Вы здесь

Чем интересен этнографический музей в Мостовском районе?


Музей в деревне Гудевичи, что в Мостовском районе, мне впервые довелось посетить около десяти лет назад. Тогда экскурсию провел сам основатель музея, одержимый своим делом человек, бывший учитель Александр Белокоз. Это его усилиями небольшая деревня вдали от трассы получила полвека назад очень интересный этнографический объект. Особенно поразил белорусский домик с соломенной крышей и интерьером крестьянского дома XIX века.

Очередное посещение порадовало новым видом — музей словно получил второе рождение. Сделан ремонт, расширилась экспозиция, разработаны анимационные программы. Вместе с тем вызвал непонимание вид этнографического домика — его соломенную крышу почему-то заменили на современный шифер.


Когда время берет свое

Музей в Гудевичах можно назвать мини-комплексом. Он состоит из основного здания, где раньше была школа, и старого домика — его перевезли из соседней деревни. Дело начиналось со школьного музея, который 50 лет назад создал местный учитель белорусского языка и литературы Александр Белокоз. Новый комплекс был достроен позже. Тогда же на территории музея появился и деревянный домик, а с 1990 года он приобрел статус государственного и постоянно пополнялся.

Здесь много уникальных экспонатов. Например, издание Франтишка Богушевича 1896 года «Дудка беларуская» и его оригинальный снимок XIX века. Хранится здесь авторучка Владимира Короткевича. Говорят, что именно ей писался роман «Каласы пад сярпом тваім». Можно увидеть букварь 1918 года под редакцией Алеси Смолич, белорусскоязычный глобус из вильнюсской гимназии, настоящий манифест об отмене крепостного права... В отдельной комнате — вещи, которыми славились белорусские мастерицы. Есть залы народной медицины, льна и даже ценных ископаемых.

Помню, что впечатлил большой деревянный челнок, который стоял в коридоре музея. Кто-то еще говорил, что он очень древний, почти что с языческих времен. Может и так, но не только экспонаты удивили, а и само состояние музея. По всему было видно, что помещения требуют ремонта: потолок протекал, известь осыпалась, краска на полу стерлась. Покидала я музей с противоречивым чувством. С одной стороны — богатая сокровищница уникальных достижений белорусской истории и местного края, с другой — запустение здания.

Акцент на этническом колорите

Недавний приезд в музей приятно поразил. Многое восстановилось. Как рассказала директор музея Виктория ПОЛОЙКО, здесь проведен очень качественный ремонт, появились зона гардероба, санузлы, сувенирный магазин. Залы приобрели дизайнерское оформление, разработаны анимационные программы, созданы программы для информирования музеев Беларуси и Польши. Закуплены новые экспонаты, в том числе стилизованные женские костюмы, которые носили в старину крестьянки. На все вместе было потрачено 200 тысяч евро: именно столько средств получил музей в рамках проекта международной технической помощи Польша — Беларусь — Украина. Цель которого — повысить привлекательность региона пограничья через этническую культуру, как можно более полно использовать местные особенности. А за ними не надо далеко ходить.

Уникальная местная особенность — двойное ткачество. Директор музея обращает внимание на коллекцию двойных ковров — это самая большая экспозиция подобного рода экспонатов. По ее словам, древний ковер 1898 года — почти что единственный в стране. Сама технология такого ткачества даже стала национальным достоянием и внесена в список нематериального историко-культурного наследия. В Гудевичах это мастерство можно увидеть не только в музее, но и в обычной жизни. Именно жительница деревни Вера Белокоз (жена создателя музея) сохранила это мастерство.

Народная мастерица и сейчас, хотя и в довольно преклонном возрасте, часто посещает музей, проводит мастер-классы. Перенимать опыт хранительницы уникального ремесла приезжают умельцы со всей Беларуси.

Где соломенная крыша?

И все же сохранять аутентичный формат не удается. В глаза бросился довольно резкий диссонанс прошлого и настоящего. Если раньше деревянный домик был накрыт соломой, то теперь на нем нехарактерный для такого здания шифер. От этого образ этносказки как-то теряется. В чем тут дело?

Директор музея рассказала, что в этом году крыша стала осыпаться, появились дыры, поэтому солому пришлось снять. Но в будущем шифер снова накроют соломой.

