Крупные спортивные мероприятия, безвиз и продуманная кропотливая работа представителей туротрасли начали приносить свои плоды — к нам поехали иностранцы. Причем мы пока не успеваем за темпами роста интереса к нашей стране — надо еще многое сделать для того, чтобы качественно обслужить всех гостей. Например, Беларусь пока не готова к наплыву туристов из мусульманских стран, которым необходимо специфическое меню, в Минске же рестораны с халяльной едой можно пересчитать по пальцам.
На туристический рынок Беларуси, который ежегодно стабильно прирастает, обратили внимание иностранные инвесторы. Правда, вкладывают средства они преимущественно в строительство инфраструктуры для самого взыскательного контингента, а нам на данный момент больше не хватает трехзвездочных отелей, особенно в регионах. Дело в том, что западные туристы, которые сегодня посещают Беларусь, выбирают эконом-класс. Преимущественно это люди немолодые, часто пенсионного возраста, которых манит экскурсионный туризм. Их интересуют наши архитектура, этнография, природа. Нужно учитывать, что обычно это люди образованные, кое-что знают об истории Восточной Европы и даже Беларуси, если их предки — выходцы из нашей страны. Западники любят путешествовать семьями или коллективами, часто они сочетают поездки сразу по Украине, Польше, Литве, Латвии, Беларуси. При этом у нас могут задержаться на три-четыре дня.
А вот роскошные пятизвездочные отели больше рассчитаны на деловой туризм и на путешественников из стран Персидского залива, Юго-Восточной Азии. Оттуда приезжает турист моложе, больше семейных пар, им нужны СПА, иногда казино, и они готовы тратить деньги.
Одна из стран, за которую готовы бороться туроператоры, — Китай. В течение последнего десятилетия его жители в лидерах как самые активные к путешествиям. Так, только за 2018 год по миру разъехалось 120 миллионов туристов из Поднебесной. Если Россия в 2018 году приняла 1,2 миллиона китайцев, то в прошлом году уже около двух миллионов. Не состоит в стороне и Беларусь. Правда, получить турпотоки с востока довольно сложно. Китайский турист специфический, работать с ним непросто. Он не приобретет тур в Беларусь на целую неделю, а постарается выбрать такой маршрут, чтобы за один раз посетить сразу несколько стран либо побывать в местах, где находятся памятники мирового значения, рядом с которыми можно сфотографироваться. К тому же пока индивидуальные туристы из Китая к нам не так уж массово едут. Гораздо больше прибыли может принести деловой туризм. В прошлом году за одну только сделку, когда на нашей территории проводилась корпоративная конференция одной из крупных китайских компаний, Беларусь заработала 1,5 миллиона долларов. И это был настоящий прорыв в туристической отрасли! Для обслуживания гостей было задействовано 100 автобусов (причем выполнено требование заказчика, чтобы транспорт был не старше пяти лет), пять отелей и 12 ресторанов. «Этот опыт подсказывает, куда дальше двигаться, что делать, и что мы в состоянии удовлетворить непростые китайские запросы по проведению таких масштабных мероприятий, — заметил начальник филиала «Уралкалия» РУП «Центркурорт» Алексей Стрельченко. — В Китае достаточно большое количество корпораций, холдингов мирового уровня, которые работают на всех континентах и проводят свои конференции, семинары, корпоративы, как правило, в других странах. Беларусь может стать одной из таких площадок. С помощью наших дипломатических органов мы выходим на такие корпорации и предлагаем свои услуги. На 2020 год есть и более значительный, до сих пор неизведанный в Беларуси проект, но пока в связи с коронавирусом отношения и информационный обмен приостановлен, проекты заморожены».
Вообще, коронавирус может серьезно повлиять на работу туристической отрасли. Если миллионы китайских туристов не доедут до Европы и России, хозяева частных отелей будут стараться привлечь на незанятые места новых клиентов, и цены на проживание в соседних странах станут падать, белорусской туристической отрасли нужно быть готовой к такому вызову.
Растет интерес к нашей стране и у жителей Пакистана. Нельзя не обратить внимание на потенциал этой страны с населением в 207 миллионов. Сегодня внешнеполитические отношения Беларуси с Пакистаном развиваются очень успешно, что бесспорно способствует развитию туризма, — наблюдается хорошая динамика востребованности белорусских туров.
А вот такой перспективный рынок как Индия нам еще предстоит завоевать. Темпы роста выездного индийского потока оцениваются в несколько миллионов в год, но до Беларуси пока доезжают единицы. Нет прямого авиасообщения (хотя разговоры об этом ведутся уже не первый год), поэтому все усилия, которые прилагают белорусские туристические организации для продвижения своего продукта в Индии, не дают значительного эффекта.
Фото Анатолия Клещука.
