Согласно разработанной НАН Беларуси стратегии «Наука и технологии 2018—2040», в 2021 году в Республике Беларусь начинается этап создания системных условий и цифровая интеллектуальная модернизация традиционных отраслей посредством формирования точек роста наукоемкой экономики. Подходы, предложенные в стратегии, совпадают с повесткой цифровизации ЕАЭС и предполагают сопряжение как евразийского, так и национального уровня ее реализации.
О том, что цифровая трансформация станет для ЕАЭС основной движущей силой технологического развития и обеспечит включение национальных экономик Союза в глобальные цепочки добавленной стоимости, заявил член Коллегии (министр) по промышленности и агро-
промышленному комплексу Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Александр Субботин, выступая 7 ноября в Нью-Йорке на ежегодном заседании Американо-Российского Делового Совета.
В своем выступлении он сформулировал задачи среднесрочной перспективы, которые позволяют решать инструменты цифровизации: «Реализуя совместные компетенции стран ЕАЭС, Комиссия создает новый формат сотрудничества — Евразийскую сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий. Сеть даст возможность предприятиям привлекать к совместной работе малый и средний бизнес, внедрять в производство передовые решения, напрямую выходить на разработчиков технологий и партнеров для выполнения совместных НИОКР». Министр ЕЭК выделил основные направления создания кооперационных проектов в рамках ЕАЭС, которые одновременно олицетворяют переход к цифровой экономике: аддитивное производство, безопасный город, прослеживаемость товаров, производство беспилотной техники.
Аддитивные технологии — это та же 3D-печать, без которой в обозримом будущем не сможет обходиться ни одно инновационное производство. В Беларуси два года назад уже производилась 3D-печать органов для трансплантации, применялась технология и в протезировании, то есть, в первую очередь, в медицинской сфере. Большие возможности ее реализации в нашей стране представляют разработка программных средств и систем управления жизненным циклом 3D-производств, создание порошковых материалов для аддитивной техники.
Александр Субботин отметил также, что в Беларуси налажен выпуск оптических лазерных систем, в России создан ряд опытно-промышленных производств по созданию оборудования для 3D-печати: страны ЕАЭС могут и должны занять свою нишу в сфере аддитивного производства.
Цифровые решения — это гибкие решения, которые позволяют адаптировать ресурсные и технологические возможности государства к потребностям рынка: «Мы в Евразийском экономическом союзе создали целостную систему по цифровизации реального сектора, — резюмировал министр ЕЭК. — Уже в обозримом будущем это позволит вывести производственные комплексы наших стран на качественно новый современный уровень». Если говорить о продвижении национальных интересов, то, как отметил глава коллегии ЕЭК Тигран Саркисян, концептуально цифровые проекты ЕАЭС конструируются таким образом, чтобы они могли работать совместно и как единая система, и как автономные элементы национального уровня.
Сообщение о том, что Беларусь и Россия завершают создание системы для финансовых расчетов, которая альтернативна международной системе SWІFT, совпало с обсуждением рабочей группой по координации развития национальных платежных систем стран ЕАЭС возможности сотрудничества в области систем быстрых платежей и обеспечения кибербезопасности.
О том, что в банках и компаниях из ЕАЭС заработает Сервис по передаче финансовых отчетов (СПФС) — именно так называется разработанный Центробанком России аналог международной банковской системы SWІFT, — сообщил председатель правления Белорусского межбанковского расчетного центра Олег Коробьин 22 октября на форуме «БАНКИТ». Он пояснил, что альтернативная система расчетов позволит белорусским банкам проводить платежи в Россию и из России, минуя SWІFT. Это делается на тот случай, если США решат ввести санкции в отношении России, затрагивающие межбанковские платежи. Систему расчетов планируется запустить до конца текущего года. Безопасная модель финансовых транзакций в Союзном государстве может рассматриваться как ядро интеграции финансовых систем в рамках ЕАЭС, где также полным ходом идет формирование системы, альтернативной SWІFT.
Как сообщил заместитель председателя правления Нацбанка Беларуси Дмитрий Калечиц, центробанки стран — участниц Евразийского экономического союза завершают подготовку соглашения о надзоре за платежными системами. Кстати, Индия и Китай совместно с Россией также ведут работу над созданием альтернативы межбанковской системе SWІFT. Значимость такой альтернативы с точки зрения обеспечения безопасности такова, что ее создание, по сообщениям СМИ, обсуждалось на полях прошедшего в середине ноября саммита стран — членов БРИКС. То есть цифровизация выступает в качестве инструмента не только согласования интересов, но и глобальной конкуренции.
Основные направления реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года предполагают реализацию возможностей для масштабирования экономик государств-членов в ответ на глобальные вызовы. Передовые экономические системы нацелены на четвертую промышленную революцию, предполагающую коренное преобразование глобальных цепочек создания стоимости. Если первая промышленная революция была связана с механизацией, использованием гидроэнергии и энергии ветра, вторая — с массовым производством, конвейером и электрификацией, третья — с компьютеризацией и автоматизацией, то в основе четвертой технологической революции находятся цифровизация и формирование киберфизических систем.
В промышленности основой цифрового развития становится концепция «Индустрия 4.0», ее технологическим ядром является «умная фабрика», которая характеризуется тем, что все ее звенья предельно автоматизированы. Это своего рода завод-трансформер, производственные линии которого способны быстро обновляться и перестраиваться. Все звенья и подсистемы управляются автономной системой благодаря промышленному «интернету вещей». На всех этапах жизненного цикла изделия функциональные звенья «умной фабрики» работают как единое взаимосвязанное целое, регулируемое потоками обратных связей в режиме онлайн.
Как отмечает видный теоретик четвертой промышленной революции Клаус Шваб, технология «умных заводов» создает мир, в котором виртуальные и физические системы производства гибко взаимодействуют между собой на глобальном уровне. Это обеспечивает полную адаптацию продуктов и создание новых операционных моделей. Одновременно возникают волны дальнейших прорывов в самых различных областях: от расшифровки информации, записанной в человеческих генах, до нанотехнологий, от возобновляемых энергоресурсов до квантовых вычислений. По его словам, существующий уровень управления и осознания текущих изменений по всем областям все еще крайне низок в сравнении с необходимостью переосмысления экономических, социальных и политических трансформаций, чтобы ответить на вызовы четвертой промышленной революции. Тем не менее именно в этом направлении движется мировая научно-экономическая мысль.
Модель «Беларуси интеллектуальной», представленная в проекте стратегии «Наука и технологии: 2018—2040» на ІІ съезде белорусских ученых в январе 2018 года, как раз предполагает сквозную цифровизацию экономики и создание ІT-страны, развитый неоиндустриальный комплекс, отвечающий вызовам четвертой промышленной революции; высокоинтеллектуальное общество. В этом смысле национальный «цифровой код» экономического роста реализуется в контексте евразийской интеграции. Его практические составляющие — создание цифровых предприятий, оцифровка существующих производств и реализация программ цифровизации.
Николай ЛЕВЧУК, кандидат политических наук
Накануне профессионального праздника педагогов в Национальном пресс-центре обсудили имидж учителя, всестороннее развитие студентов педагогических вузов и новые проекты.
Внедряются инновационные технологии в практику работы детских садов.
Рассказываем, почему туда стоит сходить.