Ничего удивительного, но все же интересный факт: одной из самых топовых и продаваемых книг в Европе за минувшие месяцы стала «Чума» Альберта Камю. Но, в отличие от любителей литературы, журналисты привыкли читать преимущественно новости и доверять специалистам, а не раздуваемым скандалам о надвигающейся пандемии. Поэтому отказываться из-за распространения короновируса от командировки, тем более посвященной пятилетию ЕАЭС в Нур-Султан, я не собиралась, хоть и летела в поездку с легкой простудой. Первым человеком, который встречал пассажиров самолета Минск—Нур-Султан, был отнюдь не пограничник или таможенник, а медик в полном «боевом» обмундировании. Вот тут я и вспомнила шутки коллег о карантине и изоляторе. Но специалист лишь с равнодушным видом собрала у нас анкеты с личными данными, заполненными по просьбе бортпроводников. По выходе в город я еще раз убедилась в правильности своего решения — увидела настоящую зиму: сугробы в половину роста, заснеженные деревья и машины.
Здание МФЦА.
Главным организатором проекта «Евразийский мост», в рамках которого состоялся пресс-тур в Казахстан, стал Информационно-аналитический центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ. Проект включает в себя три пресс-тура в Нур-Султан, Москву и Минск, столицы стран — основателей ЕАЭС. Участницей первого этапа стала и корреспондент «СЕ». Во время мероприятия журналисты узнали о развитии ІT-индустрии, финансовой, торговой сферы Казахстана и познакомились со взглядами экспертов на перспективы Евразийского союза. Но обо всем по порядку.
Метапроект для Евразии
Евразийский Банк Развития
Одной из самых крупных банковских структур на пространстве Евразии стал ЕАБР, учрежденный в 2006 году Россией и Казахстаном. Сегодня в число акционеров входят Армения, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан. Активы банка составляют около пяти миллионов долларов, а текущий инвестиционный портфель — четыре с половиной миллиона. Основная миссия ЕАБР — развитие рыночной экономики стран Евразии, рост за счет инвестиционной деятельности. По сути, банк вкладывает деньги в те проекты, которые усиливают интеграцию. В тройке сфер-лидеров, куда идут его инвестиции, — энергетика (в том числе и «зеленая»), транспорт, финансовый сектор.
Амангельды ИСЕНОВ, заместитель председателя правления банка рассказал, что с минувшего года учреждение активизировалось в Беларуси, и сегодня уже сформирован хороший пул проектов, который планируют наращивать. Самый крупный проект за 16-летнюю историю банка сейчас реализуется именно в нашей стране: в начале текущего года 400 миллионов долларов выделено «Беларуськалию». При этом банкир уточняет, что пока в Беларуси ЕАБР менее узнаваем, чем в России и Казахстане.
Работает банк тесно и с Белорусским металлургическим заводом, которому кредитовали 156 миллионов долларов на строительство мелкосортно-проволочного стана, и БелАЗом, планируются сделки с «Могилевлифтмашем».
«В Российской Федерации и Казахстане начала реализовываться программа модернизации лифтового хозяйства. Насколько я знаю, в Казахстане 70 процентов лифтовых шахт, механизмов адаптированы под производителя из Могилева. Получается, в чем-то это даже безальтернативный источник поставок», — сказал Амангельды Исенов, но уточнил, что до финансирования дело пока не дошло.
По его словам, все отрасли, которые в Беларуси являются базовыми, системообразующими для экономики, находятся в сфере интересов Евразийского банка развития.
У «евразийцев» (так в шутку называют себя эксперты и аналитики, занимающиеся евразийской повесткой) существует мнение, что ЕАЭС для успешного функционирования необходим метапроект. Он должен связать цепочкой все страны-члены. По мнению Амангельды Исенова, такой проект был бы интересен Евразийскому банку развития. «Если не мы, то кто? — задал риторический вопрос финансист. — По отраслевой принадлежности я бы предпочел говорить о некой инфраструктурной вещи, потому что, как правило, она за собой влечет параллельные производства».
Барьеры — убирать, изъятия — оставить... пока
Вице-министр торговли и интеграции Жанель Кушукова — одна из главных переговорщиков Республики Казахстан на площадке Евразийского союза. На встрече с журналистами она рассказала о видении интеграции со стороны Казахстана и в целом об экономическом развитии страны.
