Вы здесь

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения поэта Николая Аврамчика


Поэт-фронтовик, человек сложнейшей судьбы. Воевал на Северо-Западном и Волховском фронтах. При окружении в июне 1942 года был взят в плен и вывезен гитлеровцами в Рур на каменноугольные шахты. Если бы кто сказал там, в плену – полуживому! – как сложится его длинный 97-летний жизненный путь ... Вряд ли поверил бы!

С Николаем Яковлевичем мы встречались и в его минской квартире, и в деревне Ступени в Бобруйском районе, куда поэт обычно приезжал на лето, и в редакции «Звязды». Он признавался, что это его любимая газета с юности, печатался здесь еще до войны.

Вспомним несколько интересных фактов из биографии и творчества Николая Аврамчика.


Школа внучки Пушкина

Родился он в Плесах – а в школу ходил за 6 км, в деревню Ступени. Школа построена внучкой Пушкина. И церковь – тоже. Аврамчик с улыбкой рассказывал: «В этой церкви меня и крестили, и причащали. И учили в комсомоле плевать на головы верующих».

Мы ходили по школе – с Николаем Яковлевичем все здоровались, желали здоровья. Как самому близкому человеку.

Около могилы внучки А. С. Пушкина Натальи Александровны.

Были и на могиле внучки классика мировой поэзии Александра Сергеевича Пушкина. На памятнике высечено: «Пушкина Наталья Александровна, по мужу – Воронцова-Вельяминова. 1859-1912». А сколько интересного рассказал Николай Аврамчик о Пушкине и его потомках!..

Он, выпускник отделения журналистики филологического факультета БГУ, признавался: «Это моя стихия – чтобы до мелочи знать все».

Пожалуй, особым поэтическим воздухом дышала построенная внучкой Пушкина школа. Поэтический дар школьника Николая Аврамчика заметили и поддержали известные литераторы. Ему, ученику, писали письма Кузьма Чорный и Аркадий Кулешов. «Кузьма Чорный писал письма на бездарные мои рассказы. Такие основательные письма писал убористым почерком... Какой это был человек, какое сердце! А также сложная судьба у этого человека. Его арестовали, он сидел. И те письма у меня забрали. Я был уже студентом, многие знали, что у меня письма Кузьмы Чорного».

Через школу Аврамчика вызвали на курсы молодых писателей, после которых поступил на литературный факультет пединститута. До войны окончил три курса.

Фронтовые «сто грамм»

Из бесед с поэтом:

– Правда ли, что в войну давали фронтовые сто грамм?

– Конечно.

– Вечером?

– Да нет, когда подвезут, когда кухня подойдет...

– Сто грамм – чтобы не страшно было в бой идти?

– Нет. В холод, зимой – это было важно... Свои сто грамм я отдавал другим. Тогда не пил, не был приучен». 

Кстати, Аврамчик искренне рассказывал о «богемной» проблеме творцов: «Мележ (знаете ли вы?) и в рот не брал... А вот Пимен – совсем другое дело, с тем можно было брать сколько влезет! .. Часто в Горецкую сельхозакадемию ездили – ну, там переберем уже все: столы ломятся. А он: Николай, ты там возьми хоть в карман, ехать же назад, чтобы в дороге, в автобусе, было что!..»

На фронте Николай Аврамчик был во Второй ударной армии, которой командовал Власов. Тот самый Власов... А старшим политруком и редактором газеты был известный татарский поэт Муса Джалиль. Аврамчик приходил к нему со стихами, но тот развел руками: «Газета русская, а стихи вы пишете по-белорусски».

Плен: в подземелье

Лет десять после войны всякое упоминание о плене снимал Главлит. Аврамчик родился, работал, учился, воевал... А потом сразу – «после войны»...

Николай Аврамчик и Анна Семеновна.

Николай Яковлевич рассказывал: «По-видимому, нет такого человека на свете, который бы переел столько травы дикой, корня лопуха, сколько я в плену. Был случай страшный в лагере, когда сосед угостил меня: что-то похожее на корни хрена. Я съел два корешки, а он – 4 или 5, на нарах лежа. У меня стало гореть все лицо, а с ним что-то такое происходило – выскочил из лагерных ворот, отбежал метров, может, 200, конвоиры застрелили».

Колючая проволока, электрический ток, конвоиры, собаки. В шахту привозят и опускают под землю. Там уже конвоиров не было, узников ставили между немцами. В забое отмеряют 7 метров – немец, еще через 7 метров – пленник ... Об этом его роман «В подземелье». Там ничего придуманного: факт и описание, все достоверно. 

Освобождали англичане. Месяц он был в английском армии, на пайке английского солдата. Потом переправили в расположение советских войск через Эльбу и влили в 49-ю армию. С ней пешком прошли до Белостока: «А там всех бывших военнопленных – как карты-молодки из колоды вынули – и создали несколько рабочих батальонов. И направили в Сибирь, на Урал, в Донбасс». Аврамчик работал на восстановлении Донбасса.

Журналистская жилка

После войны он стремился учиться и параллельно работать. Перевелся в БГУ, потому что там занятия начинались вечером. Знакомая девушка, за которой ухаживал еще до войны (потом она стала женой), училась на отделении журналистики филфака БГУ – подсказала. У него была врожденная журналистская жилка: «Скажу честно: если бы не журналистика, может, и не был бы поэтом. Я в поэзии все равно журналист. Для меня важен поэтический факт и поэтическая деталь. Без факта я не умею ничего написать. Оттолкнуться от детали – вот моя стихия. Очень люблю, чтобы форма стихотворения была совершенная, абсолютно законченная, и обязательно чтобы был смысл, мысль, деталь, чувство».

