Вы здесь

До пуска первой очереди третьей линии Минского метрополитена осталось 200 дней


Журналисты «Звязды» провели день с метростроевцами и узнали, с чего начинается метро, сколько звезд на «Алесе» и какая станция самая глубокая.


Еженедельно руководители УП «Минскметрострой» во главе с генеральным директором Леонидом Стухальским осматривают объекты строительства. Кажется, совсем недавно по историческим меркам, в июне 1977, была забита первая свая Минского метрополитена, а сегодня уже в столице работают 29 станций, которые ежедневно перевозят около миллиона пассажиров...

Третья линия метро протянется на 17,2 километра и будет насчитывать 14 станций. Пока что они в разных степенях готовности: одни ждут финишной отделки, другие еще существуют только на чертежах.

На объектах первой очереди третьей линии работа идет круглосуточно — занято большинство из 2150 человек. Кстати, как отмечает во время поездки заместитель генерального директора по идеологической работе Олег БОЙЧУК, в таком большом коллективе есть и династии. Для семей Шалаевых, Журавлевых метро стало семейным делом. Это и не удивительно: в «Минскметрострое» стремятся создать хорошие условия для работников, даже горячим питанием на стройплощадках обеспечивают с частичной оплатой организацией.

На предприятии работают представители более 60 специальностей: бетонщики, сварщики, каменщики, плиточники, водители... Инженерно-технический состав готовит в основном БНТУ, специалистов хватает.

«Романтика? Конечно, есть. Когда дети говорят: «Вот эту станцию строил мой папа!», строители чувствуют — это на века», — отмечает Олег Бойчук.

Кажется, метро — мужское дело. Но и девушки-инженеры есть. Да работают так, что сильной половине только и остается, что слушаться.

Созвездие «Алеси»

И вот мы на краю котлована. Это будущая станция «Немаршанскі сад». Но это в состоянии понять только специалисты — для журналистов, которые с метро имеют дело только в качестве пассажиров, здесь просто площадка. И без резиновых сапог сюда лучше не лезть.

«На самом деле строительство метро начинается с подготовки территории — расселения жильцов и сноса зданий, обустройства инженерных сетей, строительства объездов», — объясняет главный инженер Аркадий АРУТЮНЯН.

Сегодня достраиваются все станции первой очереди. Четыре построенных тоннеля принесли четыре звезды на борт тоннелепроходческого механизированного комплекса «Алеся». Купили комплекс французского производства в 2015 году. А называть большие комплексы женскими именами — международная практика в метростроения. «Наша «Алеся» грызет все — даже огромные валуны», — гордятся метростроевцы.

И рассказывают, как ТПМК с хирургической точностью прошел 1240 метров — отклонение в тоннеле не может составить более пяти сантиметров.

Такой ювелирной работой метростроевцы обязаны директору геодезическо-маркшейдерского управления Михаилу ДЯДЮШКИНУ и его подчиненным. Такая служба высокоточной геодезии — единственная в стране. А выполняют весь комплекс работ от первой сваи до сдачи объекта всего тридцать линейных работников.

«Самое сложное на любой линии — сдать первую часть, так как здесь пересадочные узлы. А на этой линии их два. Потом уже развивать линию проще», — поясняет Михаил Дядюшкин, который метро отдал 37 лет.

Он хорошо помнит время, когда метро было практически хенд-мейдом: ручной щит, кирка, отбойный молоток, лопата, вагонетка. И человек, которому покоряются недра. Между прочим, тоннели длиной до 400 метров и сегодня проходят таким же образом, так как параметры «Алеси», как настоящей красавицы, равняются 90... метров в длину. И 550 тонн веса.

Сейчас ТПМК разобран и по частям перевозится на будущую «Аэродромную». После сборки комплекс начнет прокладывать тоннель в сторону «Слуцкага гасцінца».

Рельсы, рельсы… Шпал нет

Посетили «Аэродромную» и мы. И увидели, как обустраивается котлован. Тут уже понятно, что это будущее метро, — вот только немного волнуешься за многоэтажки, до которых, кажется, рукой подать. А скоро же начнется проходка тоннелей, одновременно будет расширяться котлован и обустраиваться станция...

