудском, уничтожили мост через реку Стоход. Только начало светать, как партизаны, бережно сложив в вещмешки написанные лозунги, снялись со стоянки, бесшумно подкрались к железнодорожному полотну недалеко от полустанка Своротная.

На этом месте в засаде они пролежали всю ночь и утро 6 ноября 1942 года. У путевого обходчика взяли на время куртку, фуражку и стяжки. Как только поезд показался из-за поворота, переодетый в форму железнодорожника партизан Леонид Бессоновский, энергично размахивая красным сигнальным флажком, двинулся навстречу железнодорожному составу, который приближался. Машинист паровоза, заметив тревожные сигналы железнодорожного обходчика, которые означали какую-то опасность, резко сбавил  ход. Это позволило Юрию Логинову, ухватившись за поручни паровоза, подняться в будку машинистов. Паровозная бригада, состоявшая из двух машинистов — местных жителей, которых немцы заставили вести поезд, — беспрекословно подчинилась партизанам. Из вагонов показалась встревоженная охрана, по которой одновременно с обеих сторон дороги ударили партизанские автоматы. Часть вражеской охраны полегла под прицельным огнем из засады, остальные охранники разбежались по лесу.

Вот как описывает те далекие грозные события белорусский журналист Михаил Рылко в книге «Красный поезд», изданной в 1984-м в столичном издательстве «Беларусь» к 40-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков: «Начало партизанскому рейсу было положено. Самуйлик подает команду: «Подготовить агитпоезд!» Ребята бросились помогать Анне Рудько прикрепить к внешним стенкам вагона растяжки с лозунгами — «Да здравствует 25-я годовщина Великого Октября!», «Бей фашистов везде и всюду!», «Раздавим фашистскую гадину!», а на трубе паровоза подняли флаг с изображением герба СССР. На одной из платформ стояла веялка. Партизанский боец Владимиров ловко приспособил ее для своего пулемета. Остальные партизаны расположились по вагонам так, чтобы при подходе к станциям можно было вести огонь сразу из всех стволов. Враг ни в коем случае не должен догадаться о малочисленности отряда». 

Огненный поезд. Рисунок неизвестного партизанского художника.

И вот поезд подготовлен к рискованному и тревожному пути. Юрий Логинов занял место машиниста поезда и подал сигнал отправления. Так начался 40-километровый рейс патриотов, которых в дальнейшем фашисты окрестили «крупными десантными силами большевиков». Партизаны Абакумов и Савин обошли все захваченные вагоны, переписали награбленное немцами добро и составили соответствующий акт, на который командир диверсионной группы Александр Самуйлик красным карандашом наложил резолюцию: «По случаю праздника Октября раздать продукты населению».

На станциях и полустанках, около деревень, расположенных близко к железной дороге, партизаны делали короткие остановки, проводили митинги, раздавали присутствующим все, что было в вагонах, — зерно, муку, сало, кур, гусей, яйца... На каждой остановке Самуйлик, подвернув чапаевские усы, подняв над головой папаху с красной лентой, перед собравшимися жителями взволнованно говорил: «Победа будет за нами! Чтобы приблизить ее время, вливайтесь в партизанские отряды, будем громить врага всех народов! Пусть горит земля под ногами фашистов!» 

Станцию Мохро, где стоял крупный немецкий гарнизон, партизаны пролетели на полном ходу, обстреляв из пулемета и автоматов гитлеровцев, которые растерялись от неожиданности. На одном из полустанков Самуйлик приказал остановиться и подготовить обоз, загрузить его продуктами и доставить в партизанский лагерь. Для сопровождения обоза командир выделил группу во главе с Павлюковцом знатоком здешних мест и смелым партизанским разведчиком в составе Анны Рудько, партизан Абакумова, Савина, Пукемова.

На станции Вулька сделали очередную кратковременную остановку, выгрузили остатки продуктов, сняли красный флаг и растяжки. Крестьяне помогли загрузить железнодорожный состав соломой. Бессоновский с зажженным факелом быстро обежал вагоны. Солома моментально загорелась, ярко-желтые языки пламени пробились к оконным рамам, стали лизать крыши вагонов. В будке горящего поезда остался машинист Логинов. Поезд набирал скорость и приближался к разрушенному мосту через реку Пина. В самый последний момент бесстрашный партизан выскочил из паровоза, скатившись вниз под откос, услышал взрыв парового котла и страшный скрежет металла. В условленном месте в урочище Клубок его ждали боевые товарищи.

Летом 1943 года Александра Самуйлика назначили командиром партизанского отряда имени С. М. Кирова Брестской области. В августе 1944 года за мужество и героизм в борьбе с фашистскими захватчиками он был награжден орденом Ленина. Тогдашний глава Беларуси, организатор партизанского движения в республике Пантелеймон Пономаренко, прикрепляя высочайшую награду страны к гимнастерке Александра Самуйлика, сказал: «Спасибо тебе, командир, за дела твои ратные, за бесстрашных людей твоих. Ну а теперь восстанавливай все на родной белорусской земле!» И пошел боевой партизан Александр Самуйлик выполнять этот приказ.

Более тридцати лет он проработал на различных должностях в Каменецком районе, удостоен звания «Почетный гражданин города Каменца». Умер в 1989 году. Благодарные земляки назвали в его честь одну из новых улиц райцентра.

В фондах Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны хранится переданный в послевоенное время Самуйликом самодельный флаг «огненного поезда» из красного ситца. В партизанском зале музея экспонируются схема движения поезда по тылам врага, фотографии героя-партизана и его боевых товарищей — участников дерзкого рейда.

Николай ШЕВЧЕНКО

Название в газете: Вогненны партызанскі рэйс па тылах ворага

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.