Вы здесь

Как у могилевских ребят формируют основы креативного мышления


Школа «Альфа+» существует в Могилеве всего год, но у нее уже есть постоянные посетители. К сожалению, поприсутствовать на уроке не удалось — в связи с коронавирусом все занятия с детьми ведутся сейчас в режиме онлайн. Могилевчанка Ольга Дорошенко — одна из тех, чьи дети здесь занимаются с момента открытия. Она привела сюда своего сына, когда он был пятиклассником. Говорит, что мальчик был зажатым, не умел находить общий язык со сверстниками. Теперь он стал более открытым и коммуникабельным, научился расставлять приоритеты и дружить с одноклассниками...


Матрица карьеры

Директор школы Максим Лавриненко сам молодой отец, его сыновьям 11 и 4 года. Он юрист по образованию, некоторое время работал в органах безопасности, но однажды понял, что его старший сын Илья растет без родительского надзора. Не хотелось, чтобы так случилось и с младшим Романом. Тем более что все чаще стала приходить мысль — попытаться реализовать себя в чем-то новом, еще никем не раскрученном.

— Говорят, что хорошо там, где нас нет, а мне захотелось сделать хорошо там, где мы есть, — улыбается Максим. — Мысль об образовании появилась после того, как я ничего интересного не нашел для своего старшего сына. Наконец вышел на то, что меня зацепило, — Новосибирскую франшизу «Матрица карьеры». Мне ее подсказали владельцы других франшиз. В плане образования Россия продвинулась сегодня очень далеко. Я разговаривал с руководителями ведущих образовательных фондов Польши, Израиля. Последний, кстати, в том, что касается бизнес-образования, стартапов, сегодня впереди планеты всей. Но, как сказали израильские эксперты, их дети сейчас стараются поехать учиться не в Америку и Европу, а именно в Россию.

Первый человек, который поддержал меня в этих стремлениях, была Оксана Осинская. По первому образованию она учитель, а по второму — юрист. Некоторое время возглавляла юридическую службу в облисполкоме, сейчас занимается — и очень успешно — индивидуальной практикой. Вместе с ней мы побывали в Новосибирске, посмотрели, как там проводятся занятия, пообщались с тренерами, с детьми и их родителями и поняли, что это нам подходит.

Многие советовали мне открывать школу в Минске, говорили, что в Могилеве я не найду бизнес-тренеров. Но мои дети здесь, и я не стал слушать, что мне говорят. Некоторых смущало, что мы именно бизнес-школа: зачем моему ребенку учиться бизнесу, спрашивали взрослые. Приходилось объяснять, что мы учим не бизнесу (этому вообще научиться нельзя), мы учим работать в команде, уметь договариваться с людьми, вести переговоры — всему тому, что обязательно пригодится в жизни всем. Те, кто этими навыками обладает, становятся успешными в любой области.

Гибкие навыки

Аудитория для занятий не похожа на обычный класс — стулья стоят по периметру. На стене большой билборд, на котором написаны знаковые слова и словосочетания — позитивное мышление, эмоциональная устойчивость, переговорные поединки... «Это и есть то, чему мы учим», — объясняет директор.

Занятия проходят по выходным дням. Дети с первого до четвертого класса занимаются полтора часа с перерывом на кофе-брейк (можно сказать просто «переменка», но здесь учат детей оперировать особой терминологией), с пятого до одиннадцатого — три часа с перерывом на кофе-брейк. Причем это не столько уроки, сколько так называемая интеллектуальная игра — тренинги и мастер-классы. В качестве тренеров — наставники, работающие по своим индивидуальным программам, бизнесмены, авторитетные специалисты.

Основа образовательной программы — soft skills, гибкие навыки. Другими словами — комплекс неспециализированных надпрофессиональных действий, гарантирующих успешность в работе и высокую продуктивность.

Максим демонстрирует тетради, по которым работают дети. Для каждого возраста существует свой набор тем. Самых маленьких здесь учат коммуникации со сверстниками в школе, адаптации, общению с родителями, с пятого класса в программе появляются такие понятия, как тайм-менеджмент, эмоциональный интеллект, публичные выступления, переговоры, у десятиклассников на первый план выходят профориентация, стресс-менеджмент, управление командой, а у одиннадцатиклассников в программе все, что связано с предпринимательством и управлением.