— Ни один фундамент не пострадает, — успокаивают специалисты. И объясняют: белорусские метростроевцы первыми еще в Советском Союзе разработали уникальную технологию «стена в грунте», которая позволяет строить котлован в условиях плотной жилой застройки. Получается как по классике — тихо и без пыли.

Но это далеко не последняя инновация. На новой линии рельсы, конечно, останутся — а вот шпал уже не будет. Метростроевцы разработали виброизоляционный блок БВ-2 (в прошлом году, кстати, признанный лучшим строительным продуктом года). То, что раньше приходилось закупать, сегодня производится на собственном заводе. А благодаря стандартной ширине колеи в минском метро будут перевозить пассажиров поезда «Штадлер», которые собираются в Фаниполе.

Во время строительства первой очереди нигде не пришлось замораживать почву (как под Немигой при строительстве первых линий). В конце концов, после 2023 года при строительстве третьей очереди третьей линии снова придется работать под рекой.

Двери закрываются

Сегодня к сдаче почти полностью готова «Кавальская Слабада» (строители между собой говорят «Жуковского»). Она, между прочим, единственная строится открытым способом. А на «Вокзальной» в целом остались отделочные и пусконаладочные работы. На ней и закончился наш обход.

Даже странно, что еще в 2014 году здесь был старый поселок. Сегодня уже видна концепция оформления станции — гранитный пол, стеклянный и ячеистый черный потолок, зеленые стены из керамогранита и эмалита (эмалированное стекло). Дизайн станций разрабатывают коллеги метростроевцев из «Метропроекта».

«В основном «Вокзальная» предполагается в черных тонах, по ней будут светиться цветные полосы наподобие железнодорожных путей и в районе эскалаторов сходиться. Украсит станцию символическое «дерево путей», — рассказывает заместитель главного инженера тоннельного отряда № 1 Андрей СЕРАФИМОВИЧ.

Эскалаторы, траволаторы и пешеходные тоннели позволят пассажирам спускаться на первую линию таким образом, чтобы пассажиропотоки не пересекались. Пока что буквально за стенкой, на «Площади Ленина», мчатся поезда и ходят пассажиры: метростроевцы не разрушают последнюю перегородку, чтобы не подвергать опасности пассажиров и не создавать помех коллегам из Минского метрополитена.

...Цифры обратного отсчета до ввода третьей линии меняются ежедневно и отображаются на мониторе в административном здании «Минскметростроя», а сотрудники с гордостью подсчитывают, через сколько дней перережется красная ленточка. Ну а сегодняшнюю работу метростроевцев оценят и внуки наших читателей, так как гарантия на станции дается на век.

Факты минского метро

  • «Юбилейная» будет самой глубокой станцией Минского метрополитена — до тридцати метров.
  • Сейчас две действующие линии перевозят около миллиона пассажиров в сутки.
  • С 25 марта по 1 апреля движение поездов по второй линии Минского метрополитена от «Фрунзенской» до «Каменной Горки» будет прекращено: запланирована врезка стрелки между второй и третьей линиями.

Варвара МОРОЗОВА

Фото Анны ЗАНКОВИЧ и Минскметростроя

Название в газете: Наступная станцыя... «Кавальская Слабада»

Выбор редакции

Общество

«К штыку он перо приравнял». Вспоминаем военного корреспондента Константина Симонова

«К штыку он перо приравнял». Вспоминаем военного корреспондента Константина Симонова

28 ноября 2020 года исполняется 105 лет со дня рождения известного русского писателя, военного корреспондента и журналиста Константина Симонова.

Общество

Имплантация зубов: есть ли основания для страха и сомнений?

Имплантация зубов: есть ли основания для страха и сомнений?

Врачи предупреждают: даже если по каким-то причинам пришлось удалить один зуб, ему нужна замена.

Общество

«Лучший тюнинг для машин — правильный протектор шин»

«Лучший тюнинг для машин — правильный протектор шин»

Именно под таким слоганом будет проводиться республиканская профилактическая акция, которая инициирована на наших дорогах Госавтоинспекцией страны.