Вы здесь

Почему в Европе нарастает антисемитизм?


На специальном форуме в центре имени Рау поговорили о Холокосте и толерантности.


Фото БЕЛТА

«Пережить Минское гетто удалось немногим людям, — выступил его бывший узник Яков Кравчинский. — Оно было частью бесчеловечного желания уничтожить целый народ, где погибло более восьмидесяти тысяч человек. Мы всегда говорим: погром. В Минском гетто погрома не было: сколько фашистское руководство ни старалось сделать так, чтобы жители города ворвались в гетто и совершили резню, у него это не получилось. Но имели место хорошо организованные акции с участием немецкой армии, полиции и расстрельных команд. Но кроме этих акций, люди умирали каждый божий день: не снял шапку в пятнадцати шагах от немца — пуля; подошел к проволоке, что-то обменять или просто так, — пуля;  показалось, что у тебя грязная или плохо пришитая заплата, — тоже пуля. Это продолжалось каждый день. Кроме того, людей до последнего эксплуатировали: заставляли работать на предприятиях, чистить улицы — находили различные способы, чтобы люди умирали от побоев и непосильного труда. Мое единственное пожелание — чтобы такое больше не повторилось, это очень трудно вспоминать».

То, что Международный день памяти жертв Холокоста на этот раз был отмечен, в том числе, Министерством иностранных дел Беларуси, — по словам раввина Мордехая Райхинштейна, впервые на столь высоком уровне, — свидетельствует, что с каждым годом на историческое событие обращается все больше внимания. На наш вопрос, есть ли в дискуссии о Холокосте стороны, к которым белорусское общество пока не готово, господин Райхинштейн, напротив, отметил нашу «суперталерантность»: «О Холокосте выходит все больше и больше информации, и, я думаю, Беларусь лучше всех готова ее воспринимать. Это удивительная страна, ведь, наверное, единственная, на территории которой при большой еврейской общине не было сколько-нибудь массового предательства и для задач уничтожения не хватало «своих» сотрудников, поэтому их завозили из других территорий. К тому же, на мой взгляд, антисемитизм в целом на постсоветском пространстве уменьшается».

Хотя лейтмотивом таких дней — и этот не стал исключением — традиционно становятся слова о важности сохранения памяти о погибших, чтобы не повторить прошлое в будущем, выступающие форума отметили тревожные свидетельства того, что в современном обществе нетерпимость по национальному признаку все еще себя проявляет. Раввин Григорий Абрамович вспомнил облитый черной краской памятник жертвам Холокоста в Могилеве, разбитое стекло синагоги в Бобруйске, граффити в виде свастики на стенах Израильского культурного центра в Минске.

Возрождение проблемы нетерпимости подтвердил и посол Германии в Беларуси Манфред Хутерер: «Мы — немцы — чувствуем большой стыд за варварские преступления, которые выходят за пределы понимания, совершенные немцами на этой территории. Помнить об этих преступлениях, назвать виновных и сохранить достойную память о жертвах — неотделимая от нашей страны ответственность, которая не подлежит обсуждению. Осознание этой ответственности является частью нашей национальной идентичности, нашего понимания себя как образованного общества и правового государства. К сожалению, мы живем в эпоху опасности того, что демоны прошлого, считавшиеся умершими, проснуться. Мало кто из нас мог представить, что в Германии снова начнут травить евреев, оскорблять на улице людей с кипой на голове, дразнить еврейских детей в школах. Но это происходит в моей стране, хотя я не мог даже подумать, что такое еще возможно. Недавней кульминацией тенденции стало страшное нападение на еврейскую общину в Галле».

Господин Хутерер считает, что нарастающий антисемитизм в Германии, а также в других частях Европы, несет опасность демократии и плюралистическому обществу и важно учитывать, что антисемитизм направлен не только против евреев, но также выявляет глубоко антидемократическое мировоззрение.

Среди выступающих в Центре имени Рау были представитель Союза белорусских еврейских общественных объединений и общин Борис Герстен, постоянный координатор ООН в Беларуси Иоанна Казана-Вишневецкий, и представитель Главного управления многосторонней дипломатии Министерства иностранных дел Александр Опимах. Участники форума успели обсудить роль образования в снижении антисемитских настроений, пути борьбы с ксенофобией через сферу культуры и СМИ, предотвращение преступлений на почве ненависти, а вопрос Холокоста обсудить как с исторического ракурса, так и с философского.

«Люди любят спрашивать, где был Бог во время катастрофы и как он такое допустил, но нужно также задать вопрос, а где в это время был человек и общечеловеческие ценности? — говорит Мордехай Райхинштейн. — Нам и сегодня нужно думать о природе человека, ведь от того, что мы стали более цивилизованные, что развилась техника, что в каждом доме есть душ, природа человека не изменилась. На мой взгляд, это глобальная вещь, и если мы хотим искоренить какие-то недостатки современности, нужно в первую очередь думать об отношениях человека к другим».

Мероприятия и выступления, посвященные Международному дню памяти жертв Холокоста, 27 января проходили по всему миру. Главное из них — торжественная церемония в честь освобождения Аушвица — произошла на месте самой группы концентрационных лагерей, куда приехало около двухсот бывших узников и более пятидесяти представителей стран мира.

Ольга МИЦКЕВИЧ

Выбор редакции

Общество

«Здесь был...» Что писали пятьсот лет назад на стенах и камнях

«Здесь был...» Что писали пятьсот лет назад на стенах и камнях

Инна Калечиц — первый и пока единственный специалист в Беларуси, занимающийся эпиграфикой.

Общество

Какой хлеб любят в Беларуси?

Какой хлеб любят в Беларуси?

В советские времена торговля предлагала покупателю ограниченный ассортимент хлебобулочных изделий. В 1980-е даже в крупных магазинах было всего 3–4 наименования хлеба.

Общество

Дышать полной грудью. Мифы и правда о маммопластике

Дышать полной грудью. Мифы и правда о маммопластике

Представительницам прекрасного пола всегда хочется что-то изменить в своей внешности. И иногда женщины решаются на кардинальные шаги.