Вы здесь

Наталья Бибикова: Мои постоянные спутники — театр и телевидение


Неважно, постановки премьерные или давно признанные, сцены большие или камерные, коллективы столичные или региональные — для автора и режиссера программ «Театр в деталях», «100 дней с Купаловским» Натальи Бибиковой верно только одно обстоятельство: «талантливо». Стать участником проектов — повод для гордости. Стать зрителем — удовольствие. На журналистское счастье, и на съемочной площадке бывают паузы: Наталья нашла время для интервью и поделилась мыслями о своих постоянных спутниках — театре и телевидении.


— Еще до запуска авторских программ вы работали над рубрикой «Сцена» в передаче «Доброе утро, Беларусь!». Что особенного было в этой работе?

— Изначально я пришла туда в качестве ассистента режиссера: готовила записи к эфиру, иногда участвовала в съемках — поручения были разные. И вот однажды возникла потребность в сюжете о премьерной постановке Валерия Анисенко «Женщины Бергмана» в Театре белорусской драматургии. Мне захотелось попробовать. К счастью, руководство оценило мою работу, и быстро было принято решение открыть рубрику «Сцена». В эфир я выходила ежедневно — а значит, каждый день должна была найти тему и снять ролик. Концерты, фестивали, гастроли и, безусловно, спектакли — ничто не проходило мимо нас. И такой плотный график — в течение восемнадцати лет... За это время определила для себя правило: не пренебрегать никакой, даже самой мелкой работой.

— Следует сказать, что по образованию вы актриса и основы телепроизводства осваивали самостоятельно...

— Я убеждена, что человек может научиться чему угодно, особенно в наше невероятно богатый ресурсами время. Выступая в качестве ведущей, долго наблюдала, как бушует вся съемочная команда, старалась «поймать» нюансы операторской работы, монтажа. Теперь у меня есть возможность воплощать проекты согласно со своими требованиями и вкусом: тексты для передач пишу сама, режиссирую и монтирую также самостоятельно.

— Знаю, что студентам творческих факультетов вашу программу «Театр в деталях» приводят как пример качественного арт-проекта. А есть ли у вас так называемый must see список передач о культуре?

— В детстве, еще не зная, что в будущем это будет моей профессией, я просто обожавшей передачи об актерах: с восторгом смотрела, как собираются труппы легендарных театров, как артисты ведут себя, о чем беседуют, шутят, задают вопросы ... Олег Ефремов, Марк Захаров, Александр Калягин — герои моего детства. А какие чудесные концертные номера готовили Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Михаил Державин! Думаю, и сегодня можно найти те записи в сети. А сейчас я с удовольствием смотрю проект «Большая опера» и программу-интервью «Главный герой». 

— В августе вы начали работу над проектом «100 дней с Купаловским», который посвящен сотому сезону и наступающему веку Национального академического театра имени Янки Купалы. Какими впечатлениями уже можете поделиться?

— Идея возникла в прошлом году. Изначально планировалось подготовить передачу об истории Купаловского, но в итоге решили сделать программу о сегодняшней деятельности театра, хотя  накануне столетия, которое отметим в следующем сентябре, исторические обзоры также выйдут в свет. А сейчас нам важно как можно подробнее рассказать поклонникам о театральных буднях — обо всем, что обычно скрыто. Нам хочется сократить расстояние между купаловцами и зрителями,  показать новые стороны театральной жизни. Мне отрадно, что удалось снять сбор труппы после отпуска. А сейчас, когда сезон начался, съемочная команда присутствует на собраниях, на празднованиях, на репетициях, на читках. Иногда мы проводим в театре буквально целый день.

— Знаю, что над проектом работает и Александра Бобкова — ваша дочь ...

— Она уже имеет образование телережиссеров. С детства была вместе со мной на съемках и наблюдала за всем процессом создания. Помню, когда дочери исполнилось двенадцать, она получила в подарок свою первую камеру, и с тех пор Саша стала главным видеографом в школе. В одиннадцатом классе поняла, что телевидение — ее судьба, поэтому и поступила в Академию искусств. Знаете, сейчас она уже мой учитель. Всегда прислушиваюсь к ее советам: на какие постановки обратить особое внимание, как лучше снять, на чем сделать акцент. Помимо участия в моих передачах, она занимается режиссурой проектов «Мастерская», «Дом, где живет искусство», а недавно состоялась премьера проекта «На высоте»: программа рассказывает о творческой молодежи Беларуси, и Александра является режиссером-постановщиком.  

— Постановщики, артисты, зрители... Вы наблюдаете за ними всю жизнь. Что в театральной среде вас больше всего огорчает?

Мне очень больно видеть извечную борьбу классики и эксперимента. Почему бы наконец старшему поколению не заинтересоваться молодежными находками, а молодежи не принять классические постановки? Театр он разный, место в нем хватит каждому. А вот что касается зрителей... Я множество раз видела очень некрасивую вещь: идет спектакль и, кажется, все прекрасно. Актеры шикарно играют, «выкладываются» полностью. Зритель реагирует смеется, плачет, улыбается. Артисты выходят на поклон и видят повернутые спины некоторых зрителей, которые бегут занять очередь в гардеробе. Пожалуйста, не торопитесь уходить. Не жалейте благодарности тем, кто целый вечер дарил вам свою энергию.    

И напоследок немного приятностей. Как мама четырехлетнего Максима, на какие постановки для детей в нынешнем театральном сезоне вы советуете обратить внимание?

— Совсем недавно в Белорусском государственном театре кукол состоялась прекрасная премьера спектакля «Тутта Карлссон: первая и единственная», поставленного Екатериной Ложкиной-Белевич. Очень умная и в то же время легкая, захватывающая работа. А еще мне очень нравится независимый детский театр Златы и Владимира Глотовых, который называется «Четки». Удачный литературный материал, красивейшие хэнд-мэйд декорации и, что главное, внимание к маленьким зрителям, понимание их настроения и ожиданий. Обязательно познакомьтесь!

Мария Страх, студентка IV-го курса факультета журналистики БГУ

Выбор редакции

Общество

Почти каждый день на пожарах гибнут люди. Как не стать жертвой огня?

Почти каждый день на пожарах гибнут люди. Как не стать жертвой огня?

С началом отопительного сезона у коммунальных служб работы добавляется в разы.

Экономика

Болеслав Пирштук: Будущее — за «зеленой» экономикой

Болеслав Пирштук: Будущее — за «зеленой» экономикой

С каждым днем на наших дорогах все больше электротранспорта.

Общество

Благоустройство. В городах, на сельхозпредприятиях, кладбище, вдоль трасс и во дворах

Благоустройство. В городах, на сельхозпредприятиях, кладбище, вдоль трасс и во дворах

До конца года в стране должны ликвидировать все мини-полигоны для отходов.