Вы здесь

Театр Янки Купалы представил публике давно обещанную трагедию Шекспира — «Король Лир»


Перед открытием сотого сезона — который, безусловно, является исключительным юбилеем, а значит, требует исключительных событий — Купаловский театр отдельно анонсировал спектакль шекспировского «Короля Лира» в постановке своего художественного руководителя Николая Пинигина. Сезон в разгаре — премьера гремит: 26 и 27 декабря вся белорусская шляхта смотрела, как британский король Лир делит государство между тремя дочерьми и любимой не выделяет ничего. Страсти в Британии XІ века, действительно, кипят неслабые. Королевское самодурство, интриги, предательства, безумие, убийства — нескучное зрелище, но главными достоинствами спектакля все равно становятся Виктор Манаев в главной роли, сценография Екатерины Шиманович и концовка.


С новым «Королем Лиром» доводится говорить о точном воплощении топовой пьесы Уильяма Шекспира в переводе Юрки Гаврука с некоторыми режиссерскими решениями, но не о какой-никакой авторской интерпретации, которая могла бы обогатить классика через особый концепт или привязать его к современной повестке дня. Значит, весь спектакль в трагедийности и оригинальной начинке с определенными акцентами, а когда видишь «Короля Лира» шестнадцатого века, а не хоть немного двадцать первого, конечно, скучаешь. Впрочем этому легко парировать тем, что Шекспир вечен, трагедии его захватывающие всегда, а названная пьеса никаким буквальным образом все равно не ложится на нашу с вами действительность.

Так или иначе, это вопрос подхода, а зрителю, позволю себе такое допущение, достаточно проследить за прекрасным безумием в исполнении Виктора Манаева и его значениями, чтобы в итоге порекомендовать друзьям и знакомым завернуть в Купаловский.

По сюжету, напомню, король Британии решает уйти на пенсию, а для этого разделить королевство между дочерьми. Приказав рассказать о своей к нему любви, он отдает Гонерилье и Регане хорошие куски земли, а любимую Корделию изгоняет из королевства без всякого наследства, когда та отказывается льстить. Последняя выходит замуж за французского короля и исчезает с радаров британского государства, пока Гонерилья и Регана показывают отцу свое настоящее лицо и кто здесь хозяин, а в конце концов оставляют его в ветреную ночь за воротами дворца, одним словом, выгоняют из дома.

Свои интриги в это время плетет Эдмунд, внебрачный сын верного служителя короля графа Глостера: он подставляет брата Эдгара, связывает себя как с Гонерильей, так и с Реганой, в результате «сдает» отца. Одним словом, с пенсией короля Лира начинается водоворот средневековых порядков, предательств, пыток, несправедливости, а сам он сходит с ума и исчезает в лесу, пока его не находит Корделия, их не хватают британцы и Эдмунд не отдает приказ их убить.

Если содержание спектакля приходится привязывать к современности собственными усилиями и за уши, то стильное внешнее воплощение, наоборот, к ней отсылает: сценография и костюмы, сделанные Екатериной Шиманович, отразили XI век без обидной точности, которая может стать пародийной, зато с надлежащими атмосферой и характером, а некоторые режиссерские ходы предлагают изобретательный способ показывать-смотреть жизненные повороты знакомых героев. Так, скажем, серые ворота, из которых легко достаются «мечи», передвигаются по сцене и становятся антуражем для холодных в своем величии персонажей и событий, пока фон в зависимости от сцены меняет свой цвет. Прекрасной находкой хвалятся уже первые минуты спектакля: полный энтузиазма король Лир появляется на сцене и сбрасывает свою длинную кроваво-мясную мантию, которая становится картой королевства, предназначенной быть разделенной между наследницами и разорванной под соответствующий настойчивый звук.

Отдельные короткие звуки, к слову, в качестве акцентов, которые нельзя не заметить, потому что они заглушают собственные мысли, сопровождают всю продолжительность спектакля (композитором выступил Андрей Зубрич) — один из них венчает финальную сцену и в комплексе с тем, что происходит, создает достаточно сильное впечатление, собственно, как и должно быть с концовкой, хоть ты толком не понимаешь, действительно ли здесь уместен по смыслу библейский мотив.

В какие-то моменты спектакль протрезвляет: когда Эдмунд плетет свои интриги против брата и вешает отцу лапшу на уши как в переносном, так и в прямом смысле, метафора хоть и обыграна виртуозно, а шокированный граф Глостер еще и забирает из рук сына кастрюлю, она все же выбивается из контекста своей заезженностью, если не банальностью, и стилевой непригодностью к антуражу тысячелетней давности.

Актерский состав — в спектакле задействована едва ли не вся мужская его часть — играет «Короля Лира» в том числе уже знакомыми мимикой и телодвижениями: что Юлия Шпилевская в роли Гонерильи, что Олег Гарбуз в роли графа Глостера, что Дмитрий Есеневич в роли герцога Корнуэльского. Двуличность Эдмунда в исполнении Ивана Труса застревает во вкрадчивой манере так, что не веришь, что ему верят, а это как раз упрощенно-несовременный подход к роли. Зато Александр Казело в роли Шута привносит в общую игру некую непринужденность и неограниченность.

Наконец, Виктор Манаев в роли Лира фееричный — именно он концентрирует в себе широкие смыслы спектакля и с успехом их в себе удерживает. Пока от категоричного, импульсивного и жесткого самодура он приходит к беззащитному, мягкому, хотя и с хитринкой сумасшедшему, мы видим, например, какой интересной стороной к нам поворачивается власть — скорее она как неподвластная стихия управляет людьми, а не наоборот. События наполняются фатализмом, каждый, кто удерживает власть в руках — саму по себе, королевскую, либо власть особым образом влиять на жизни других, — оказывается не руководителем игры, а лишь персонажем в игре чего-то сверхъестественного и неоспоримого. Под стильную, употреблю именно это слово, концовку, где ручки повозок превращаются в надгробные кресты, завершается осознание, что живем мы не только по прописанным законам, а настоящая власть нам, да и никому, невидима.  

София ПОЛЯНСКАЯ

Фото Купаловского театра

Название в газете: Хто сапраўдны ўладар у «Каралю Ліру»

Выбор редакции

Политика

Кризис на границе. Вся оперативная информация на понедельник (обновляется)

Кризис на границе. Вся оперативная информация на понедельник (обновляется)

Оперативная информация с белорусско-польской границы.

Общество

Сезон окончен. С Августовского канала уплыли теплоходы

Сезон окончен. С Августовского канала уплыли теплоходы

В некоторые выходные теплоход совершал по каналу двенадцать рейсов.

Калейдоскоп

Гороскоп на эту неделю

Гороскоп на эту неделю

РЫБЫ. Наступает благоприятное время для карьерных достижений, но для этого придется повысить свой профессиональный уровень.