Вы здесь

Саулюс Варнас: Мы все — маленькие боги этого мира


Еще один вариант пьесы Эжена Ионеско «Жажда и голод» — режиссер Саулюс Варнас в очередной раз взялся за произведение франко-румынского драматурга и в минском Молодежном театре представил спектакль «Дом посреди весны». Автора, которого белорусский зритель знает по работе главным режиссером Могилевского драматического театра, всегда выделяли особое видение и стиль — его работы были отмечены Национальной театральной премией и представляли белорусский театр на международных фестивалях, а пьеса Ионеско была основой для мастер-классов Варнаса в разных странах мира.


Фото: mdrama.by

— Чем вас так привлекает Ионеско, что вы готовы бесконечно ставить одну и ту же его пьесу?

— «Жажда и голод» — одна из лучших пьес ХХ века, она поднимает вопросы, на которые человек ищет ответы на каждом этапе своего развития. К тому же она настолько содержательна и театральна, что раскрытие смыслов и поиск сценической речи может быть бесконечным. Ее вообще можно изучать всю жизнь и все равно не исчерпать до конца. Эжен Ионеско — это отдельный мир, у него особое понимание театра и взгляд на действительность, в его драматургии много игрового пространства, он дает возможность выйти за пределы сюжета и раскрыть то, что находится между строк. Эта непростая математика требует от каждого, кто осмелился пуститься в плавание, задействовать личный опыт — каждый раз, выходя на сцену, актерам приходится сжигать себя на этом костре. С моей точки зрения это самая красивая и гуманистическая пьеса, позволяющая объединиться в разговоре о том, что такое жизнь, счастье и борьба за идеалы. За ответами мы обычно идем в храмы либо обращаемся к искусству — одним словом, приходим к тем, кто апеллирует к высшему сознанию. А Карл Ясперс писал, что когда вы приходите к каким-то ответам, перечеркните их и начните искать заново. Это движение — и есть задача, ради которой стоит окунуться в мир мечты, фантазии, иллюзий, снов, надежд этой пьесы.

— Ваша трактовка в Молодежном театре может смутить разностильностью и причудливыми образами, которые появились уже вне текста.

— Эжен Ионеско говорил, что истина в наших мечтах и нашем воображении. Его попытка показать, как мир формировался на протяжении тысячелетий, заставляет задуматься, зачем мы в этот мир вообще пришли. Это словно путешествие Одиссея или поиски Фауста. Каждый из героев Ионеско желает найти свой рай, поэтому пьеса содержит разные архетипы и взгляды на мир. Главный герой Жан, например, чувствует необходимость бросить повседневную семейную жизнь, где носятся со всеми его капризами, и уходит за своей мечтой. Есть много философских школ, которые будто приоткрывают тайны мира, но многие ответы можно найти, встретившись с жизнью наедине. Поль Валери писал: «Пока человек не захотел стать Богом, он еще не человек». Стать Богом — значит ощутить в себе радость от того, что ты делаешь или создаешь и привносишь в мир то, чего в нем не было раньше или чего было недостаточно. Мы все — маленькие боги этого мира. Я наблюдал в детстве, как отец делает чертежи и создает по ним мебель, которой восхищались и мастера, и те, для кого она производилась, — я видел, в какой тишине рождаются мысли, как отец углубляется в дело и на какое-то время будто исчезает, ведь для него был важен только процесс создания. Тогда я понял, что мысль рождается в тишине и как важно любить то, что делаешь. При этом нужно, чтобы наши устремления были чисты, чтобы нами двигала любовь к делу и к окружающему миру.

«Дом посреди весны». Фото предоставлено Молодежным театром.

— Сегодня театр меняется, приспосабливаясь под потребности человека. А вы создаете сложные спектакли, где много постмодернистских отсылок, аллегорий, реминисценций. Верите в способность театра заставить человека переосмыслить жизнь?

— Есть буддистская притча. У одного просветленного спросили: «А что вы делали до того, как стали просветленным?» Тот ответил: «Носил воду и колол дрова». — «А что вы делаете после того, как стали просветленным?» — «Ношу воду и колю дрова». — «Так что тогда изменилось?» — «Изменилось все». Изменился его взгляд на мир — и сам мир для него изменился. Все в нашем уме: на любую вещь мы можем смотреть как положительно, так и отрицательно, часто это зависит от нашего настроения. Человек может ныть на протяжении всей жизни — родился не там, не в той семье, не в то время — и с ощущением собственного несчастья покинуть этот мир, так и не начав жить. А может создавать мир, привносить то, чего ему не хватает. Скандинавы много лет вели исследования, чтобы найти ответ на вопрос, что может изменить обывательское мышление перенасыщенного потребительского мира, и пришли к выводу, что только искусство. Думаю, в первую очередь театральное: живое быстрее повлияет на живых. Но надо измениться и самому театру: уйти от плоских комедий, перестать разговаривать со зрителями на горизонтальном уровне. К сожалению, за редким исключением решения в творческих коллективах принимают администраторы-менеджеры, которые не особо думают об искусстве.

— Что бы вы пожелали зрителям?

— Открытости и внутренней тишины. Идя в театр, нужно быть раскрепощенным и готовым встретиться с потусторонним миром с его комедийностью, гротеском, абсурдом. Нужно понимать, что особую роль играют цвет, свет, технические эффекты, а в первую очередь актеры со своими телом, голосом, пластикой. А режиссеру нужно приложить все усилия, чтобы создать мир, который менял бы мир зрителей, а в итоге наш общий. Верю, что спектакль «Дом посреди весны» не оставит зрителей равнодушными. Реакции могут быть разными, но равнодушными люди не останутся.

Лариса ТИМОШИК

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.