Вы здесь

Скрипач-виртуоз Артем Шишков: Конкурсы — это, в первую очередь, бизнес


Скрипач Артем ШИШКОВ и виолончелист Иван КАРИЗНА давно завоевали не только лауреатские звания на самых престижных музыкальных конкурсах, но и, как говорят музыковеды, покорили Европу. Между тем свои корни молодые люди не забывают, в их насыщенных графиках выступлений всегда находится место для концертов в Беларуси. 20 февраля они вместе с друзьями дали уникальный концерт в Большом зале Белгосфилармонии, а в марте отправятся в тур по Беларуси.


— Какие интересные события произошли в вашей жизни после предыдущего минского концерта?

— События в жизни музыканта происходят постоянно! Но наиболее интересным, кроме моих регулярных походов в лес (смеется), наверное, можно считать участие в замечательном январском проекте музыкального братства Windfield, посвященном искусству Ренессанса. Учитывая, что с этой музыкой я был знаком только по некоторым записям, это был действительно невероятно полезный опыт, полный интереснейших открытий, — рассказывает Артем Шишков.

Иван прислал сообщение, что немного опоздает на интервью. Когда он приезжает домой из Парижа, где постоянно живет, естественно, накапливается много дел. А ведь музыканты еще и репетируют перед концертом. На филармоническую сцену вместе с Иваном и Артемом вышли Николай Чернухо (альт), Олег Яцына (скрипка) и Алексей Соболь (фортепиано). Участникам концерта не так просто собраться вместе, потому что Артем и Николай живут в Германии, Олег и Алексей — в Минске. Говорят, что иногда даже репетировали, используя компьютерные технологии.

— Артем, для чего музыканту вашего уровня, у которого концерты расписаны на годы вперед, участие в конкурсах?

— Надо сказать, что я в них больше не участвую. А раньше рассматривал конкурсы именно как возможность получить новые контакты, концерты, предложения. Но как современное явление считаю их, грубо говоря, злом, и отнюдь не необходимым, так как они давным-давно не соответствуют первоначальной идее помощи талантам и превратились в инструмент поиска наиболее стабильных технически и выносливых физически исполнителей, которые могут с минимальными потерями отыграть огромный концертный тур. Таких музыкантов легче продать, и, соответственно, на них заработать. За редчайшими исключениями речь там давно не идет о поиске действительно талантливых с точки зрения настоящего искусства артистах, и в лучшем случае они получат какой-нибудь второстепенный приз, и «раскручивать» их станет либо неопытный и недальновидный менеджер, либо чудак, влюбленный не в деньги, а в искусство. Как и практически все сферы нашей общественной жизни, конкурсы — это, к сожалению, в первую очередь бизнес.

— Когда-то не без вашего участия у студентов Академии музыки появилась возможность играть на скрипке Гварнери. Известно ли вам, на каких инструментах сейчас играют белорусские коллеги?

— Честно говоря, не имею ни малейшего понятия не только о том, на каких инструментах играют сейчас студенты академии и белорусские коллеги, но и о том, где сейчас та замечательная скрипка Андреа Гварнери, на которой мне посчастливилось играть несколько лет назад. Однако, если бы вы или ваши коллеги вдруг всерьез углубились в этот вопрос, я бы с интересом прочел такой материал.

— Спасибо за интересную тему. Вы не раз давали совместные концерты с Иваном Каризной и пианистом Кириллом Кедуком. А с кем-нибудь из белорусских скрипачей хотели бы выступить?

— Примерно через год мы планируем сделать совместный тур с белорусской скрипачкой Владой Бережной, с которой мы вместе учились у нашего общего педагога — профессора Академии музыки Эдуарда Кучинского. Теперь Влада тоже живет и работает в Германии. В Беларуси я всегда с большим удовольствием играю с Олегом Яцыной и Олегом Подовым, который участвовал в последнем проекте музыкального братства Windfield.

— Приглашают ли вас в лицей или академию музыки дать мастер-класс? Вам самому такая деятельность интересна?

– Да, в Академии музыки я давал мастер–класс в ноябре прошлого года. Откровенно говоря, я предпочитаю формат мастер–класса методической работе — за несколько уроков я могу дать ученику массу полезной информации, с которой он сможет работать как минимум несколько месяцев. А быть «надзирателем» и следить за выполнением моих рекомендаций и советов мне не интересно — если кто-то действительно заинтересован в профессиональном росте, то, имея нужную информацию, то есть знание, он может и должен самостоятельно развить сперва умение, а потом и навык.

