Вы здесь

Только у 4 % белорусских подростков высокие показатели в читательской грамотности


«Россия сдала позиции в образовательном рейтинге PISA», «Российские школьники не попали в топ-20 рейтинга по чтению и математике», «Казахстанские школьники показали результаты ниже средних. Почему?», «Украинские школьники почти провалили тест», «Украина в рейтинге PISA: не Уругвай, но пока не Беларусь» — такими заголовками пестрят последние дни все СМИ на постсоветском пространстве.


Разрушение мифов

Как и ожидалось, результаты международного исследования образовательных достижений учащихся РІSА-2018 (Рrоgrаm fоr Іntеrnаtіоnаl Studеnt Аssеssmеnt), озвученные 3 декабря, стали предметом анализа эффективности систем образования во всех странах, которые в нем участвовали. Но если Эстония констатирует, что учебные достижения местных школьников — лучшие в Европе, то наши соседи-украинцы признают: проблемы есть, причем проблемы серьезные. Украина, как, кстати, и Беларусь, принимала участие в РISА впервые.

— Посредственный уровень украинского школьного образования свидетельствует об острой необходимости ее реформирования и продолжения реализации программы «Новая украинская школа», — заявила министр образования и науки Украины Анна НОВОСАД. — Результаты РISА-2018, в частности, разрушают миф об эффективности советской математической системы образования. Исследование показывает: 36 % наших 15-летних учащихся не достигают даже базового уровня знаний по математике. У них есть проблемы с задачами, где нужно использовать простые стратегии решения, процентные соотношения, оперировать дробями и десятичными цифрами. Мы рассчитываем на то, что полученные результаты станут сигналом для наших учителей, родителей и общества в целом. Теперь должно стать очевидно, что реформа школьного образования для Украины — не прихоть, а объективная потребность.

По результатам отчета РISА, У Украины на 39 баллов меньше по математике, на 22 балла меньше по естественнонаучным дисциплинам и на 23 балла меньше по читательской грамотности по сравнению со средним результатом по странам ОЭСР (Организации по экономическому сотрудничеству и развитию).

Как следует из отчета, 15-летние подростки в Украине отстают от своих сверстников в странах ОЭСР на один год в математике (разница в 30 баллов равна одному году обучения). Это значит, что для того, чтобы их догнать по баллам, украинским школьникам нужно еще год учиться, причем это не только расходы во времени, но и материальный ресурс, который нужно вложить в обучение...

Базового уровня сформированности компетенций в Украине не достигло по читательской грамотности 26,9% украинских подростков, а в естественнонаучной — 26,4%.

Акцент — на критический анализ

Казалось бы, банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — конечно, знаниям. Ученик должен усвоить определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее — вроде бы все логично. Но на самом деле это вчерашний день: сегодня куда важнее умение решать реальные жизненные задачи и самостоятельно работать с информацией, использовать ее, например, чтобы сформулировать свою точку зрения в споре о генетически измененных продуктах, понять газетную статью о глобальном потеплении, разобраться с тем, можно ли использовать соевый заменитель вместо коровьего молока, раскрыть рекламные манипуляции и т. д.

«Школы должны готовить учеников к беспрецедентным переменам в экономике и окружающей действительности, к работе на рабочих местах, которые еще не созданы, к использованию технологий, которые не изобретены, — считает директор департамента по образованию Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), главный куратор РISА Андреас ШЛЯЙХЕР. — Актуальными становятся разнообразные комбинации знаний, компетенции, навыки, которые могут привести к успеху в карьере. Акцент в современном образовании должен делаться на развитие творческого начала, критического анализа, умения решать проблемы и принимать решения.

Программа РІSА (Рrоgrаm fоr Іntеrnаtіоnаl Studеnt Аssеssmеnt) уже 19 лет собирает сведения о качестве образования в мире. Раз в три года она тестирует 15-летних подростков в разных странах. Такой возрастной ценз выбран неслучайно. Фактически повсеместно именно в этом возрасте учащиеся заканчивают базовый этап образования и определяются с дальнейшей жизненной и образовательной траекторией.

Тесты РІSА, которые длятся два часа, содержат три основных блока: задания на читательскую грамотность (понимание текстов), математическую и естественнонаучную. В них много текстов, которые нужно внимательно прочитать (а для современных школьников, которые не любят большие тексты, это, пожалуй, самое сложное) и ответить на многочисленные вопросы, которые идут группами, с привязкой к конкретному тексту.

Организаторы теста подчеркивают: результаты РISА — это не рейтинг стран, а лишь попытка определить, какой должна быть самая эффективная образовательная система. Последним исследованием было охвачено 600 тысяч учащихся из 79 стран и административных территорий.

Безусловный лидер рейтинга — Китай. Правда, исследование проводилось только в четырех его провинциях — Пекин, Шанхай, Цзянсу и Чжэцзян, в которых проживают 180 миллионов человек. В математике китайские школьники набрали 591 балл, в чтении 555 баллов, в естественных науках — 590.

Второй результат у Сингапура: 549 баллов в чтении, 569 — в математике и 551 — в науках. На третьем месте Макао: 525, 558 и 544 балла соответственно. Это значит, что первые строчки заняли страны Азии. Из стран европейского региона самая высокая позиция у Эстонии (пятое место в мировом рейтинге РISА). В первую десятку вошли также Канада, Финляндия, Ирландия, Южная Корея и Польша.

Чем гордимся?

Интересно, что дебютные итоги участия в РISА белорусских школьников руководство Министерства образования оценивает как достойные и сравнивает их баллы не со средними показателями по странам ОЭСР, а со всеми странами-участницами. При таких подсчетах наши учащиеся на самом деле оказываются в середине списка, но все равно ниже позиций России, Литвы, Латвии и тем более Эстонии.