Приоритетными отраслями для государства являются машиностроение, пищевая, перерабатывающая промышленности, сельское хозяйство. Хотя ранее акцент делали в сторону развития энергоресурсов, их добычи, разведки, продажи.
К 2025 году должны быть сформированы документы по общим энергетическим рынкам. В этом процессе очень важна и роль Беларуси, которая председательствует в ЕАЭС. Документы должны регулировать не только внутренние свободные продажи этих товаров, но и вопросы недискриминационной транспортировки.
«По барьерам и изъятиям у нас сегодня уже сформирована так называемая белая книга изъятий. Изъятия — это те вещи, о которых мы изначально договаривались, как об особенностях национального законодательства, — отмечает Жанель Кушукова. — И практически для каждого изъятия есть срок, до которого оно будет действовать. Поэтому бороться за то, чтобы убрать их раньше, на мой взгляд, не самая важная задача».
Другая позиция у эксперта в отношении барьеров, возникающих на свободном рынке. По ее мнению, они — ответ на оживление бизнеса, который стал осознавать возможности большого евразийского рынка и стараться противодействовать возрастающей конкуренции. Парадоксальная ситуация: именно появление барьеров является показателем увеличения уровня экономического взаимодействия.
Преференциальные соглашения с третьими странами демонстрируют интерес мирового сообщества к ЕАЭС. Как подчеркнула вице-министр торговли и интеграции Жанель Кушукова, уже идут переговоры о зоне свободной торговли с несколькими новыми странами, а почти десяток государств ждут своей очереди на рассмотрение возможности сотрудничества.
Существенный новый рынок с растущей экономикой в Азии — Узбекистан, который внимательно наблюдает за союзом. Казахстан видит Узбекистан как транзитного помощника в выходе на восточные рынки, но все же это государство стало бы и значительным конкурентом.
«Но любая конкуренция должна идти во благо потребителей и самих предпринимателей (пусть последние и не всегда это понимают). Они сразу выходят на новый уровень качества производства. Конкуренция заставляет подтягиваться», — сказала Жанель Кушукова.
Глобальная игра и сухопутные перспективы
Ключевым и смыслообразующим событием пресс-тура стал круглый стол «ЕАЭС в новом десятилетии». Обсуждали эксперты и журналисты итоги первой пятилетки жизни союза, задачи на будущее, проблемы и перспективы.
Эдуард ПОЛЕТАЕВ, президент фонда «Мир Евразии», рассказал о видении Казахстаном модели ЕАЭС. Один из важных интересов Казахстана в союзе — стать мостом между Китаем и Европейским союзом.
«Кризис 2007—2009 года Казахстан пережил болезненно, и во время перехода к этапу стабилизации были сделаны выводы о том, что в условиях нестабильности мировой экономики жизнеспособность нашей страны во многом будет зависеть от интеграции. Для роста экономики и расширения рынков сбыта необходимы устранение таможенных барьеров, улучшение условий для инвестиций», — отметил эксперт.
По мнению Эдуарда Полетаева, вступление в ЕАЭС не решает всех проблем экономики страны, но создает благоприятные условия. В отличие от некоторых крупных постсоветских государств перед Казахстаном из-за географического положения никогда не стоял вопрос выбора пути — европейский или евразийский. В образе ЕАЭС страна не продвигает некую ностальгию по общему прошлому, а лишь заявляет прагматичный подход.
Российский эксперт, руководитель ИАЦ «Евразия—Поволжье» Марина ЛАПЕНКО обратила внимание на взаимодействие стран ЕАЭС с внешними партнерами, отметив активную работу здесь Евразийской экономической комиссии. Чтобы обеспечить выход на рынки третьих стран, было подписано около 40 соглашений разного уровня.
По мнению Марины Лапенко, российский подход к союзу заключается в том, что он должен стать глобальным игроком: «ЕАЭС является частью большого евразийского партнерства. Этот термин еще до конца не проработан, и нет точного определения, что такое большое евразийское партнерство. Но все мы понимаем, что это соединение Европы и Азии, необходимое взаимодействие с Европейским союзом в рамках концепции интеграции интеграций, сотрудничество с Шанхайской организацией сотрудничества, выход в Юго-Восточную Азию и сотрудничество с АСЕАН».
Научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, политолог Алексей ДЕРМАНТ представил свое мнение о влиянии КНР и США на Евразийское экономическое пространство.
Он отметил, что в целом Китай выстраивает инфраструктуру, которая в итоге будет работать на всю Евразию. Развитие страной сухопутной инфраструктуры — точка роста для государств, не имеющих выхода к морю. Таковыми являются и Беларусь, и Казахстан, и Армения, и Кыргызстан, поэтому планы КНР по развитию транспортных коммуникаций — плюс для всей Евразии.
Финансы, которые поют европейские романсы
Международный финансовый центр «Астана»
МФЦА — платформа финансового центра и биржи, стратегическими направлениями которой стали рынок капитала, управление благосостоянием частных лиц и активами, исламские финансы, зеленые финансы и финтехнологии. Для участников центра созданы преференциальные условия — освобождение от налогов, упрощенный визовый режим, долгосрочные визы для работников и их семей, освобождение от рабочего разрешения.
Такими условиями и возможностями Казахстан стремится создать площадку для привлечения прямых инвестиций, интересную большому числу зарубежных партнеров. Можно сказать, что МФЦА живет немного обособленно от всех иных финструктур страны. Подтверждает это наличие своего совета по управлению, биржевой инфраструктуры, суда, который впервые на постсоветском пространстве базируется на общем праве.
Особо остановимся на правовой системе. На постсоветском пространстве используется континентальное право, а в МФЦА отдали предпочтение общему, и вот почему: около 85 процентов всего глобального инвестиционного сообщества, заключая контракты, ссылается на это право.
Безусловно, привлекательно для бизнеса и наличие своего суда, решения которого являются окончательными. Они подлежат исполнению как в Казахстане, так и в тех странах, с которыми государство заключило определенные двусторонние соглашения. Для исключения коррупционной составляющей, большей весомости, непредвзятости в структуру пригласили работать судей из Англии.
При открытии компании в МФЦА есть возможность выбрать из более широкого списка правовых форм (а именно из 12), хотя в Казахстане для бизнеса их существует только три.
Сегодня на площадке МФЦА зарегистрировано более 390 компаний из 36 стран. К слову, белорусского бизнеса в этом списке нет. Участники уже проявляют инвестиционную и предпринимательскую активность на территории Казахстана. Причем регистрация компании в центре не обязывает бизнесменов работать только в Казахстане.
От цифры в кошельке к цифре на экране
Если финансисты Казахстана ориентируются в большей степени на западноевропейские тренды, то ІT-специалисты Нур-Султана с уверенностью говорят: создавая свой Международный технопарк ІT-стартапов (Астана Хаб), изучали и брали за основу опыт белорусов.
Для членов хаба упрощен визовый режим, компании-участники освобождены от налогов на пять лет. Создатели технопарка стремятся доказать всем регионам Казахстана: будущее за ІT. Информационные технологии — это не только электронная коммерция, разработка приложений, а гораздо большее: создание роботов, блокчейн и многое другое.
Для молодых стартапов разработана программа онлайн-наставничества. Ментор помогает довести новый проект до «минимальной жизнеспособности». Представители парка также ездят по регионам страны в поисках талантливых ребят, которых привлекают в технопарк и обучают.
Астана Хаб конкурирует с парком в Алматы и частными компаниями, которые давно уже существуют на рынке. Но некоторые проекты разрабатываются в сотрудничестве.
Интересная инициатива, реализуемая с прошлого года в Казахстане, — «цифровые комиссары». Это независимые наблюдатели, которые напрямую контактируют с Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности. Они проводят мониторинг проектов и инициатив государственных органов, реализуемых по программе «Цифровой Казахстан», представляют власти замечания и предложения граждан по проблемам сферы.
Но все же, как соглашаются специалисты, быть айтишником в Казахстане менее привлекательно, чем в Беларуси. Пока, выбирая между программированием и бизнесом, молодые люди отдают предпочтение второму, но понимают, что без технологий никуда.
Мария ДАДАЛКО, фото автора
г. Нур-Султан
Проект чрезвычайно важен социально, но не только...
Более 1410 тематических конструкций появится на улицах столицы
Корреспонденты «Звязды» вместе с сотрудниками ГАИ понаблюдали, как минчане пользуются средствами персональной мобильности.