Вы здесь

«Хорошки»: 45 лет обогащая белорусскую культуру


Открыть душу — как в пении, слиться в движении — как в танце... И получить это все вместе. Возможно? Конечно, если на сцене — Белорусский государственный академический заслуженный хореографический ансамбль «Хорошки». Характеры героев обрисовываются скрупулезно, смысл имеет любой танцевальный эпизод, гармония движений поднимает на крыльях... Вот уже 45 лет ансамбль предан своей главной идее — вдохновлять танцем, даря высокое искусство.


Хореографическая зарисовка «Пилигримы» из программы «Полоцкая тетрадь». Фото Богдана Жовтеня.

Созданный в 1974 году при Белорусской государственной филармонии, ансамбль успешно развивает лучшие традиции, демонстрируя углубление в эпоху, раскрывая новые исторические грани. Создатель ансамбля, его легендарный художественный руководитель и главный балетмейстер народная артистка Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Валентина Гаевая особым творческим почерком превращает каждый номер в живой спектакль. Пример тому — торжественный праздничный концерт по случаю 45-летнего юбилея «Хорошек» в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Республики Беларусь.

Кто-то мудрый сказал, что, когда рисуешь ветку, надо слышать дыхание ветра. Думается, чтобы танцевать, нужно слышать мелодию сердца. Несомненно, этим вот уже 45 лет руководствуется Белорусский государственный академический заслуженный хореографический ансамбль «Хорошки». Выступления ансамбля дают импульс, способный сдвинуть планеты: изысканные движения очищены от всего лишнего, случайного. А если это еще дополняется вокальным сопровождением, все работает на четкую идею — всколыхнуть, подтолкнуть к внутреннему пробуждению.

Сегодня в «Хорошках» много молодежи, но работают и корифеи коллектива — мастера, которые стояли у истоков создания ансамбля, а теперь являются его гордостью. Среди них — заслуженные артисты Республики Беларусь Федор Балабайко, Светлана Кашталапова-Потапович, Алеся Курьян, а также известные виртуозы Валентина Гехт, Андрей Асаёнок и, конечно, бессменный художественный руководитель — народная артистка Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Валентина Гаевая, которая своими творческими находками дарит зрителям бесконечное вдохновение:

— Я другого не умею: не пою, не играю ни на чем, а это — мое (искать и находить. — Н. С.), — говорит Валентина Ивановна. — Я чувствую любовь к людям, к природе, к Беларуси — она мне очень нравится. И история. «Полоцкая тетрадь» как появилась? Сделала много танцев фольклорных, задумалась, что еще, — за историю взялась. У меня большой репертуар: только 65 произведений — золотой фонд. А наиболее дороги мне «Белорусы. Времена года» — это очень интересная программа.

Танец передает волнения сердца, точнее, волнения полусотни сердец — всех артистов «Хорошек», которые дарят со сцены потрясающий рассказ. Так случилось и на праздничном концерте по случаю 45-летнего юбилея «Хорошек» в Большом театре оперы и балета Республики Беларусь.

Цветовая и идейная насыщенность декораций в Большом подчеркнула динамику танцев. И действие превращалось в музыку разноцветных красок. На юбилейном концерте в Большом театре Валентина Гаевая и «Хорошки» порадовали зрителей премьерой «Купальской сюиты» в трех частях на музыку В. Гинько и И. Еремеевича. Это произведение демонстрирует переосмысление человеческой жизни: от языческих времен до принятия христианства. Здесь показан путь души от страстей к Всевышнему. Женское соло а капелла настраивало на надежду, декорации леса — ожидание чего-то тайного. Особое видеосопровождение было в тон движениям девушек с венками: как белые птицы надежды в хороводе. «Ой рана на Івана» — динамика в парах. Внезапный звон — как напоминание о духовности. Многоуровневая композиция фокусируется на маленьком мальчике, который несет фату. Необычная проницательность и глубокий смысл — такой подход к работе коллектив накапливал десятилетиями.

Валентина Гехт, заведующий труппой, в «Хорошках» со времен основания, танцевала в одной из первых восьми пар:

— Помню, как искали манеру исполнения: было сложно, потому что новый язык, другое исполнение, вырабатывали индивидуальность. Мы первыми ввели в сценический костюм головные уборы. С гастролями побывали почти везде. Контрастом запомнились Индия, Япония, Англия, Финляндия, Италия, Сирия, Иордания. Самая первая поездка была в Данию и стала необычной: поклонники не могли оставить нас и даже преследовали, сопровождали из города в город. Объездили мы тогда тоже всю Италию: 40 дней обогнули весь «сапог».

