Вы здесь

Кто идет в современные батлеечники


Осмыслить сакральное содержание рождественских историй и подобрать интонацию, которая зацепит зрителя, адаптировать древнее искусство для современных детей и не потерять атмосферу семейного уюта в погоне за зрелищем. Вот уже четыре года подряд завершающим аккордом фестиваля батлеечных и кукольных театров «Нябёсы» в Минске на базе воскресной школы при Свято-Елисаветинском монастыре проходит «Школа батлейки». На ее занятиях, лекциях и мастер-классах энтузиасты из разных регионов, новички и профессионалы, актеры и педагоги изучают секреты таких простых, казалось бы, кукол и батлеечных ящиков, делятся своими наработками либо узнают, с чего вообще начать, устраивают импровизированные репетиции — а главное, находят единомышленников, которые поддерживают и помогают друг другу в возрождении батлейки.


Методическое пособие « Батлейка як сямейны тэатр» содержит описания, фотографии и даже чертежи кукол и ящики.

Справка «Звязды»

Батлейка, она же батлеемка, вертеп, жлоб — древний жанр белорусского искусства, народный кукольный театр. В отличие от европейских «собратьев», белорусская батлейка органично вошла в народную культуру и объединила христианские мотивы с фольклорными традициями, представляя зрителям не только библейские сюжеты (среди них канонический — народная драма «Царь Ирод»), но и социальные сатирические сценки, бытовые зарисовки.

«Сцена» батлейки — специальный ящик, похожий на маленькую церковь, в которой верхний ярус означает небосвод, рай, средний — землю, а нижний, если он есть, — ад.

Как отмечают специалисты Музея истории театральной и музыкальной культуры Беларуси, распространение на наших землях батлейка получила в XVI веке при активной поддержке монашеских орденов. Исследователи выделяют три основных типа батлейки: классическая, «ясельки» и «витебский жлоб», в постановках которого используется театр теней. К сожалению, уже в середине прошлого века ни одной оригинальной батлейки в Беларуси не сохранилось, но, благодаря работе этнографов, которые успели записать сценарии рождественских представлений, историков, художников-реставраторов, театроведов, актеров и режиссеров, этот уникальный народный театр удалось восстановить.

История с продолжением

Эксперт «Школы батлейки» художник-реставратор Анна ВЫГОННАЯ вспоминает, что ее собственная батлеечная история началась почти 30 лет назад:

— Я окончила Академию искусств по специальности «станковая живопись». Знаете, как всегда говорили о дипломе белорусского живописца? «Партизан под елкой». То есть темой могли быть либо партизаны в лесной чаще, либо еще масштабные «стройки века». А в 90-е произошел слом эпохи, и можно было выбирать любую тему. И как раз на тот момент художники-реставраторы восстанавливали могилёвскую батлейку XIX века для исторического музея, музея-театра «Беларускай хаткі» — батлейка как культурное явление только начала возрождаться. В Мире открылось реставрационное училище, и педагоги, которым архитектор-реставратор Галина Жаровина рассказала о семейной батлейке, настолько увлеклись идеей, что уговорили ее вести постоянный кружок. А я поехала в Мир писать свой диплом живописца, также по батлейке, и привезла добрую дюжину работ. И потом еще лет двадцать ездила в Мир как режиссер народного театра «Батлейка». Но потом пришла проверка и сказала, что так нельзя, нужно два часа занятий ежедневно, а в училище как раз менялась администрация — словом, батлейку списали, а мою половину ставки сократили. Один ящик я оставила в наследство Константину Петриману, который в итоге и подхватил это дело, и теперь он один из самых известных батлеечников.

Другие ящики и куклы Анна Выгонная забрала домой и считала, что на этом батлеечная история завершилась. Оно могло случиться и так, но как раз в этот момент белорусских реставраторов пригласили в Санкт-Петербург — сделать выставку белорусской батлейки в этнографическом музее. А потом Анну Выгонную с коллегами звали в регионы, благодаря чему свои батлейки появились в Ивьевском, Ошмянском, Брагинском музеях. По итогам годовой работы с семейными клубами Брагинского района Анна Альбертовна издала небольшое методическое пособие, которое наглядно и просто объясняет новичкам, как можно сделать ящик — основу театра, в чем особенности кукол (например, у них должны быть длинные шеи, чтобы закрепить волосы и детали одежды, а вот сами куклы небольшие, размером до 30 сантиметров, удобные для человеческой руки, которая управляет персонажами и остается незамеченной в ящике), как делать ящик, какие ткани и материалы лучше подбирать для оформления — как ни странно, специалисты советуют синтетику, иначе от Рождества до Рождества придется бороться с молью и часто латать кукольные наряды.

Анна Выгонная показывает, как можно решить образы библейских персонажей.

От Мира до Ростова

За четыре года в «Школе батлейки» поделились личным опытом и прошли мастер-классы батлеечники из Минска, Мира, Бреста, Гродно, Бобруйска, Несвижа, Осипович, Слонима, Ошмян, Жирович и многих других городов и местечек... Пожалуй, самая далекая ученица — из Ростова-на-Дону, этническая белоруска, которая сейчас живет в России и мечтала показать там наш народный театр. Недавно на Рождество она устроила свое первое представление.

