Вы здесь

Как тратить деньги с умом?


Всегда ли мы рационально распоряжаемся своими средствами? Ведь как бывает — получишь аванс, зарплату, а через какое-то время уже почти пусто в кошельке, точно и не вспомнишь, куда сколько потратил. Безусловно, есть пункты расходов, которые обязательны и повторяются из месяца в месяц. А вот когда разговор заходит о неожиданном больничном, сломанном телевизоре или обеде с коллегой, то здесь как раз и возникают траты, на которые не рассчитывали. Поэтому ведение бюджета — это наш ориентир в вопросах финансов семьи. 


Существуют разные варианты ведения семейного бюджета. Однако не путайте способы хранения средств («конверты», «кувшины», «50/20/30») и фиксирования расходов (ручной или с помощью программ на компьютере или телефоне). Понятно, у каждого из них свои особенности, преимущества и недостатки. Начнем с самого простого — ручного способа учета. Для него понадобятся тетрадь и ручка: просто записываем, что получили и куда потратили, а в конце месяца подводим итоги и анализируем. Основное замечание — все подсчеты надо тоже делать вручную, без привязки к компьютеру и интернету.

Знаю тех, кто отдает предпочтение мобильным или компьютерным учетным программам. Сама была сторонницей такого варианта, пока не «почистила» память в телефоне. Выбор специальных программ необычайно большой, но не всегда бесплатная версия соответствует нашим требованиям: кому-то не хватает возможности вести расчеты в разных валютах, для кого-то не очень полно отражены категории расходов. Удобно, что достаточно установить программу, и в любой момент записываешь поступление денег и траты, а потом в конце месяца смотришь, каким образом их можно оптимизировать. Например, если много денег идет на интернет и мобильную связь — следует подобрать новые тарифные планы.

От учета перейдем к способам распределения денег в бюджете. Одна моя знакомая практикует метод «конвертов». «Такой способ распределения мне больше всего импонирует. Ведь как бывает? То забудешь учесть какую-нибудь мелкую покупку, то совсем классический случай — «заглючил» телефон, и вся информация исчезла… Компьютерная же программа, которую на то время я нашла для ведения домашней бухгалтерии, не была рассчитана на семью с детьми. Поэтому «конверты» оказались самой жизнеспособной системой, — делится Виктория. — У меня их шесть: «быт», «транспорт», «отпуск», «обязательные платежи», в сезон — заготовки и не так давно появился еще один — «форс-мажор», в него мы откладываем деньги на какие-то непредвиденные траты, где например, приобретение лекарств, поход в парикмахерскую и так далее. Что касается тех же коммунальных и других платежей, здесь я смотрю, какие нужно оплатить наличными, а на какие оставить деньги на карточке. Но все фиксирую еще и в специальном блокноте. Поэтому в конце месяца имею наглядную картину, куда и какие деньги идут».

Способ распределения бюджета по «кувшинам» является вариацией метода «конвертов». Деньги раскладываете в шесть кувшинов. В первый — 55 % заработка на повседневные расходы и выполнение разных платежей. Второй — для отпуска, и туда можно положить только 10 %. Если эта сумма будет потрачена, то придется искать бесплатные возможности для отдыха. Третий кувшин отводим под сбережения, и в него откладываем опять же 10 %. Четвертый — расходы на образование (курсы, книги — лучшая инвестиция в себя), туда тоже идет 10 %. Кувшин под пятым номером будет резервным фондом, где ежемесячно копим деньги для какой-то большой покупки, например авто, новой мебели или ноутбука. И на них откладывать 10 % заработанных денег. Наконец, шестой кувшин — в него кладем 5 % — на подарки и благотворительность. Согласитесь, задача приобрести презент за небольшую сумму дает хороший толчок фантазии.

Есть еще вариант, когда деньги распределяются в процентных соотношениях 50/20/30: и если половина заработка идет на платежи, еду, проезд и другие важные расходы, то совсем неожиданной является цифра 30 % в отношении такой категории, как «отдых» (в этой концепции она называется «стиль жизни» и имеет в виду вложения в себя), а 20 % — на обеспечение себе финансовой независимости в перспективе. Вариант интересный, но, на мой взгляд, не совсем практичный для семьи.

— Если говорить о семейном бюджете, то у него четыре функции: учет, анализ учтенного, планирование на основе учета и анализа и контроль за тем, как все выполняется. Планирование будет правильным в том случае, когда имеют отражение все функции. Способы для этого существуют самые разные, стоит пробовать и искать тот, в котором вам будет наиболее комфортно, — считает финансовый консультант Светлана МУРАШКО. — На вопрос, насколько важно планировать и распределять семейный бюджет, ответ у каждого свой. Потому что кто-то зарабатывает достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать, и это одна ситуация. А другая — когда у людей есть, например, какие-то кредитные обязательства, или у них есть цель насобирать на жилье, учебу детям: тогда без планирования будет сложно. Все индивидуально, однако чем раньше люди начинают внимательно относиться к своим деньгам, тем легче им будет в какие-то поворотные моменты жизни (если заболели или хотите сменить работу и т. д.). Потому что человек, у которого есть финансовая «подушка» безопасности, всегда будет чувствовать себя увереннее.

Елена ДРАПКО

Фото Татьяны ТКАЧЕВОЙ

Название в газете: «Падушка» бяспекі

Выбор редакции

Гороскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

В начале недели к Ракам могут коварно подкрасться тревоги и сомнения.

Общество

Что нужно знать тем, кто отдыхает возле водоемов

Что нужно знать тем, кто отдыхает возле водоемов

Даже при наличии на пляже спасательной станции не стоит пренебрегать элементарными правилами безопасности.

Общество

Однокомнатные квартиры стремительно дорожают

Однокомнатные квартиры стремительно дорожают

Причина — доступные кредиты и ажиотажный спрос.

Экология

В Беларуси построят 30 региональных мусороперерабатывающих заводов

В Беларуси построят 30 региональных мусороперерабатывающих заводов

Общая площадь свалок в Беларуси занимает около 4 тысяч гектаров.