Вы здесь

Лестница-палка и счетчик пожаров. Корреспонденты «Звязды» посетили столичный «Музей огня»


На базе Минского городского управления по чрезвычайным ситуациям действует необычный центр обучения основам жизнедеятельности. Носит он название «Музей огня». Центр не только знакомит с историей пожарной службы столицы, но и учит детей тому, как действовать в различных чрезвычайных ситуациях. А заодно там наглядно демонстрируется, к чему приводит беззаботность.


– Когда-то, еще в 1970-е годы, здесь была организована выставка детского творчества и пожарного аварийно-спасательного оборудования – вспоминает начальник сектора пропаганды безопасности жизнедеятельности центра пропаганды и социокультурной деятельности Минского городского управления МЧС Ирина Уласевич. – Но к 160-летию пожарной службы, которое отмечалось в 2013 году, наш «Музей огня» пережил реконструкцию и пополнился очень интересными экспонатами.

Музей пользуется большой популярностью у столичных школьников. За год их проходит через два зала несколько тысяч.

– Только представьте себе цифру: в 1986 году в пожарах на территории тогдашней БССР погиб 101 малыш! Это четыре обычных класса. А в прошлом году это количество уменьшилось ровно в 101 раз. Наверное, есть в этом и наш вклад. Мы не стараемся что-то скрывать, а наоборот, показываем очень реалистичные вещи, которые отучивают развлекаться с огнем.

Два с половиной часа, на которые рассчитана экскурсия, пролетают очень быстро. И моя задача – чтобы малыши ушли отсюда немного другими... Показательная реакция и взрослых. Учителя говорят: они даже и не представляли, что на пожаре все может быть настолько ужасно. И все наши экскурсии – это не лекции. Простая начитка детям неинтересна. У нас царят диалог и интерактив, чтобы малыши не только узнали о чем-то новом, но и почувствовали на себе.

Впереди-брандмейстер

Экспозиция первого зала посвящена истории пожарной службы до Октябрьской революции. Несмотря на войны, две немецкие и польскую оккупацию, несколько ценных раритетов удалось сохранить. А в 1974-м столичные спасатели, которые тогда подчинялись Министерству внутренних дел, получили очень ценную диораму, посвященную одному из самых разрушительных пожаров в истории Минска. Случился он за 60 лет до начала Великой Отечественной войны-21 июня 1881 года.

История сохранила даже время, когда началось бедствие – 10.30 утра. «Отправной точкой» стал склад, где хранились скипидар и смолы. Поскольку эти вещества горят очень хорошо, то огонь быстро распространился и на соседние постройки. И буквально через полчаса уже пылали целые улицы. Стремительному расширению огня способствовал сильный ветер.

Конечно, в то время в Минске действовала пожарная часть, было и свободное пожарное общество. Но у них не было той техники, которая отправляется на боевые выезды в наши дни. Все, что имели в своем арсенале пожарные XIX века – это бочки на 400 литров и ручные насосы. Вода испарялась от страшного жара еще далеко от огня. Да и доставить ее была та еще задача: лошади пугались пламени и не могли подъехать близко, резко бросались во все стороны. Под угрозой увечья были и люди рядом. Поэтому пожарные очень много времени потратили на то, чтобы спасти хоть своё нехитрое имущество, чтобы оно не погибло под копытами напуганных животных.

Всего пожар бушевал два дня. В пепел и руины превратилось более 250 домов, 270 магазинов, склады и даже правительственные учреждения. Без крыши над головой осталось более двух тысяч семей. Временно их разместили в казармах на окраине города, но когда войска вернулись с очередных маневров, это убежище пришлось покинуть. Впрочем, как и город –место для погорельцев в нем не нашлось. А впереди была зима...

– Этот пожар подтолкнул власти города к постройке первого пожарного депо, – говорит Ирина Уласевич. – Его здание уцелело – красивый трехэтажный дом из красного кирпича украшает улицу Городской Вал. Стихия повлияла и на градостроительную политику. В центральной части города было строго запрещено возводить деревянные дома – именно поэтому строения, дошедшие до наших времен, сложены из кирпича. Тогда же Минские пожарные закупили и трехколенные лестницы. Для того чтобы выбить окно, использовалась штурмовка с крюком. Но все же большую часть застройки Минска составляли одноэтажные частные дома. На их крышу спасатели влезали при помощи складной лестницы-палки. Она есть на вооружении огнеборцев и сейчас. А увидеть один такой экземпляр можно как раз в музее.

