Вы здесь

Где получить быструю психологическую помощь детям


У них есть специальные псевдонимы, так как им нельзя называть свои имена. Это правило они выполняют ради своей безопасности. Их работа — общаться с детьми и подростками. Спустя годы некоторые дети, которые звонили ранее, снова набирают знакомый номер, но только чтобы поблагодарить, чтобы убедиться, что на том конце провода все еще есть люди, готовые выслушать и помочь. Телефон доверия 263-03-03 работает более 20 лет. За аппаратами сидят профессиональные клинические психологи, которые за годы своей работы накопили огромный опыт. Полина Андреевна (фамилию по указанным выше причинам не называю) работает почти столько же, сколько существует служба.


— Раньше основным источником информации было телевидение, и когда в эфире рекламировали наш номер телефона, количество звонков увеличивалось в разы, — вспоминает Полина Андреевна. — Сегодня все по-другому. О нашей службе узнают через интернет, справочные службы, через информацию в школах и поликлиниках. Наша задача — оказать экстренную психологическую помощь. Впервые детям легче обратиться за помощью именно по телефону, так как это создает у них ощущение безопасности, они сами могут прервать разговор в любую минуту, просто положив трубку. К тому же, наша помощь доступна круглосуточно, ехать никуда не надо: набрал номер и все.  

— Возможно, за эти годы у вас появились постоянные абоненты?

— В телефонных службах всего мира есть регулярные абоненты, и нас учат, как с ними работать. Но в нашей стране я назвала бы это больше исключением, чем правилом. Мы для людей своеобразный первый шаг на пути к помощи. Думаю, что в наших традициях вообще не обращаться к психологу, особенно детям. Бывает, они звонят изначально, не заявляя истинную причину своего звонка, а якобы придумывают какую-то проблему. Бывают и молчаливые звонки — когда звонят и молчат. Звонят и компаниями. Мы стараемся разговаривать так, чтобы у нас сложились доверительные отношения, чтобы, если у человека действительно есть проблема, он без страха набрал наш номер в любое время суток, с улицы, из дома, по мобильнику ... 

— Вы сказали, что обращаться к психологу не в наших «традициях». С чем это связано?

— Мы часто слышим от детей, что «ты псих, если посещаешь психолога», и даже от педагогов, работающих в школах, можно услышать: мол, если будешь себя плохо вести, то к психологу направим. В советское время было очень мало психологов, и по сей день ходят легенды о «карательной психиатрии».

— Ваша служба создана для детей и подростков. С какими проблемами вам звонят дети до переходного возраста?

— К нам обращаются и совсем маленькие дети. И в этом им помогают взрослые. Чаще всего они набирают номер нашей службы и дают трубку своим малышам. Ну и мы выслушиваем ребенка, например, если он плачет или чем-то расстроен, стараемся озвучить его чувства и поговорить. Конечно, в таком случае мы и родителей консультируем. Бывает, это маленькая проблема, например, у малыша сломалась игрушка, но есть очень серьезные случаи, когда умер близкий человек. Взрослый сам в такое время нуждается в помощи, и, естественно, ему нужна консультация, как об этом сказать ребенку. Звонят дети, у которых возникли проблемы в отношениях с одноклассниками, братьями, сестрами, родителями. Иногда малыши звонят и просят нас уговорить их родителей купить им домашнего питомца. Но мы никогда ничего не советуем. Мы вместе с ребенком размышляем, и он сам ищет выход или тех взрослых, которые могут ему помочь в определенный момент.

— А звонят ли вам воспитанники детских домов и интернатов?

— Такое происходит очень редко, и то, если ребенок оказывается в лагере или больнице. Эти дети меньше доверяют чужим, у них, скорее всего, есть своя служба психологов. Конечно, случаются неоднозначные, сложные ситуации в жизни. Так, недавно позвонила девочка, у которой начали пить родители. Девочка очень волновалась. Она рассказывала, что родители не ухаживают за ее младшей сестренкой, была очень обеспокоена. Ей и самой не хотелось оказаться в приюте... Мы ищем выход вместе и стараемся настроить ребенка на то, чтобы он нам перезвонил снова, если не сработает один из оговоренных вариантов, например, обращение за помощью к близким родным — как правило, это бабушки, дедушки и тети с дядями.

