Вы здесь

Как в Минском районе решают проблему с качеством воды


У белорусских подземных вод есть один существенный недостаток — повышенное содержание железа. Жестокость, марганец и даже нитраты — не исключение. Современные технологии с легкостью помогают от этого избавиться, но и стоят немалых денег. И не каждая местная власть стремится «пожертвовать» их водоканалам ради решения таких важных проблем. Но в нашей истории все наоборот. Это история о том, когда все сложилось наилучшим образом, история о профессионализме, вечном поиске и желании работать. Эта история, которую хочется ставить в пример остальным.


Выгодная альтернатива

В Минском районе 240 населенных пунктов, и сегодня почти в 50 из них есть определенные проблемы с качеством воды. В большинстве случаев главная причина — повышенное содержание железа, реже встречаются жестокость и нитраты. Еще несколько лет назад таких проблем в районе было гораздо больше, но за последнее время местный водоканал смог решить их во многих населенных пунктах.

— Мы начали самостоятельно собирать мобильные станции, которые позволяют решить определенную проблему. Если бы мы выбрали «классический» вариант решения и строили полноценный объект, то это бы заняло больше времени, — объясняет главный технолог ГП «Водоканал Минского района» Ольга Жук. — В таком случае нужно было бы разрабатывать определенную документацию, где внимание уделяют важным, но не первостепенным вещам — генплану, дорогам, ограждениям, кабельным линиям и противопожарным нормативам.

Это значит, что на реализацию такого проекта дорогое время будет затрачено не только из-за длительной подготовки, но и из-за денег — такие объекты стоят немало (минимум, в три раза дороже мобильной станции), а именно на решение конкретной проблемы расходуется только 2530% всех затрат.

— Кроме того, качество воды может изменяться, и мобильность такой системы позволяет нам перевезти и подключить ее к другой скважине, — отмечает специалист.

Сегодня в Минском районе работают 26 таких станций, еще 12 планируется установить в этом году. В основном они позволяют снижать уровень железа в воде, где благодаря таким станциям решают проблему с нитратами, а в прошлом году первый, и пока единственный, объект по смягчению воды запустили в поселке Юбилейном. А если в каком-то населенном пункте с водой существует сразу несколько проблем, то специалисты водоканала строят комбинированные станции. При этом 90% всех работ фактически выполняют несколько человек — общее руководство осуществляют главный инженер, его заместитель и главный технолог, а сбор оборудования — слесари АВР.

Итоговые цифры

Все оборудование водоканал покупает через конкурс, а в качестве «оболочки» для него специалисты используют металлические контейнеры, павильоны над скважинами или монтируют камеры из железобетона. На станциях обезжелезивания очистка воды делается по одному и тому же принципу — кислород окисляет железо. А вот глубокую очистку уже выполняют фильтры, и их загрузка зависит от конкретных характеристик воды (мутности, цвета, запаха и т д.). Все это специалисты подсчитывают еще перед тем, как купить оборудование. Выходит, что каждая установка по-своему уникальна — качество воды и количество жителей могут существенно отличаться в населенных пунктах.

Например, в Новой Деревне проживает 44 человека, и там в одном литре воды содержится аж 1,47 мг железа, а вот после того как вода проходит через станцию, этот показатель снижается до 0,14 мг (по правилам количество железа в питьевой воде не должно превышать 0,3 мг. — «Зв.»). В одном из районов Заславля таким образом качественную воду получили четыре тысячи потребителей — показатель железа снизили с 0,97 до 0,11 мг/л. А в скором времени качественной услугой обеспечат весь город.

А вот появлению нитратов в воде «способствуют» сельскохозяйственные угодья, находящиеся неподалеку. В таком случае уже нужно использовать более совершенные технологии. Удалять нитраты помогает смола, а обычную поваренную соль используют, чтобы возобновить работу фильтров. Если раньше в деревне Цна в одном литре воды было 99,6 мг нитратов, то после строительства станции их стало только 16,89 (норма по правилам — 45 мг/л).

Собственно говоря, такие же технологии используют и на станции смягчения в Юбилейном. И несмотря на то, что показатель жесткости воды был в пределах нормы (7 градусов жесткости), собственники квартир дома ТС «Юбилейный-2012» постоянно жаловались на качество горячей воды. Небольшая станция, которую разместили в подвале дома, позволила снизить показатель до 1 градуса жестокости.

Когда горишь делом

Собрать и установить такие станции — только половина дела. Чтобы они хорошо работали, их нужно правильно обслуживать — раз или два в неделю специалисты выезжают на место, чтобы выполнить определенные работы и сделать экспресс-тесты для контроля качества воды. А полный анализ проб скоро будут делать уже в собственной лаборатории водоканала, которую планируют запустить в этом году в Заславле.

— Главное для нас — здоровье людей, именно это и подтолкнуло решить проблему как можно быстрее. Кроме времени, мы существенно экономим средства бюджета и предприятия. Когда люди получают плохую воду, то мы делаем для них скидки, организуем подвоз воды, — говорит Ольга Васильевна. — Сейчас в первую очередь мы хотим избавиться от нитратов и уже потом постепенно решать вопрос с содержанием железа в воде. Однако достичь таких успехов нам помогла и финансовая поддержка со стороны местных властей.

И если раньше директор Водоканала Минского района Дмитрий Дрозд говорил, что изначально такие станции для них казались своеобразными космическими кораблями, то с течением времени они стали просто способом решить определенную проблему. В агрогородке Сёмково уже появилась первая мобильная станция обезжелезивания серийного производства (после ее запуска железа в воде даже не нашли. — «Зв.») — на предприятии запустили полноценный цех по их изготовлению. За их работой уже будут следить из диспетчерского пункта, а для обслуживания создадут специальную сервисную службу, в которую уже начали набирать сотрудников. Это значит, что специалисты предприятия теперь смогут не просто консультировать своих коллег (которые тоже уже начали собирать подобные установки), а в перспективе даже и продавать свои станции.

— Чтобы не терять время, мы планируем открыть и собственное проектное бюро. Несмотря на то, что мы не строим полноценные объекты с генпланом, проект все равно должен быть разработан. Если обращаешься за помощью к другим организациям, нужно придерживаться определенных процедур (например, провести конкурс по выбору такой организации), в результате реализация всего проекта занимает шесть или семь месяцев, а для созидания станции нам нужна только две недели. Благодаря собственным проектировщикам, мы снова сэкономим средства и сможем решить все проблемные вопросы в районе до 2025 года, — объясняет главный технолог.

А с течением времени на предприятии планируют начать выпуск модульных канализационно-насосных станций (для перекачивания сточных вод), станций второго подъема (для подачи воды) и сливных станций (используют на очистных сооружениях, чтобы принимать стоки из бочек).

И вот тут уже можно смело сказать, что если успех приносит одно дело, то начинаешь видеть выходы и из других ситуаций. Однако прийти к этому можно только в том случае, если действительно горишь своим делом. И пусть в этой истории не завоевывают космос в буквальном смысле, это совсем не мешает сотрудникам водоканала иметь такое желание и создавать свои космические корабли.

Валерия КИСЛАЯ, фото автора

Название в газете: Пра жаданне заваёўваць космас

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.