— Когда музей был построен, еще были мастера, которые умели вязать парки — специальные снопы, ведь это тоже целая наука. Причем солома должна быть выращена только на органике. Минеральные удобрения делают ее ломкой, и если вяжется парка, солома ломается и долго не лежит, — объясняет Виктория Полойко.

Когда домик в 80-х годах прошлого века перенесли из соседней деревни, его накрыли соломой. Но потом снизу положили шифер, поскольку стала протекать. При такой технологии ее надо часто менять, так как она не «дышит», парится. Соломенная крыша все же будет, заверили в музее, возможно, в следующем году. Но это непростой процесс, требующий довольно кропотливой работы.

Пока этносказке больше соответствует внутренний антураж домика. Здесь встречается самая настоящая аутентика — и деревянные башмаки, и разное снаряжение для печи, где раньше готовилась пища. Кувшины, соломенные ящики для хранения зерна, мебель — всем этим пользовалось не одно поколение.

Сохранить достижения

Гудевичский государственный литературно-краеведческий музей предлагает не только «застывшую» историю. Здесь проводят различные народные праздники и обряды, готовят анимационные программы. Например, на Масленицу угощают блинами, есть программы «У гасцях у Сымоніхі і Лявоніхі», на Рождество тоже устраивают развлечения. Но хватает ли усилий, чтобы интересный этнографический уголок не обходили туристы?

Как оказалось, большой минус — географическое положение деревни. В этом смысле знаменитому музею не подфартило. Гудевичи находятся вдали от оживленных магистралей, и, чтобы попасть сюда, нужно значительно свернуть из них. Правда, во время реализации проекта здесь был настоящий туристический бум, к тому же и местная образование способствовало развитию внутренних экскурсий. Сейчас наблюдается экскурсионный спад, хотя в музее с помощью местных властей предполагают не снижать поднятую планку.

— Мы стараемся наладить отношения с туристическими фирмами, но это сложно, потому что деревня, можно сказать, нетранзитная. От нас до трассы Гродно — Волковыск 12 километров, если ехать на Берестовицу — тоже не по пути. Поэтому мы так организуем туристический маршрут, чтобы охватить и эти населенные пункты, — рассказывает председатель Гудевичского сельского Совета Екатерина БАСИНСКАЯ.

Правда, маршрут не подходит для безвизовых туристов: если Волковысский и Гродненский районы недавно вошли в безвизовую зону, то Мостовский оказался за ее пределами. Таким образом, в Гудевичах больше рассчитывают на внутренний туризм. Во всяком случае, здесь обещают хорошо встретить каждого посетителя, а в кафе можно организовать обед для туристов. Многие, кто приезжает из других регионов страны, этим пользуются. В прошлом году здесь побывало 8,5 тысячи человек, в основном учащиеся из разных городов.

Плюс «зеленый» туризм

Гудевичи с их музеем входят в несколько туристических маршрутов Мостовского района. По словам директора туристической фирмы Ларисы Волчок, музей с удовольствием посещают иностранцы, склонные к ностальгии, и у этого направления хорошие перспективы:

— Сейчас востребован ностальгический еврейский туризм. Сюда приезжают люди, которые гордятся своими корнями. Например, в Лунне есть интересный музей с экспозицией польского художника Эдварда Ромера, который последние годы жил здесь, а его картины хранятся по всей Европе. Также осталось немало еврейских домиков.

Из перспективных направлений — экологический, или «зеленый», туризм. Одна из главных особенностей этой местности — очень красивая природа. Здесь находится заказник «Липичанская пуща» с редкими растениями и животными. В последнее время «тихая» охота тоже очень популярна, некоторые турфирмы предлагают активный отдых, сплавы, велотуризм.

Для тех, кто путешествует по окрестностям, конечно же, не составит особого труда завернуть и в Гудевичи. Тем более работники местного музея хранят не только древние экспонаты, но и сочный белорусский язык.

Маргарита УШКЕВИЧ

Фото автора

Название в газете: Этнаказка нетранзітнай вёскі

Выбор редакции

Регионы

Что обсуждали на совещании органов местного самоуправления Брестчины в Пинском районе?

Что обсуждали на совещании органов местного самоуправления Брестчины в Пинском районе?

Благоустройство населенных пунктов и наведение порядка на земле.