Визитка «Хорошек» — уникальная программа «Полоцкая тетрадь», грандиозная своей глубиной, потому что уходит в историю. На сцене предстают различные слои общества ВКЛ: от бедняков до магнатов. Зажженные факелы на экране, средневековая музыка — лучшая атмосфера для бала в дорогих костюмах на сцене Большого (танец «Вечер в замке»). Переливы тоненького колокольчика — и пары в неторопливых движениях, приседая, будто оживают. Лирическая музыка подчеркивает аристократичность. Мирский замок на экране — в унисон с танцем и изысканными костюмами. Но скоро их сменит представительница другого слоя общества, которая протягивает корзину, чтобы туда бросили монетку. Пик проницательности — вокальное соло троих девушек: «Панна Марыя, Маці, ты прыйшла з адным жаданнем  — ратаваць людзей ад пакарання». «Полоцкая тетрадь» — программа необычайно масштабная, она держит зрителей на одном дыхании от начала и до конца. Вот, например, «Танец ремесленников» в ярких разноцветных костюмах, сверкающих, как радуга. То сильнейшая пульсация, то затухание — цимбалы. Их соло с переливом дает разгадку: и выходят пары, и ступают величественно в костюмах ремесленников. Таким образом, каждый танец показывает разных представителей общества, их характер. И концептуальная нагрузка здесь — именно на костюмах.

— Всего у нас 7200 единиц костюмов, — отмечает заведующая костюмерной «Хорошек» Нина Сашко. — Я танцевала в ансамбле в 80-е, в 1989-м пошла на пенсию. Больше всего мне нравятся народные костюмы: они близки по духу.

А художник по костюмам Алексей Гаевой отмечает:

— Костюмы — праздник для глаз, для зрителя, — в этом моя задача, по крайней мере, так я ее понимаю. Есть костюм, который мне особенно дорог, — в номере «Мядуначка» из программы «Беларусы»: он один из самых простых, но искренний и чистый, как наша Беларусь.

Необычное красноречие танца вместе с возвышенностью мелодий и вокальных партий дарят ощущение полета. Артисты «Хорошек» глубоко уходят в сущность музыки, олицетворяют движения не автоматически, а будто одушевляют. Особенно это чувствовалось, когда пары под диминуэндо цимбал покидали сцену. Интереснейший сюжет — в номере «Соколиная охота». Соколиная охота — любимое развлечение молодых князей. После охоты в замке начинается праздничный вечер. По старинному обычаю юноши впервые увидят своих с детства нареченных невест, закрытых фатой. У каждой пары своя история... Если глаза встретились, а сердца соединились, то уходят вместе. «Полоцкая тетрадь» — пример мелодического богатства, выразительности и разнообразия. Трактовка образа народа поражает ясностью, зрелищными эффектами, массовыми сценами. Слепой с палкой, который выстукивает ритм, акробатические скачки бедняков (зарисовка «Пилигримы») — мелодии возвышенные, настраивают на открытие, дают сильнейший заряд. Особенно колоритное соло баянов.

Баянист Николай Черноморов в коллективе уже 17 лет:

— Здесь моя душа — это главное. Если дело нравится, то отдыхаешь. Люблю и подвижные, и лирические композиции. Из лирики, например, — хоровод из «Субботы»: парень и девушка в паре — чувства, любовь. Каждый раз ныряешь глубже.

Появление на сцене монаха-торговца индульгенциями, роль которого исполняет заслуженный артист Республики Беларусь неповторимый Федор Балабайко, — как солнечная вспышка. Федор Балабайко в «Хорошках» один из самых постоянных участников, работает с момента основания ансамбля:

— Сорок пять лет в коллективе — это о многом говорит, — замечает Федор Яковлевич. — Сегодня я ассистент балетмейстера. Танцевал. В «Хорошки» попал из самодеятельности. Прошел конкурс — меня взяли, и вот с 1974 года здесь по сей день. Выдаешь свой адреналин — и со зрителем взаимная отдача. Когда мы начинали, в то время у «Хорошек» преобладала фольклорная программа. Для меня дороги «Ленсей», «Веселуха», «Гусарики», «Суббота», потом пошли другие номера — «Местечковый вальс», «Павлин», «Юрьев конь», «Каляда». Художественный руководитель Валентина Ивановна — наш двигатель — локомотив, а мы — вагончики.

В хореографической зарисовке из жизни странствующих нищих «Пилигримы» рассказ стремится к яркой кульминации: бедняку с палкой надевают на голову корону. Коронованный бедняк — достижение и нелепость? «Полоцкая тетрадь» дает возможность задуматься о многом...