Воспитательница детского сада Ирина Кисляк специально приехала аж из агрогородка Каменюки, что в сердце Беловежской пущи. Призналась: давно мечтает поставить вместе с детьми батлеечный спектакль, но даже не знает, с чего начинать, потому проштудировала все, что нашла в библиотеках и в интернете, а за практической помощью обратилась к профессионалам. «Убедилась, что все далеко не так просто, как казалось на первый взгляд, но в то же время на несколько шагов приблизилась к своей мечте», — улыбается Ирина.

Ее коллега, педагог дошкольного образования Дарья Путинцева из Бреста говорит: «И у меня пока что есть только желание, ящика и кукол нет, вот и ищу подсказки, с чего следует начинать, как подключить к спектаклю детей и удержать их внимание». Эксперты батлейки советуют: детям следует раздавать маленькие вспомогательные роли. Например, назначить их музыкантами, которые сопровождают эффектами появление того или иного персонажа: колокольчиком — ангела, бубном или трещотками — солдата, свистульками — черта и др. Опыт педагогов в садах и народных театрах показывает, что интерактив восхищает и одухотворяет даже самых непростых детей и подростков. В свое время именно так, с занятий в кружке, увлекся куклами известный сегодня белорусский и российский театральный режиссер Александр Янушкевич.

Ящик, советуют опытные батлейщики, для начала можно переделать из почтовой посылки или шкафа детского сада. Куклы — из картона, ткани, папье-маше или даже из покупных заготовок. Для отделки ценны все старые вещи: немного выцветшие обои, плотная фольга и фантики от конфет, бабушкины платки и платья, бисер, тесьма — словом, то, чего часто полно в шкафу или на чердаке деревенского дома, стоит только поискать. «Батлейка — не только путешествие в средневековье, не только синтез и актерского, и музыкального, и декоративно-прикладного искусства, но и явление хэнд-мейд. Процесс изготовления ящиков и кукол, репетиций и представлений объединяет разные поколения в семье или коллективе единомышленников, и в этом одна из причин популярности в наше время», — рассуждает Анна Выгонная.

Участники мастер-класса «Школы батлейки» разыгрывают сценку с ангелами.

Современность и архетипы

— Я убеждена, что начинать ставить батлейку нужно с «Царя Ирода», — повторяет она ученикам. — Для чего? Чтобы понять особенности шпеньковой куклы, специфику жанра, чтобы осознать самое главное: батлеечные куклы — не игрушка, не театральный реквизит. Это архетипические персонажи, которые нам достались из средневековья и в которых заложена система ценностей, сакральное содержание, в настоящее время почти потерянное. Поэтому для сказочных постановок, на мой взгляд, следует сделать отдельный ящик — кукольный театр, который использует некоторые приемы батлейки. Или при желании можно сначала показать классическую постановку, а потом — маленькие сказки или современные интермедии «что случилось в нашем месте в наше время, после Рождества Христова». Семейный театр Поповых, например, делает смешные сценки, что у них произошло в семье, а в одной из школ отлично представили с использованием классических кукол современный сюжет — сбор макулатуры. Однако далеко не все нерелигиозные спектакли «лезут» в батлейку и далеко не все современные элементы следует использовать в постановках. Например, живая скрипка или лира, другие народные инструменты — это уже 80 % успеха, а вот фонограмма, наоборот, «убьет» все впечатление, поэтому постарайтесь избегать ее.

Елена Валевич руководит батлейкой в воскресной школе брестского Свято-Николаевского Братского храма: «Я привезла с собой куклы, но в итоге даже доставать их не стала, потому что понятно, насколько они несовершенны. Но зато теперь знаю, в каком направлении работать».

Художественный руководитель столичной «Батлейкі-чарадзейкі» Владимир Брек соглашается: «Я театровед по образованию, увлекся батлейкой еще в Академии искусств, а потом сделал ящик сам. Даже когда уже занимаешься этим делом и, кажется, хорошо его знаешь — все равно интересно послушать опыт других, услышать некоторые тонкости вне канона».

...При внешней простоте искусство батлейки медленное и глубокое, многослойное. Учиться создавать чудеса — куклами, голосом, светом и звуком — нужно много, и на этом пути ждут все новые открытия. И все равно каждое представление будет творческим экспериментом, по-своему отличающимся от других. Видимо, в этом и есть его прелесть?

— Главная опасность для батлейки — если все начнут заниматься им массово и непрофессионально, не вникая в смысл, выносить камерное представление на улицу, для чего оно в принципе не предназначено, показывать по любому поводу и без него... Слава Богу, такие волны уже были и ушли, — говорит Анна Выгонная. — Сейчас батлейки часто возрождаются в семьях, сохраняя свою особую камерность и настроение рождественского чуда.

В могилевской традиции куклы безногие.

Виктория ТЕЛЕШУК

Фото автора

Название в газете: «Лялька — не цацка»!

Выбор редакции