Учился и работал: в «Чырвонай змене», в «Лiтаратуры i мастацтве». Потом Максим Танк забрал в «Полымя». Когда был создан журнал «Маладосць», перешел туда. 27 лет работал в отделе поэзии. Каждый день приходили молодые поэты, которые постепенно вырастали в отличительных творцов.

Николай Яковлевич был не только замечательным поэтом, но и чрезвычайно талантливым наставником для творцов-новичков. Евдокия Лось, Григорий Бородулин, Геннадий Буравкин, Нил Гилевич, Евгения Янищиц ... О Бородулине говорил: «Таким поэтом надо родиться. Воспитать такого поэта, научить – просто невозможно. У него что-то идет от внутреннего, рожденного: игра со словом, словотворчество, стихия народного, где-то уже и забытого. Это своеобразный дар».

Дотянуться до поэзии

Своим главным учителем в поэзии Николай Аврамчик называл Аркадия Кулешова. Стихотворение «Адлёт жураўлёў», которое хвалили Якуб Колас и Янка Купала, было напечатано в 1938 году в «Полымі» именно с  подачи Аркадия Кулешова. Он помогал дотянуться до поэзии. К нему обращался и уже будучи взрослым поэтом, свои поэмы первому давал читать только ему.

Николай Аврамчик с главным редактором газеты «Звязда» Владимиром Наркевичем и журналисткой Татьяной Подоляк (2004 год)

Аврамчик часто рассказывал про коллег: «Все мои друзья самые лучшие – Пимен Панченко, Янка Брыль, Максим Танк, Иван Мележ – они очень-очень своеобразные люди. Нас с Шамякиным вообще в одно время в Союз писателей принимали в 1947 году... А Максим Танк и Янка Брыль! Это, может быть, два у нас писателя – настоящие европейцы. Они и писатели европейские – и по поведению, по умению себя держать, по вежливой манере европейцы. И что странно и даже парадоксально: ни один не канчал ни университета, ни институтов».

Пусть бы «Сказ ...» оставался анонимным!

Самая известная анонимная поэма второй половины ХХ в – «Сказ пра Лысую гару». Сколько исследователей пытались вычислить, кто же скрывается за псевдонимом «Франтишек Ведьмак-Лысогорский»! Да напрасно.

Интрига была раскрыта уже в XXI в., причем довольно неожиданно. Нил Гилевич напечатал большую статью о том, что поэму написал он, а Николай Аврамчик только, так сказать, поставлял ему фактуру. Это до глубины души обидело Николая Яковлевича: «Скажу честно: очень неприятная ситуация сложилась. Гилевич утверждает, что он писал – Аврамчик только рассказывал ... Кто такой Гилевич для меня? Человек, которого я начинал печатать. Я давал ему письменную рекомендацию в члены Союза писателей. Во что самое смешное!».

Николай Яковлевич рассказывал, что писали поэму вдвоем: один – одно слово, другой – другое, строку, строфу, рифму: «записывал от руки он, а я тут же вечером перепечатывал все на своей машинке... Поэма писалась по линии наименьшего сопротивления. Начали строиться писатели – мы начали об этом писать. Хохотали – и писали ... Бутылку вина выпивали сухого  болгарского... Поэму мы написали не то за 7-8 или 8-9 присестов. Но в течение пяти лет. Потому что не двигалась строительство. Фактов не было! .. Тогда страшно дорого все стоило. Знаете, какие факты? Мне по знакомству в Бобруйске продали на тарной базе дом для бригадных яслей. Он стоил всего 750 рублей. За то, что мне собрали дом, взяли 500 рублей – а зарплата была 180. Дороговизна – не купить... Мы сели писать – на Лысой горе ничего еще не было. Поэтому начали о собрании писать. Я на собрании присутствовал – там ничего смешного не было. А мы уже придумывали. Писали – о ком веселее придумать. А когда начиналось строительство, писали, писали ... Там только конкретика. Там настолько все списано с натуры, там настолько моими глазами «сфотографировано» все и настолько моими ушами подслушано, что говорили, – все то и зарифмовано. Ну, конечно, с придумками».

Я не могла удержаться, чтобы не спросить, кто написал вот эти строчки:

Святоша-праведнiк Аўрамчык

Шмат нейкiх хлопцаў навалок —

Яны яму не дом, а храмчык

За тыдзень склалi да аблок.

Будаўнiкоў тых незнаёмых —

Ужо ўзаемна, без турбот —

Ён адкрываў пасля iмёны

У «Маладосцi» цэлы год.

Оказывается, сам Аврамчик и написал! Сам себя хорошо ущипнул! ..

И все же он был уверен: лучше бы поэма оставалась анонимной.

60 лет спустя: возвращение к первой любви

Первая школьная любовь поэта оказалась несостоявшейся – судьба развела их с Анной Семеновной на десятилетия: «Анна училась в 7-м классе, я – в 10-м. С ее братом (погиб на фронте) вместе семилетку кончали. Я поехал в Минск, а тут подвернулся мой школьный друг и сосватал Анну. Он окончил военное училище, увез ее ... Не виделись всю жизнь. Только один раз встретились случайно: в 1963 году, на вокзале, минуты три говорили. Она садилось в поезд, а я выходил из поезда ... Я один жил. Знакомые не раз пытались меня сватать. Говорил: не дурите головы! Если бы мы не встретились с Анной, так и оставался бы один-одинешенек. А увидел ее – и все сразу вернулось».

Они встретились снова аж через 60 лет – почти через жизнь, уже одинокими людьми, которые похоронили свои «вторые половинки». И остались вместе. Ему было уже 79.

История любви поэта, которая уже само по себе – Поэзия...

Татьяна Подоляк

Название в газете: Адлёт жураўлёў Міколы Аўрамчыка

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.