Не менее насыщенная белорусская сюита в трех частях «Суббота»: в «Польке с гармошками» эмоции способны расцвести необычайно пышно. Среди многочисленных изобразительных приемов, которые демонстрируют четыре пары, выделяется чечетка девушек, фейерверк народной радости. «Лирический хоровод» — как танцевальный эскиз для полетов души. В том числе благодаря вокалистам: «Няма майго міленькага, што я палюбіла…» Танец с музыкой и вокалом — полнота чувств. Проникновенный завершающий цимбальный перелив — как объятия для души.

«Скоки» — всплеск чувств, экспрессии, когда мелькают красные платья и белые передники. Невероятно впечатляющее танцевальное движение, когда парень крутит партнершу как юлу: виртуозность, страсть, ураган чувств.

Музыкально-хореографическая композиция «Вечер в замке» из программы «Полоцкая тетрадь». Фото Богдана Жовтеня.

— Фейерверк эмоций от танца на сцене достигается напряженным трудом, — убеждена Светлана Кашталапова-Потапович, заслуженная артистка Республики Беларусь, педагог-репетитор «Хорошек» (работает с первого дня основания коллектива, танцевала среди первых 8 пар, была ведущей солисткой). — Энергия приходит, когда отдаешь, выкладываешься. Так и Господь говорил: «Чтобы что-то получить, отдайте». Мышцы танцуют вместе с исполнителями, даже если просто наблюдаю за ними. Без хореографии невозможно представить жизнь. Если вспоминать первые номера, то это были «Мітусь», «Кадриль ленсей», «Столинская пастораль», «Пастушок», «Суббота».

— Все, на что способны, все, что имеем, отдаем со сцены, — делится Олеся Курьян, заслуженная артистка Республики Беларусь (в этом году 25 лет, как она в «Хорошках»). — Я очень благодарна коллективу за то, что он дал: эмоции, переживания. Весь профессионализм мы заработали здесь. Коллектив подарил мне и семью: здесь я встретила мужа. Каждый номер ты проживаешь, и каждый раз — абсолютно другие эмоции: то лирика, то характерный энергичный номер, где отдаешь технику. Но в любом случае на сцену выходишь нараспашку.

Андрей Асаёнок, сейчас репетитор «Хорошек», пришел в ансамбль в 1990 году. Обладает отличной техникой, отличительными актерскими способностями. Всю жизнь отработала в «Хорошках» артисткой балета и его жена Яна Асаёнок.

— Впервые я попал на концерт «Хорошек», когда еще учился в училище (на тот момент культпросвет), — вспоминает Андрей Асаёнок. — «Хорошки» всегда впечатляют тем, что с первых нот здесь создается абсолютно другой мир. С тем, кто попал на спектакль «Хорошек», случается какая-то метаморфоза, происходит своеобразное очищение (от внешнего мира, где упор — на зарабатывание денег, а шоу — под нужды зрителя). Программы «Хорошек» всегда отличала лирика. Благодаря музыке, хореографии специально затрагиваются струны души из нижнего регистра... Здесь тебя цепляют за самые исходные чувства, за базовые ощущения — любовь, нежность, доброту. После хорошего спектакля, как и после хорошего фильма, человек становится чище. Так как раз должно быть, это нормальное явление. Когда я первый раз увидел программу «Хорошек» (конец 1980-х годов), понял, что буду танцевать только здесь.

Лекарств для души сегодня много, но, думается, танец — вид лекарств один из лучших. «Хорошки» — доказательство этому.

Наталья СВЕТЛОВА

Публікуется в газете "Літаратура і мастацтва"

Название в газете: Феерверк пачуццёвасці і экспрэсіі

Выбор редакции

Жилье

Арендная ставка на съемное жилье продолжает снижаться

Арендная ставка на съемное жилье продолжает снижаться

Свежесть района, квартиры с новой планировкой — эти факторы сегодня имеют ключевое значение.

Образование

В фокусе — профессиональное образование

В фокусе — профессиональное образование

Руководители образовательных ведомств Андрей Иванец и Конгратбай Шарипов уверены, что сотрудничество в сфере образования является важным фактором для устойчивого социально-экономического развития двух стран.

Общество

«Серая» зарплата — печальные результаты

«Серая» зарплата — печальные результаты

Что теряют работник и государство?

Финансы

Как банки защищают от мошенников денежные переводы

Как банки защищают от мошенников денежные переводы

За четыре месяца 2024 года раскрываемость тяжелых киберпреступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года повысилась на 19%.