Вы здесь

За годы войны было снято более трех с половиной миллионов метров пленки


Кинохроника рассказывает о важнейших боевых операциях, освобождении населенных пунктов, знакомит с героями, которые свидетельствует о зверствах, которые чинились фашистами. Кинооператоры военного периода вместе с бойцами Красной Армии и партизанами участвовали в боевых действиях, поэтому кроме камеры у них с собой часто были автомат, пистолет и две гранаты. Оружием приходилось пользоваться довольно часто, так как в погоне за ценными кадрами они стремились попасть в центр событий.


Всего на линии фронта и в партизанских подразделениях работало 308 фронтовых кинооператоров. Каждый четвертый из них погиб.

Узнать больше о кинолетописцах войны, посмотреть снятые ими кадры и познакомиться с документами тех времен можно было во время презентации мультимедийного проекта «Их оружие — кинокамера». Его подготовили Национальный архив РБ, Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов, Музей истории белорусского кино и киностудия «Беларусьфильм».

Белорусские операторы из Минской студии кинохроники с первых дней войны вошли в состав специальных фронтовых киногрупп. Иосиф Вейнерович попал на Брянщину, Владимир Теслюк — под Смоленск, Моисей Беров — на Западный фронт. Снятые сюжеты отсылались в Москву на Центральную студию документальных фильмов. Многие из операторов получили высокие награды, о чем свидетельствуют документы, которые хранит Национальный архив.

Военная кинолетопись велась с первых дней войны. Уже через месяц после ее начала за развертыванием событий на фронтах следило около сотни операторов.

В Белорусском государственном музее кинофотофонодокументов сохраняется самый ранний сюжет, посвященный партизанскому движению. Он был снят в Чериковском районе Могилевской области в 1941 году, когда только появлялись первые партизанские отряды.

Иосиф Вейнерович несколько раз пересекал линию фронта, в 1943-1944 годах он вел съемки на территории оккупированной Беларуси — на севере в районе Бегомля, Лепеля, Полоцка. Там он снял большое количество сюжетов, посвященных таким известным партизанским командирам, как Минай Шмырёв, Иван Титков, Владимир Лобанок.

В фондах Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны хранятся экспонаты, повествующие о мужестве и смелости фронтовых кинооператоров, посвящена им и отдельная экспозиция. Старший научный сотрудник Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Наталья Обухова рассказала, что с 1951 до 1990 года Иосиф Вейнерович постоянно посещал музей, передал учреждению свои фотографии, удостоверение, с которым работал на фронте, и кинокамеру.

Кстати, на Витебщину снимать фильм о партизанской Беларуси кроме Вейнеровича были заброшены также Николай Писарев, Оттилия Рейзман и Мария Сухова. Эта группа снимала не только боевые действия, но и то, как строился партизанский аэродром в Ушачах, как ремонтировались велосипеды для разведки.

Молодым девушкам-операторам приходилось делить с партизанами все тяготы военной жизни. Боевые командиры очень тепло отзывались о работе «боевой» Марии, упоминали, как она снимала фильм, как ходила в партизанские отряды, разговаривала с жителями деревень. Снятые девушкой кадры были использованы при подготовке фильма «Народные мстители», создании киносюжетов о рельсовой войне. Суровая зима 1944 года была особенно тяжелая, немцы сжимали круг блокады. Было принято решение идти на прорыв, вместе с партизанами пытались выйти из окружения и операторы. Во время Ушачского прорыва погибли Николай Писарев и Мария Сухова. Сотрудники Национального архива нашли документ, датированный маем 1943 года, который свидетельствуют о смерти Марии Суховой. Последние ее слова были о том, где спрятаны снятые материалы...

Кинохроника рассказывает об освобождении Беларуси. В кинофильме «Минск наш», где падает свастика с фасада Дома правительства, использовались кадры, сделанные операторами Беровым и Вейнеровичем: один снимал снизу, второй — с крыши.

Киноленты показывают населенные пункты такими, какими их застали в первые часы после освобождения Красной Армией. Многие кадры свидетельствуют о преступлениях, которые совершались на оккупированной территории, показывают сожженные деревни, освобождение узников концентрационного лагеря «Озаричи», Тростенецкого лагеря смерти, лагеря военнопленных под Витебском. Поэтому эта хроника сыграла большую роль в Нюрнбергском процессе.

Елена ДЕДЮЛЯ

Название в газете: Кінахроніка сведчыць...

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.