— Несколько лет назад вы рассказывали, что берете инструмент в аренду. Что-то изменилось с тех пор?

— Сейчас история с арендой, к счастью, закончилась. Мне посчастливилось найти людей, которые дали мне в пользование замечательную скрипку без всякой арендной платы — я только плачу за необходимый ремонт. Это большая удача для любого музыканта, поэтому в знак благодарности я раз в год играю для них домашние концерты.

— Всегда подчеркиваете, что вы — белорусский музыкант и здесь ваш дом, ваши родные. Но жить все же удобнее в Европе?

— Да, в первую очередь это, конечно же, практичность. Я живу в Берлине, из которого благодаря двум аэропортам можно очень быстро и сравнительно дешево добраться в любую точку Европы. А учитывая, что современному концертирующему музыканту скорость передвижения просто необходима, это большой плюс. К тому же, существует еще огромная проблема виз, которую невозможно игнорировать. За мою жизнь мне пришлось отменить множество проектов именно из–за этой бюрократической препоны. Я живу, работаю и плачу налоги в Германии, поэтому у меня есть круглогодичная европейская виза, и таким образом я не трачу ни время, ни деньги, ни нервы на процесс получения визы для каждого моего концерта, а с белорусским паспортом мне всегда открыт въезд в страны СНГ.

— Долго у нас существовал стереотип, что европейская публика на академических концертах — это дамы в бриллиантах. Каково же было мое удивление, когда в одном из оперных театров увидела публику без всяких изысков, что не мешало ей понимать оперу. А какой вы видите публику с разных сцен?

— В Европе вообще сейчас налицо попытка сделать музыку доступной для всех слоев населения. На наружной стене Венской оперы, например, висит огромный экран, на котором летом можно смотреть оперу прямо на улице совершенно бесплатно, даже сидя на стуле,а при желании — с добрым австрийским пивом. А в большинстве европейских филармоний продаются билеты и абонементы с большими скидками для студентов. Места не самые удобные, часто стоячие, но все же есть возможность попасть на аншлаговые концерты знаменитых музыкантов и коллективов. Очень удивляет и удручает, когда в Минске проходят концерты классической музыки, билеты на которые стоят несколько сотен рублей. Как может человек искусства, учитель, учащийся, да и вообще честный человек попасть на такой концерт? Но, очевидно, организаторов таких мероприятий больше заботит свой набитый карман, чем публика, которой действительно нужны и интересны такие концерты.

Так за разговором незаметно пролетело время, и к нам присоединился Иван Каризна.

— Бесконечно уважаю вас и ваших коллег за тур по малым городам Беларуси в 2015 году. Намерены ли повторить этот опыт?

— Это был очень интересный опыт, нашей главной задачей было донести классическую музыку величайших композиторов туда, куда, скорее всего, она очень редко доходит. Хотелось посмотреть на лица людей, как они воспринимают, реагируют и переживают эту музыку. Результат превзошел ожидания, практически на всех концертах был аншлаг и овации после каждого концерта. Мы объехали 29 городов за месяц...

— Наши поп-артисты с неким снисхождением относятся к концертам в глубинке…

— Совершенно не стесняюсь того, что езжу туда, чувствую своим долгом поделиться искусством с людьми. Тем более меня всегда там очень ждут, и я чувствую от людей большую любовь. Признаюсь, что мне очень хочется чаще выбираться в такие маленькие города, это еще и прекрасная возможность увидеть всю нашу очаровательную Беларусь.

— На март у вас запланирован большой тур. Расскажите, куда поедете.

— Мы с Артемом планируем выступить в шести городах Беларуси с программой дуэтов для скрипки и виолончели. Прозвучат произведения Золтана Кодаи, Мориса Равеля и Богуслава Мартину. На это раз, правда, наш гастрольный маршрут пройдет по четырем областным центрам: Брест (15 марта), Гродно (16), Витебск (21) и Гомель (24). Ведутся переговоры о выступлениях в Пинске и Барановичах, а финальный концерт состоится 26 марта в столице.

Оксана ЯНОВСКАЯ

Фото предоставлено Иваном Каризной и Артемом Шишковым

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».