Вы здесь

Белорусскому кино сегодня исполняется 95 лет


Вынуждена перейти на личности. «Наверное, самым известным белорусским фильмом является «Хрусталь»?» — спрашивает британский коллега-кинокритик, который посещает двадцать пять кинофестивалей в год. Картина Дарьи Жук однозначно навела шороха, но, говорю, самым-самым все еще остается «Иди и смотри». Он и не думал, что лента российского автора Элема Климова имеет отношение к Беларуси, хотя она снималась в нашей стране, со значительным участием белорусской киностудии, основана на сценарии белорусского писателя и местом действия является Беларусь. Зато «Хрусталь», копродукция США, Германии, России и, кажется, уже в последнюю очередь Беларуси, но произведение беларуски по национальности, попало в соответствующую категорию автоматически.


Сегодня нашему кинематографу, история которого начинается с основания «Белгоскино» при народном комиссариате образования БССР, исполняется 95 лет. Простите за пессимистичный заголовок, но очередные итоги, которые мы привыкли подводить 17 декабря, не такие однозначные. Действительно, как все начиналось с советских дефиниций, так спустя почти столетие ими же и продолжается, к тому же заезженные слова из фильма «Оккупация. Мистерии» Андрея Кудиненко про «никакого белорусского кино нет» все еще остаются актуальными. А в кинематографе есть два способа существовать: существовать для своей нации или существовать на международных площадках.

Правда, последние годы стали более продуктивными и, кстати, показательными: в стране и за ее пределами прозвучало несколько именно белорусских фильмов, авторы которых или учатся за границей, или живут за границей, или получают деньги за границей. Формула, когда национальность автора определяет национальность кинокартины, оказывается действенной, хотя для нас и вынужденной.

Пока система кинематографа внутри страны не меняется и не имеет шансов поменяться — финансирование Министерства культуры происходит по заданным рамкам, киностудия «Беларусьфильм» сохраняет монополию на государственные средства, при этом мы все еще не входим в международные фонды вроде Еurіmаgеs, наши творческие силы кладутся на иностранные проекты, где их след и не всплывает, так называемые независимые противостоят «зависимым», — меняется подход самих кинематографистов. Авторы все делают сами и в результате срывают джекпот.

Надо признать, самые заметные белорусские фильмы последнего времени, игровые и документальные, прозвучавшие в отечественном прокате и на международных площадках, делались за какой угодно бюджет, только не государственный. При этом независимое кино наконец демонстрирует, что отечественные режиссеры не оторваны от действительности, а так же, как и зритель, существуют здесь и сейчас. В это время «официальное» кино до последнего отказывалось существовать для своей нации: притягивало чужие паттерны и снимало развлекательные фильмы, которые никто не горел желанием смотреть, что я прекрасно понимаю. (Изменит ли курс национальный фильм «Купала», показ которого, первоначально назначенный на сегодня, был отложен на неопределенный срок, пока неизвестно.)

Независимые авторы, благодаря которым белорусское кино стало более-менее существовать — это я ответственно заявляю, — сделали важное дело и вернули в кинотеатры зрителя. Отечественные картины периодически звучат в пространстве — сейчас и шагу нельзя ступить без очередного отзыва на фильм «II» Влады Сеньковой, вчера это была короткометражка «Возера радасці» Алексея Полуяна, до этого — документальное кино Андрея Кутило, ранее — работы Дарьи Жук и Юлии Шатун, еще раньше — «Дебют» Анастасии Мирошниченко (что возобновилось благодаря выдвижению на соискание премии «Оскар»).

После предпрокатной премьеры «Возера радасці» к микрофону подошла женщина и сказала, что не понимает, почему вокруг фильма столько разговоров, потому что он, мол, такого внимания не заслуживает. Если и не заслуживает, я знаю почему: нас прорвало. Мы узнали, что белорусское кино существует, говорит о нашем окружении и показывается в кинотеатрах. У него появилась свое сообщество, и оно «модное», а главное — думающее. Вместо бездушных заимствований теперь — поиски новой формы, вместо оторванных от жизни сюжетов — близость в пространстве и времени, вместо недостижимых амбиций — взвешенные, взрослые, продуманные фильмы.

Да, белорусского кино по большому счету нет. Нет как устоявшейся кинематографии, направленной на развитие индустрии, что-то-обещающей системы. К своему 95-летию оно пришло хрупким и несамостоятельным, зато с исключениями из правила. Что-то здесь все-таки существует, и мы только-только узнали, что в нем есть пристанище и для нас, что благодаря ему мы можем лучше понимать, где живем, что оно может быть среди главных новостей и ко всему этому получать награды на престижных международных кинофестивалях. В день очередного юбилея можно, наконец, сказать, что саркастическое определение «Партизанфильм» угасает и может быть, скоро угаснет совсем.

Ирена КОТЕЛОВИЧ

Название в газете: Калі біялагічны ўзрост не супадае з ментальным

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».