По читательской грамотности у белорусских подростков 474 балла. Столько же у Исландии, чуть больше у Литвы, Венгрии и Италии (по 476 баллов), а чуть ниже нас в списке Израиль и Люксембург (470). Примечательно, что средний показатель всех стран-участниц в этом направлении — 454 балла, то есть на 20 пунктов меньше.

По математической грамотности у наших школьников 472 балла (средний показатель — 459), столько же у Мальты, строкой выше — США (478 баллов), а чуть ниже — Хорватия (464). Что касается естественнонаучной образованности, то у белорусов 471 балл (средний — 458), немного обогнали нас школьники из Хорватии (472 балла), Исландии (475), Люксембурга (477), зато мы впереди Украины (469).

Но если ближе знакомишься с оригиналом отчета по итогам РІSА (httрs: //www/оесd.оrg), то приходишь к выводу, что средние баллы — это что-то вроде средней температуры по больнице, которая реальной картины общего «здоровья» (качества образования) не дает, и нужно на самом деле смотреть гораздо глубже.

В РISА делаются важные выводы: какое количество учеников сумело выполнить задания очень высокого уровня, а какое — не справилось даже с простейшими. Всего выделяются шесть уровней: пятый и шестой — самые высокие.

И вот тут выясняется, что только около 4 % белорусских подростков имеют высокие показатели в чтении — это значит, что они достигли пятого и шестого уровней в тесте по читательской грамотности РISА (в среднем по ОЭСР показатель составляет 9%). На этих уровнях ученики могут усваивать большие тексты, оперировать абстрактными понятиями, находить нарушения в логике, отличать факты от мнений, идентифицировать источники информации. Только 7 % белорусских учащихся можно отнести к «образовательной элите» по математике, способной решать задания пятого и шестого уровней (средний показатель по ОЭСР — 11%): моделировать сложные ситуации математически, выбирать, сравнивать и оценивать соответствующие стратегии решения проблем. Для сравнения, в Шанхае и Пекине пятого и шестого уровней по математике достигло более 40% учеников. А 29% белорусских подростков не решают даже простые математические задачи.

24% наших школьников не справляются с элементарными физическими, биологическими, химическими задачами... И только 3% белорусских учащихся получили высокий уровень (пятый или шестой) в естественных науках (средний показатель по странам ОЭСР — 7%) — это значит, что они обладают высокими компетенциями, могут творчески и автономно применять свои предметные знания в самых разных ситуациях, в том числе и в незнакомых.

Полезное хобби

Так с чем связан оптимизм руководства Министерства образования?

«Баллы учащихся белорусских гимназий и лицеев сопоставимы с баллами их сверстников из Китая, Сингапура и Эстонии, которые оказались на верхних строчках рейтинга», — приводит аргумент директор Республиканского института контроля знаний Юрий МИКСЮК. Но давайте не забывать, что еще два года назад отбор в гимназии проходил на конкурсной основе. Общеобразовательные лицеи — тоже учреждения образования, предназначенные для одаренных детей. И совсем не факт, что в следующий раз белорусские гимназисты смогут повторить свои нынешние достижения.

Но заместитель министра образования Александр КАДЛУБАЙ уверен, что в исследовании, которое пройдет в 2021 году, у Беларуси есть все шансы улучшить свой результат «с учетом продуманных, взвешенных и выверенных мероприятий по развитию системы общего среднего образования».

Его оптимизм разделяет и Юрий Миксюк: «Хотел бы призвать нас всех критиковать недостатки, которые мы замечаем, более конструктивно. Тот результат, который мы получили и еще проанализируем, позволит нам найти наилучшее, что есть у лидеров. Также исследование поможет белорусской школе точнее определить наши болевые точки. Есть ряд моментов, над которыми мы уже работаем и которые еще будут внедряться в систему образования. В частности, это специфика заданий РISА, которые ориентированы на действия в незнакомой ситуации, использование знаний в реальной жизни, задания, которые мы называем зашумленными (с избытком информации). Они должны быть освоены нашими учащимися...»

И напоследок еще несколько важных выводов из РISА. Более высокие результаты по читательской грамотности продемонстрировали белорусские школьники из семей, где у родителей высшее образование — их средний результат 514 баллов. Самый высокий балл (527) у группы учащихся, которая назвала чтение своим хобби.

А школьники, занимающиеся музыкой, демонстрируют более высокие результаты в естественных науках — у них плюс 30 баллов! Значит, правы сторонники STЕАM-подхода в обучении, которые утверждают, что попытка развивать образование только в направлении науки, инженерного дела и математики без параллельного развития арт-дисциплин может привести к тому, что молодое поколение будет лишено креативности. Только в единстве точных и гуманитарных наук можно воспитать всесторонне развитых специалистов, изобретателей и новаторов в своей сфере.

Справка

ОЭСР — это международная организация экономически развитых стран. В нее входят основные государства Европы плюс Мексика, Южная Корея, Япония, Канада, Чили, США — всего 36 стран мира.

Надежда НИКОЛАЕВА

Название в газете: Сігналы, якія нельга ігнараваць

Выбор редакции

Калейдоскоп

Веселые истории читателей

Веселые истории читателей

Об отношениях, армии и подарках.

Общество

Война оставила ему жизнь, но забрала близких. Посетили кличевского ветерана войны Михаила Фельдмана

Война оставила ему жизнь, но забрала близких. Посетили кличевского ветерана войны Михаила Фельдмана

Несмотря на свои 96, Михаил Фельдман выглядит на зависть бодрым и моложавым.

Культура

Группа Іrdorath: Наш посыл — быть настоящими и свободными

Группа Іrdorath: Наш посыл — быть настоящими и свободными

Пример истории, когда талант сам пробивает себе место под солнцем.