Вы здесь

Три плюс два, или как не потратить все на конфеты и мороженое. Финансовое воспитание ребенка


«Мама, купи!» — эту фразу от своего ребенка слышал, пожалуй, каждый. А вот достойно отреагировать на нее, особенно если ваши сын или дочь близки к истерике, удается не всем. Почему так происходит? Мы учим маленького человека самым разным вещам, которые пригодятся ему в жизни. А о финансовом воспитании часто забываем, а оно не менее важно, чем умение читать, писать и одеваться.


Объясняем на жизненных примерах

Осознаем две простые вещи: во-первых, вести разговоры о деньгах надо и, во-вторых, важно, чтобы ваш собственный пример стал подтверждением тех истин, которые вы хотите донести до своих детей. Разумеется, для каждого возраста нужен свой подход. Уже в года три-четыре сына или дочь следует начинать знакомить с темой денег. Не брать малышей в магазин, чтобы там не столкнуться с истерикой или избегать ненужных и незапланированных покупок — стратегия не самая лучшая, хотя и имеет право на существование. Психологи отмечают, что начинать рассказывать ребенку о финансовой стороне жизни можно как раз тогда, когда у него возникает желание что-то себе купить. В каждой семье такой момент наступает в разный период. Главное, чтобы именно родители выступали в роли первоисточника такой важной темы. Лучше, конечно, если ваш рассказ будет построен на простых примерах, которые отражают реальную жизнь. Расскажите детям, откуда берутся деньги, какие обязательные платежи вы делаете ежемесячно, как распределяете средства на покупку продуктов, подарков, одежды.

Для детей важную роль играет то, в какой форме поданы знания. Поэтому как можно лучше подойдет вариант игры (даже учиться считать можно, используя в качестве подручного материала, например, монетки) либо тематические мультфильмы и книжки. Здесь можно вспомнить «Золотой ключик» Алексея Толстого или мультфильм из цикла «Смешарики» — «Обучение финансовой «подкованности», который вышел в январе 2018 года. Еще один практический способ повысить уровень финансовой грамотности и провести время вместе — составление списка покупок. Так вы научите ребенка (а может, и себя) планировать расходы и договоритесь, как говорят, «на берегу», за чем пойдете в магазин.

Разумеется, от незапланированной и не очень нужной десятой машинки, которую, например, сын может начать просить, никто не застрахован. Тут уже нужно действовать по ситуации и главное — правильно объяснять, почему такое желание неосуществимо именно в эту минуту.

Кого учить будем?

— Когда ребенок приходит в магазин и говорит «купи» — значит, он уже понимает, что товар на полках просто так никто не отдает, за него нужно заплатить. И это определенный звоночек для родителей, чтобы говорить с ребенком на тему финансов, — говорит финансовый консультант Светлана МУРАШКО. — Однако если мы говорим о финансовой образованности детей, то здесь, условно говоря, можно выделить две модели обучения: западную и постсоветскую. На Западе эта тема активно изучается с детьми, там существуют даже специальные уроки, либо она рассматривается в рамках той же математики. Но все это предполагает, что родители сами финансово образованы. Если же мы рассматриваем постсоветское пространство, то тут еще не понятно, кого надо учить. Можно дать ребенку знания, но очень многое зависит от того, какие примеры он видит каждый день в своей семье. Если родители не ведут себя разумно в плане финансов, то все усилия научить малыша будут напрасны. Очень мала вероятность, что ребенок, чьи родители делают необдуманные покупки, не повторит их сценарий в своей жизни.

Специалист также отмечает, что финансовая образованность как дисциплина появилась у нас недавно и до сих пор детей ей нигде не учат. Есть Национальная программа Нацбанка, но там все ограничивается неделей финансовой грамотности, а нужно гораздо большее время, чтобы научиться и во всем разобраться. И еще следует учитывать такой момент: ребенок, получив знания, полноценно сможет использовать их только во взрослой жизни, если будет финансово независим от родителей. Даже карманные деньги — это не тот уровень ответственности. Хотя некоторые примеры иллюстрируют, что распоряжаться денежными средствами мальчики и девочки умеют и знают их стоимость. Есть даже случаи, когда за счет накоплений ребенок (!) мог отправить родителей в отпуск, а один мальчик насобирал денег и купил себе самокат. Такие результаты у детей возможны, если они знают, что такое деньги, какие могут быть последствия у эмоциональных покупок и как не потратить все на конфеты и мороженое.

Что более ценно

Конечно, если детям дошкольного возраста родители могут только что-то объяснить на собственном примере, в форме игры или с помощью книги, видео, то со школьниками, подростками будут срабатывать уже другие подходы. В частности, говорить о карманных деньгах специалисты советуют тогда, когда ребенок идет в школу. Однако мамы и папы должны думать также и о том, готовы ли их дети самостоятельно распоряжаться деньгами: умеют ли они хорошо считать, знают ли, как купить нужную им вещь, могут ли проверить остаток, не забудут ли взять чек. Психологический момент немаловажен, и в каждом случае свое время для такого ответственного момента взросления, доверия. Также важно помнить, что карманные деньги ваши сын или дочь имеют право тратить как считают нужным. Но, в свою очередь, родители могут помочь с подсказками. Объясните ребенку, что следует и что не стоит покупать в той же школьной столовой или газетном киоске. Обсудить правила, какая сумма выдается и на какое время, предупредив, что дополнительных денег не будет до следующего раза. Так ребенок будет учиться планировать и распределять свои средства, а также понимать последствия. Полезно поддерживать идеи сына или дочери заработать самим что-то во время каникул. Знаю немало примеров, когда летом подростки могут поехать с родителями за ягодами, а потом продать «урожай» и так за определенное время собрать на желаемую обновку или поездку. В такого рода ситуациях много воспитательных моментов: и понимание, откуда берутся деньги, и возможность почувствовать, что ты способен помочь родителям и купить себе то, что хочешь. Однако не нужно платить детям за успешную учебу или за помощь родителям в домашних делах: все-таки есть граница между тем, на чем можно зарабатывать и тем, на чем нельзя, поскольку многие дела делаются просто для себя и других. И хорошо, чтобы наши дети это понимали. Можно даже завести традицию благотворительности, когда вы вместе сделаете какой-то подарок своими руками или соберете игрушки, одежду, книжки для семьи, которая в них нуждается.

Финансовая грамотность для детей — необходимый этап в процессе воспитания. Так вы поможете маленькому человеку чувствовать себя уверенно в тех ситуациях, когда он будет сталкиваться с темой финансов. А если сами нуждаетесь в более глубоких знаниях по этой теме, то сегодня их можно найти на сайте любого белорусского банка в разделе «Финансовая грамотность», где есть информация, рекомендации и подсказки.

Елена ДРАПКО

Фото Татьяны ТКАЧЕВОЙ

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».