Вы здесь

Сортировщица мусора: Дети говорят, я не лучше бомжей


Лет десять назад познакомилась с женщиной, которая подняла непопулярную тему. Татьяна рассказала, что ей 40 лет, мать-одиночка, на руках — двое школьников. Специальности определенной не получила, но вот нашла для себя работу, которая очень нравилась. И зарплата приличная, и коллектив хороший, но дети стесняются, что она работает сортировщицей мусора на биомеханическом сортировочном заводе.

— Дети говорят: ты не лучше бомжей, живущих со свалки, а я делаю то, что каждый из нас должен делать, но не желает запачкаться. Руками перебираю пластик, бумагу, стекло, отходы из ваших кухонь. За смену через таких, как я сортировщиков проходит несколько десятков тонн мусора.

Сама не понимая, женщина начала незамысловато рассуждать о бесконечном потреблении, о том, что люди выбрасывают вещи и не понимают их ценности для кого-то другого. Она так рьяно рассказывала о пользе раздельного сбора отходов и переработке вторичного сырья, что заслушался бы опытный эколог.


История той женщины-сортировщицы всплыла в памяти не так давно, когда несколько месяцев назад гомельские коммунальщики и экологи в один голос заговорили: мощностей биомеханического сортировачного завода, который был построен в 2007 году, единственного для полумиллионного Гомеля и окрестных деревень, больше не достаточно. Городской полигон твердых бытовых отходов переполнен. На кардинальное решение вопроса остается менее двух лет.

В неформальных обсуждениях «мусорной проблемы» гомельчане разделились на два лагеря: «человек-потребитель» и «человек-коммунальщик». Первые с аргументами: я, мол, образую мусор, а что дальше — это проблема тех, кто зарплату получает за сбор и переработку. Вторые реально озабочены проблемой и верят, что существующий подход к мусору может измениться в ближайшее время.

Показалось, некоторые гомельчане и сами не знают, сколько последовательных шагов сделал город, чтобы вообще начать «разбираться с мусором». Эти «разборки» состояли из незаметных историй усердных сортировальщиц завода, жильцов многоэтажек, которые отказались от мусоропроводов, коммунальщиков, которые терпеливо приучали сортировать мусор, чиновников, которые поняли, каким образом отходы превращать в доходы.

Вспомним вместе. Еще в середине девяностых в гомельской Новобелице одними из первых в стране начали отказываться от использования мусоропроводов в многоэтажках. Это была не только санитарная позиция, но единственная возможность вообще начать раздельный сбор мусора. В нулевых гомельские коммунальщики массово устанавливали баки для разных видов отходов. В 2007 году в Гомеле начал действовать первый тогда в стране биомеханический сортировочный завод. Через несколько лет город первый из областных центров полностью отказался от мусоропроводов.

На заводе мощностью 100 тонн в сутки налажена глубокая переработка пластика и полиэтилена. Там же работает цех по работе с крупногабаритными отходами: от мебели до холодильников. На базе гомельского предприятия «Спецкоммунтранс» действует подразделение, где из отходов пластика и пленки выплавляют люки, кольца для колодцев и ливнеприёмники.

Что сейчас? Сегодня созданной системы сортировки и переработки мусора недостаточно для объема твердых коммунальных отходов, которые поставляют город и окрестные деревни.

Новое производство, проект которого разрабатывается в Гомеле, должно стать региональным комплексом обращения с отходами. Это не только новый полигон, но и сортировочный завод. Тогда можно будет закрыть потребности по переработке мусора не только Гомеля, но и соседних районов: Гомельского, Добрушского, Ветковского, Чечерского, Лоевского и Речицкого. Это на перспективу.

Теперь же мусорный полигон — самый крупный в Гомельской области —  это целая высотка в 20 этажей.

Последние 52 года сюда свозились все городские отходы. Верхнюю часть горы сравняли, засыпали песком. Сейчас мусор сбрасывают на боковых площадках. Место практически не осталось, признается директор Гомельского предприятия «Спецкоммунтранс» Валерий Ткачёв:

— Объект не законсервирован. Сейчас объемы твердых коммунальных отходов, поступающих на полигон, снижены на 10%. Остальное вынуждены пока перенаправлять на полигон в Ветку.

Полигон в Гомеле создавался в конце 60-х. В советские времена изначально проекта не было, — продолжает Валерий Ткачев. — Полигон образовали на месте небольшого карьера, так вот и остался. Приходилось расти вверх. Это сложно в техническом плане, но выхода другого пока нет. Проблемой озабочены городские и областные власти, в настоящее время ведется поиск площадки для нового полигона.

Сейчас в Гомельском горисполкоме определяются с заказчиком стройки. Пути финансирования — средства городского бюджета плюс Министерство ЖКХ. Известно, что для нового объекта необходимо площадка не менее чем в 20 гектаров. При этом складировать планируется только до 30% мусора. Остальные объемы начнут перерабатывать под вторичную упаковку и биогаз.

Кстати, уже сейчас на гомельском полигоне работает производство альтернативной энергии. Компания-инвестор, которая взяла в аренду часть территории, при помощи специальных компрессоров выкачивает через скважины биогаз. Он наполовину состоит из метана. Здесь же находится и мини-электростанция. В месяц она производит до 20 мегаватт электроэнергии.

На новом объекте обязательно должны совмещаться экологические составляющие и передовые технологии, уверены в «Спецкоммунтрансе».

При создании нового комплекса нужно вводить автоматизированные линии по более глубокой переработке вторичных материальных ресурсов. Металл, стекло, макулатура пойдут по назначению. Из компоста можно будет получать удобрения.

«Звязда» спросила

Готовы ли гомельчане переплачивать за упаковку товара, сделанную из экологически безопасных материалов?

София, молодая мама: «Я не знаю, как вообще эта разница в цене может быть вычислена, но, думаю, какие-то вполне адекватные суммы.

Я готова платить. Я думаю о своих детях и внуках».

Максим, студент: «А кто в магазине докажет, что упаковка их товаров реально экологическая? Я не сильно надеюсь на честность производителей экологической тары».

Татьяна, пенсионерка: «Если уложатся в приличную сумму для пенсионеров, то можно. Весь мир идет к этому, мы также должны идти в этом направлении».

Александра, косметолог: «У меня встречный вопрос: будет ли это удобно? Я лично не готова носить молоко в стаканах. И вообще, считаю, что такие продукты будут стоить чересчур дорого ».

Михаил, военный в отставке: «Все новое экологическое — это старое, о котором забыли. Заворачивать все в газеты, как когда-то, вот решение. Выписываешь, читаешь, потом — в хозяйство. Никакой специальной обертки и упаковки».

Наталья КАПРИЛЕНКО

Фото Ирины АСТАШКЕВИЧ

Название в газете: Каб не жыць на сметніку

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.