— Насколько часто к вам обращаются подростки?

— Конечно, чаще звонят они, чем дети младшего возраста. Им интересно, они знают, кто такие психологи. У нас есть абоненты, которые очно посещают психотерапевта. Вот, например, выходной день, но они чувствуют, что им нужна поддержка, и пользуются ей. Звонят молодые люди, знакомые с паническим атаками. Конечно, самая большая проблема подростков — это проблема отношений. И причина — не только в безответной любви. Поступают звонки на тему однополых отношений. Дети что-то необычное чувствуют, и им хочется об этом поговорить. Для нас такие темы не под запретом, и мы спокойно об этом говорим. Но самый распространенный запрос — конфликтные отношения. С родителями, друзьями, одноклассниками. 

— Вы настраиваете детей на «правильные» мысли?

— Нет. Никогда. Психологам важно, чтобы ребенок сам разобрался, что с ним происходит, и сам принял решение, и, конечно, чтобы был готов нести ответственность за свои поступки и выбор. Те же конфликты с родителями. Детям часто непонятно поведение взрослых, и мы вместе разбираем, почему, например, они не отпускают ночевать к друзьям или на вечеринку. Были случаи, когда подростки набирали наш номер и пытались убедить нас поговорить с их родителями, чтобы мы объяснили взрослым, что те ведут себя неправильно. Подростки часто уверены, что их права ущемляются.

Взрослеющим детям очень трудно встать на место своих родителей, поэтому звонки на телефон доверия помогают им немножко понять мотивы своих родных и учителей. К нам чаще стали обращаться и сами родители подростков.

— А с каким запросом обращаются родители?

— О, многие родители озабочены не только поведением, но чувствами своих детей. И это очень хорошо! Бывает, что родители не могут уложить ребенка спать и просят нас проконсультировать их в этом направлении. Звонят уставшие донельзя мамы, которым необходимо разобраться в себе и в чувствах к своим детям. Папы подростков также часто обращаются к нам. Звонят мужчины в отчаянии, ведь наступает момент, когда они уже не могут повлиять на детей, на них не действуют размышления взрослых и запугивания. Папы, например, не знают, как научить подростков приходить домой вовремя... Кстати, обращаются к нам не только родители, но и школьные психологи и педагоги — за консультацией. Самый распространенный запрос от них — как предотвратить травлю в классе.

— А детские суициды? Часто звонят дети с такими мыслями?

— Наша служба создавалась для профилактики суицидов. Конечно, такие звонки есть, и они для нас очень важны. Звонят подростки в кризисной ситуации, из которой не видят выхода. Они чувствуют невыносимую психологическую боль и необходимость в живой человеческой поддержке. Консультант, давая подростку возможность выразить свои чувства, оказывает кризисную поддержку. Бывает, звонят близкие таких людей, консультируются, как себя вести. Это самая важная часть нашей работы — спасти жизнь.

— Есть ли телефонный звонок, который вам очень сильно запомнился?

— Да. Был такой случай. Звонил 17-летний парень, который уже заканчивал школу. У него умерла бабушка, а до этого у него умерли родители, а еще до этого он расстался с девушкой, к которой у него еще оставались чувства. Мне тогда казалось, что настолько все плохо, что парню реально уже просто не к кому обратиться. Но пока мы с ним разговаривали, он вдруг сам решил, что, пожалуй, попробует позвонить своей бывшей девушке. Он потом перезвонил и рассказал, что хорошо поговорил с ней, почувствовал от нее поддержку, и ему стало легче. Вспоминаю этот случай и понимаю, как необходимо человеку знать, что он для кого-то важен и нужен.

Наталья ТАЛИВИНСКАЯ

Название в газете: Я цябе слухаю!

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.