Еще один интересный экспонат-икона «Неопалимая Купина». Раньше она была неизменным атрибутом чуть ли не каждого дома. Считалось, что такая икона защищает жилище от огня. На этой иконе изображена звезда с восемью концами. В конце 1990-х годов ее поместили на эмблему выделенного из состава МВД Министерства по чрезвычайным ситуациям. Остается она там и сейчас.

— Причем часть экспозиции — интерактивная, - продолжает собеседник. - Это значит, что школьники могут на себе испытать, насколько сложна была работа пожарных полтора века назад. Без тренировки качать воду вручную долго не получится даже у крепкого подростка. Да и хватало 400-литровой бочки на несколько минут работы. Поэтому не раз пожарные были вынуждены ехать к ближайшей реке за новой порцией воды. Самая же опасная профессия была у ствольщиков, которые отправлялись в самое пекло. И в те времена существовало негласное правило: зеваки, которые сбегались посмотреть на то, как тушат пламя, старались облить ствольщика водой. Это было необходимо, чтобы хоть немного продлить его непрерывную работу. Ствольщики в долгу не оставались — после они благодарили неравнодушных горожан.

...У стены сохранилась модель каланчи. Когда-то на них дежурили дозорные, которые постоянно осматривали город с высоты. Как только где-то начинал курить подозрительный дымок – тут же дозорный вывешивал один из флагов, означавший район беды, и начинал колотить в колокол. Звук набата разносился очень и очень далеко. Одна такая каланча дожила и до наших дней. Она находится на улице Могилевской.

Когда-то пожарный расчет выглядел так: впереди на лошади летел брандмейстер, который трубил во всю силу своих легких. Сзади вместе с бочкой ехали пожарные, один из которых что силы колотил в звонок. Все это было необходимо для того, чтобы дать дорогу расчету, который спешил устранять беду. В том числе – и с риском для собственной жизни. На одной из полок расположены аутентичные каски царской эпохи. Почти на всех них живого места нет от различных вмятин. Это следы от того, что обрушивалось во время горения прямо на пожарных. Чтобы хоть немного защитить их, каски выпускались на манер французских кирас — с гребенкой, выступавшим наверху.

Наглядно про страшное

Во втором зале посетителей встречает интерактивный манекен, которого когда-то назвали Кариной. Он повествует о правилах пожарной безопасности и подсказывает, как правильно вызывать спасателей. Рядом стоят другие манекены - их одели в современную форму борцов с огнем. На ней не найти ни одной пуговицы, только карабины-они очень надежно застегиваются.

– Мы просим детей изучить, что номер, по которому можно вызвать подразделения МЧС — это не только 101, но и 112, — говорит Ирина Уласевич. – Дело вот в чем. Число выезжающих за рубеж постоянно растет. А в других странах номер службы спасения далеко не 101. например, в США – 911, в Китае – 119, а в Чехии — и вообще 150. Разве же можно запомнить все номера, действующие в каждом государстве? Поэтому в Европе и появился единый универсальный номер 112, к которому присоединяется все больше стран мира. И его надо знать нам всем. А закрепить знания позволяет специальный тренажер.

Рядом с манекенами расположен страшный счетчик. Он показывает количество пожаров и тех, кто на них погиб. Сведения обновляются ежедневно. Чуть правее от счетчика-немые свидетели пожара. Целый стол загружен оплавленными электрическими приборами: телефонами, телевизорами, радиоприемниками, магнитолами, чайниками, утюгами. И от осознания того, что это реальные вещи, а не макеты, становится еще ужаснее. Когда-то их просто оставили без присмотра, и как раз в это время у них произошло короткое замыкание. Отдельный стенд наглядно демонстрирует разрушенные секции многоэтажного дома после взрыва газа.

Своеобразной отсылкой к первому залу является панорама столичной Немиги, расположенная на одной из стен. Только сейчас там показан ее современный вид. Рядом с ней — экспозиция амуниции и орудий спасателей. Можно не только посмотреть, как они эволюционировали за последние полвека, но и примерить на себе или подержать в руках.

А вот третий зал «Музея огня» предназначен не для всех. Там проводятся занятия с теми, кто отвечает за пожарную безопасность в организациях столицы, а также с главными инженерами и директорами. Для них организуются краткосрочные трехдневные курсы. После таких курсов они могут проводить инструктажи на рабочих местах. Знания нужно освежать раз в три года.

Валерьян ШКЛЕННИК

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции