Вы здесь

Нужно ли «плясать» вокруг туристов?


Казалось бы, белорусский агротуризм активно развивается: если в 2006 году было зарегистрировано всего 34 усадьбы, готовые принять туристов, то сегодня эта цифра выросла до 2760. В прошлом году услугами агроусадеб воспользовалось более полумиллиона человек. Беларусь признали одной из лучших в мире в области сельского туризма и сюда даже начали приезжать за идеями эксперты из других стран. Например, отечественный опыт заинтересовал итальянцев — в августе, если, даст бог, коронавирус уже не будет угрозой, в Воложинском районе ждут делегацию из Сардинии (иностранцев волнует, чем может увлечь глубинка, потому что у них на территориях, находящихся более чем за 40 километров от моря, туристов почти не встретить). В мае в Минске планируется провести международный форум, посвященный агроэкотуризму, на котором ожидаются сотни участников из разных стран (опять же, если не помешает коронавирус).

Но хозяева домиков на селе обращают внимание на определенные «тревожные звоночки» в своей сфере. То так ли у нас все хорошо?


vetliva.by

О количестве и качестве

Хозяин агроэкоусадьбы «Едишки» Андрей Абрамов замечает, что если в 2014-2015 годах наблюдался всплеск интереса к отдыху в белорусской деревне, то сейчас активность, например, у тех же российских туристов начала падать. Он считает, что одна из причин в том, что в некоторых местах слишком уж хотят угодить гостям, а фальшь и бутафория отпугивают туристов. К тому же отдельные хозяева обманывают своих гостей, выдают продукты из сетевой торговли за домашние. Андрей Михайлович приводит цифры: из 200 усадеб, зарегистрированных на Браславщине, активно работает всего около двух десятков. «У всех почему-то стереотип, что деньги можно заработать на агротуризме, только если встречать большое количество людей. Я больше двух семей не принимаю, а моя выручка в разы больше, чем в усадьбе, которая просто сдает кровати в аренду или принимает большие группы, которые еще могут что-то и сломать », — говорит он.

Большого секрета успеха усадьбы Абрамова нет — большинство прибыли приносит ферма, 70 процентов расходов туриста здесь приходится на еду. Часто сюда приезжают горожане на кулинарные мастер-классы — например, по приготовлению стейка. Здесь можно полностью углубиться в быт, познакомиться с технологией производства настоящих деревенских продуктов.

Есть и другие агроусадьбы, готовые обеспечить своих постояльцев собственными, так сегодня востребованными экопродуктами. Отдельные хозяева пытаются привлечь туристов креативностью, готовят интересные программы, берутся за организацию праздников, возрождают традиции, собирают экспонаты для собственных мини-музеев. Но если у нас так быстро и сильно выросло количество усадеб, где гарантия, что турист доедет именно к креативным и внимательным хозяевам, а не наткнется на собственника, который попросту сдает жилье на селе? А льготы все получают одинаковые.

Между прочим, некоторые «плюшки» в будущем могут отменить. В частности, кредитная поддержка сегодня не такая уж и нужная. Все меньше хозяев обращаются за ней в банк. Отрасль достаточно развилась, люди уже вкладывают собственно заработанные деньги, находят доноров, которые готовы финансировать конкретные проекты, связанные с развитием сельских территорий. «Если в 2014 году мы заключили 49 кредитных договоров, в 2015 — 42, то последние два года по 16. Это свидетельствует, скорее всего, о том, что бизнес сформировался, и остались те, кто может на этом рынке работать», — замечает директор департамента корпоративного бизнеса ОАО «Белагропромбанк» Андрей Джумков.

Вообще из всех на данный момент зарегистрированных усадеб только 500 активно занимаются агротуризмом. Для некоторых хозяев домик в деревне — это всего лишь возможность дополнительно подзаработать, и сдается он только в теплый сезон года.

Шумный бизнес?

Как сообщил заместитель директора департамента по туризму Министерства спорта и туризма Виталий Грицевич, в ближайшее время будут собираться и обсуждаться предложения, касающиеся агротуристического законодательства. Бесспорно, закон, который сейчас действует, поспособствовал развитию сельского туризма, но и добавил определенные проблемы. «Если в тексте указа прописали возможность проведения корпоративов, банкетов и других торжественных мероприятий, мы открыли маленький ящик Пандоры. Даже в департаменте количество жалоб на шум от людей, живущих рядом с усадьбами, значительно выросло. Я боюсь подумать, что делается на местах. Поэтому мы и хотим посоветоваться с хозяевами усадеб, местными властями, не сможем обойтись без мнения органов внутренних дел, которые получают подобные жалобы, чтобы знать, что делать дальше», — заметил Виталий Валерьевич.

Бесспорно, еще придется поломать голову над тем, как, борясь с «шумным бизнесом», а скорее с владельцами, которые просто вручают ключи от усадеб клиентам, не навредить тем агроусадьбам, которые действительно работают на имидж страны. Та же свадьба или корпоратив — это не везде стихийная шумная пьянка, это может быть и настоящий праздник для села, когда хозяева усадеб изучают и стараются возродить старые традиции, песни, кухню, приглашают местные фольклорные коллективы.

Вместе — проще?

Сегодня те, кто хочет продвигать свои территории, учатся взаимодействовать. Агроусадьбы, ремесленники, работники культуры, школы, музеи объединяются в кластеры и создают единые насыщенные разными забавами турпродукты. Так, кооперация «Воложинские гостинцы» уже предлагает около десятка разнообразных маршрутов. Постепенно развиваются такие зеленые маршруты, как «Муховэцька кумора», «Велесаў шлях», «Заходняя скарбонка». Уже заявил о себе кластер «Церам забаў» в Щучинском районе.

Как сообщил хозяин усадеб «У Барысавiча» и «Вусцье LIFE» Юрий Жарко, энтузиасты работают над созданием нового турпродукта «Браслаўская кругасветка». К проекту уже присоединились магазин сувениров ручной работы, музей кошек, кафе с белорусской кухней, агроусадьбы, которые предлагают экоеду, экскурсию по теплицам, контактные зоопарки, квесты, водные и конные маршруты.

Иным стало отношение к зеленым маршрутам: сегодня они должны быть интерактивными. Один из таких пилотных проектов — «Славянская история Мстислава». Маршрут рассчитан почти на пять часов, во время его туристы узнают о культуре, истории района, традиционных ремеслах, кухне и современной жизни района. Новый маршрут уже заинтересовал соседей — подписано пять соглашений с российскими туроператорами. Со следующего года планируется активно развивать туризм в районах, пострадавших от аварии на ЧАЭС. Сегодня уже открыт доступ для организованных групп в Полесский радиационный заповедник, но туристам нужна инфраструктура — и лица, которые пожелают открывать агроусадьбы вокруг заповедника, смогут рассчитывать на финансовую поддержку.

Именно благодаря усилиям хозяев таких агроусадеб растет интерес к Беларуси у зарубежных туристов. В прошлом году в наших деревнях отдыхало почти 60 тысяч иностранцев из 78 государств, к нам доехали гости даже из Бахрейна, Филиппин, Мозамбика, Сенегала. Естественно, пока самим хозяевам усадеб сложно самостоятельно выходить на такие далекие рынки, и им на помощь пришли туроператоры. Например, две трети канадцев попала в белорусские агроусадьбы благодаря операторам, а из Финляндии — аж 80 процентов. Причем такое сотрудничество становится более организованным. Все меньше становится отказов от приема организованных групп туристов только потому, что усадьба забронирована на корпоратив. И вообще больше собственников, которые нацелены скорее на прием гостей, чем на проведение торжеств.

Председатель правления общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова уверена, что в законе по агротуризму ничего менять не стоит, так как лучшего документа, способствовал бы развитию сельских территорий, не придумаешь. И сегодня мы видим прекрасные результаты. На селе создаются новые рабочие места, в некоторых усадьбах работают по три семьи, к делу родителей присоединяются их дети и даже внуки. К тому же многие хозяева понимают, что гостей надо чем-то кормить, и пробуют себя в фермерском деле. Не надо забывать, что если хозяйства расширяются, они создают определенную инфраструктуру, отделывают территорию, а значит, приобретают для этого материалы в Беларуси и дают возможность заработать другим.

Елена ДЕДЮЛЯ

Выбор редакции

Регионы

Что обсуждали на совещании органов местного самоуправления Брестчины в Пинском районе?

Что обсуждали на совещании органов местного самоуправления Брестчины в Пинском районе?

Благоустройство населенных пунктов и наведение порядка на земле.