— Этим навыкам у нас нигде не учат ни в школе, ни в институте, — говорит собеседник. — А наши учащиеся уже знают, что такое собеседование и как его пройти, как найти подработку и получать свои первые деньги. Наши воспитанники не боятся выступать и знают, как вести переговоры. Это те качества, которые некоторые из нас до конца жизни не могут в себе развить. Люди боятся попросить повышения зарплаты, поменять работу только потому, что не знают, как это сделать. Ни один человек не может добиться успеха, пока не научится вести переговоры, взаимодействовать в коллективе, руководить командой, своим временем. Даже талантливый. Есть такая книга — «Гении и аутсайдеры» Малкольма Гладуэлла, где он рассказывает, что для успеха одного таланта недостаточно, необходима большая работа над собой. И надо уделять своему увлечению большое количество времени. Ни один артист, спортсмен не родился мегаталантливым. Это люди, которые с детства работали над собой и с каждым годом увеличивали количество занятий, а другие оставались на прежнем уровне.

Владеть собой

— Сегодня всех приглашают заниматься бизнесом, мол, это легко, — рассуждает Максим. — На хайпе «беги-беги», как я это называю, призывают быстрее открывать свое дело, обещают, что помогут, что все получится. А потом у человека возникают вопросы, как нанимать людей, распределять свои обязанности, работать с документами, отчитываться налоговой, вообще работать. И у человека появляется чувство, что его обманули. Он какой-то продукт запустил, но это не бизнес. Бизнесу, повторюсь, научить нельзя. Зато как ориентироваться в нашей сложной современности — можно. И начинать нужно именно с этого.

— Многие родители переживают, думают, что у их ребенка проблемы, — говорит собеседник. — Мол, школьные учителя жалуются, что он, например, гиперактивен. Но нужно учитывать, что это особенность развития. Если ребенка тюкать, он через пару лет станет безынициативным и равнодушным. И его цель в жизни будет ограничиваться только желанием поскорее окончить школу и поступить в неважно какой университет. Наша задача — научить таких детей максимально владеть собой и направлять свою активность в положительное русло. Или есть дети, которые хорошо учатся, но со сверстниками не умеют общаться. И это тоже может обернуться в жизни большими проблемами — конечно, если все оставить так, как есть. У нас такие дети, скажу без лишней скромности, меняются за полгода. Одним словом, мы учим, чтобы детям было комфортно в любой ситуации.

Наша цель — к 4 классу научить ребенка самостоятельно делать уроки и распределять время, — отмечает директор школы. — Причем работаем одновременно как с детьми, так и с родителями, ведь, когда мы здесь учим детей одному, а дома идет совсем другое, смысла нет. Нельзя резко заставить ребенка делать уроки самостоятельно. Существует целая методика, как этого добиться. Поэтому у нас есть еще и школа для родителей. И на нее в последнее время приходят даже те, кто только собирается ими стать. Я тоже прихожу туда поучиться. Было время, когда я так перегрузил своего старшего сына различными развивающими секциями и кружками, что он почти потерял ко всему интерес. Теперь я знаю, какие у меня были ошибки. Школа наша платная, но у нас есть и социальные проекты. На основе франшизы мы разрабатываем свою онлайн-программу для дошкольников. Через месяц запустим экспресс-курсы и будем готовить детей к школе. Собираемся вовлечь в нашу деятельность еще и районы, так как там не каждый может позволить себе репетитора, да и не везде они есть. Для многодетных мы будем предлагать услуги за наш счет, вообще собираемся сделать ряд проектов бесплатными.

Компетентно

Проректор по научно-методической работе Могилевского областного института развития образования Дина Лазуркина:

— Сегодня все большую популярность получает дополнительное образование. Формат бизнес-школы «Альфа+» является достаточно инновационным для нашей области. На тренингах, адаптированных под возрастные особенности развития детей, большое внимание уделяется умению решать проблемы и находить нестандартные решения. Другими словами, дети учатся быть мотивированными и самостоятельными, развивают способности, необходимые для успеха в любой сфере. Нацеленность на результат, умение планировать, эффективно общаться, самореализовываться — это лишь некоторые компетенции, которых порой не хватает нам, взрослым. И хорошо, что у наших детей есть возможность этому научиться в раннем возрасте. Это действительно стартовая площадка для успешного человека.

Нелли ЗИГУЛЯ, фото автора

Название в газете: У бiзнесе нават дзецi

Выбор редакции

Калейдоскоп

Веселые истории читателей

Веселые истории читателей

Голову можно вешать, ломать, сушить, намыливать... Но не терять!

Общество

Как многодетная семья строит жилье с помощью государственной субсидии

Как многодетная семья строит жилье с помощью государственной субсидии

Светлана, многодетная мама из деревни Чернавчицы, что под Брестом, поделилась историей их семьи и дома.

Общество

Камень Вознесения, «Стопочка» и «Русская свеча». Что посмотреть в Иерусалиме?

Камень Вознесения, «Стопочка» и «Русская свеча». Что посмотреть в Иерусалиме?

Автобусы с туристами никогда не проезжают мимо святынь.