Россия по-прежнему остается самым актуальным и массовым туристическим рынком. Благодаря тому, что компания «Белавиа» смогла создать хорошую региональную программу авиасообщений с российскими городами-миллионниками, в санаториях, на фестивалях и концертах мы можем увидеть туристов из Казани, Ростова, Нижнего Новгорода, Воронежа. Традиционно есть спрос среди жителей всех крупных городов СНГ. В 2020 году планируется развивать туры выходного дня и экскурсионные программы для Казахстана и Узбекистана.
Радует, что на Беларусь обратила внимание и наша западная соседка. Количество польских туристов быстро прирастает, сегодня они на втором месте после росийских. То же и со странами Балтии. Несомненно, здесь свою позитивную роль сыграл безвиз, введенный указом Президента.
Достаточно высокий спрос и интерес к Беларуси показывают скандинавские страны. В этом году туристические компании совместно с авиакомпанией «Белавиа» впервые устроили туры выходного дня из Финляндии, увеличили активность экскурсионные группы из Дании, Норвегии. Здесь также востребован комбинированный продукт, когда туристы посещают сразу несколько стран. «Скандинавский рынок для нас из потенциального на 2019 год превращается в целевой, на который стоит делать ставку, тем более если мы ожидаем чемпионат мира по хоккею в 2021 году», — заметил председатель правления Республиканского союза туристической индустрии Филипп Гулый.
Вообще, предыдущий опыт показывает, что спортивные мероприятия позволяют довольно неплохо продвигать туристический продукт. Болельщики с удовольствием путешествуют по стране, оставляют много положительных отзывов. Если заглянуть на форумы, видно, что иностранные гости оставляют теплые слова о Беларуси как о красивой, безопасной, чистой и интересной стране. А среди самых частых нареканий — проблемы со знанием английского и... белорусского языков.
Растет интерес к нашей стране и со стороны туристов — жителей США и Канады. Причем посмотреть на Синеокую собираются не только болельщики будущего чемпионата по хоккею, но и туристы, которых интересует история наполеоновской, Первой и Второй мировых войн. И опять же, здесь определяющим фактором является безвиз.
Развиваются отношения с Великобританией, Бельгией. Филипп Гулый надеется, что такие же программы, как в прошлом году с Финляндией, в этом году удастся реализовать уже с новым партнером — Германией. Планируется выйти на системные туры выходного дня. Собеседник отмечает, что такого серьезного и массового интереса к Беларуси со стороны западных стран еще не было. Естественно, этот шанс нельзя упускать. И сегодня делается очень много для развития партнерских отношений. Были организованы туры для журналистов из Великобритании, в результате которых публикации в английских изданиях о Беларуси просмотрело несколько миллионов человек. Белорусы участвовали не только в выставках, но и в таких мероприятиях, как биржа контактов, когда поставщики и туроператоры встречаются друг с другом, причем система встреч расписана заранее, и стороны сразу знают, о каких продуктах и ценах будет вестись речь. Если раньше можно было приехать на выставку и за красивым стендом заманивать «Покупайте белорусское» или «Приезжайте к нам, мы сделаем все что угодно», то сегодня такие общие «заявки» не сработают. На рынок надо приходить с конкретным продуктом, ценами, комиссией. Причем традиционно в западных культурах продажа ведется на год вперед. Соответственно, и нам нужно уже сейчас выдать полную ценовую линейку на 2021 год с учетом того, что в это время будет проводиться всемирный чемпионат по хоккею. Пока нам не хватает мобильности и гибкости в ценообразовании, но это очень важно для того, чтобы получить иностранных туристов.
Сегодня иностранные компании стараются напрямую работать с белорусскими с объектами размещения. Посредники, которые просто перепродают места в гостиницах, если это не большие ресурсы, вроде букинга, — вчерашний день. В тренде тот, кто предлагает собственный продукт. Поэтому сегодня так необходимы обучение и ознакомление руководителей или ответственных менеджеров отелей, санаториев с новыми тенденциями на туристических рынках, они должны прописывать четкие тарифы, выстраивать глубину продаж и заключать прямые контракты.
«Важно не допустить распыления ресурсов, которых в Беларуси не так много», — заметил Филипп Гулый. — Есть определенные рынки. Мы понимаем приблизительную их емкость, кто и каких туристов может дать, что они могут приобрести и что для этого нужно сделать».
Елена ДЕДЮЛЯ
Сотрудники Минприроды рассказали, какая польза от деревьев в городе.
Аграрии страны подготовили почвы под сев озимых зерновых культур на зерно на площади свыше 1,362 миллиона га, или 89,8 процента к плану.
Студентка БГУКИ — о том, как достигать желаемого, не бояться рисковать и заявлять о себе.