Вы здесь

Хозяйка туристического агентства Евгения Найдович: Как бы ни развивались события, нужно подумать о том, как себе помочь


Как живет семья, где она — хозяйка туристического агентства, работающего с Китаем, а он — владелец бизнеса по продаже билетов? Что делают они в нынешней ситуации с карантином, закрытыми границами и отменой многочисленных мероприятий? «Главное — не унывать!» — считает Евгения Найдович.


— До коронавируса у всех членов моей семьи сложились бизнесы, — рассказывает героиня. — Мой бизнес начался 10 лет назад — я съездила в Поднебесную, впечатлилась и захотела показать ее всем. Создала некоммерческий проект с недорогими, но очень интересными поездками. Маленькой компанией мы могли объездить разные уголки Китая и близко познакомиться с его культурой, не из окна туристического автобуса. В 2017 году мы вместе с двумя китайскими друзьями решили поставить туризм на коммерческие рельсы и создали компанию — туристический оператор «Агентство БелКит». Основные наши клиенты — туристы из Китая, которым мы показываем Беларусь.

Но в результате пандемии, к которой мы сначала отнеслись беззаботно, китайцы с февраля перестали ездить к нам. Мы были ошеломлены. Сегодня у тебя все под контролем, а завтра уже не знаешь, что делать, и ничего не понимаешь. Первая «под раздачу» попала я, муж еще некоторое время спокойно работал.

— Чем занимается ваш муж?

— У него сервис по продаже билетов SMSbіlet.by. это концерты, кино, театры, железная дорога. Сервис удобен тем, что билет не нужно распечатывать, а еще мы постарались сделать его очень клиентоориентированным. Если видим, что у человека не получается купить билет после нескольких попыток, звоним и помогаем ему. Был случай, когда клиент хотел срочно купить билет, но не было денег на карточке. Мы сказали ему: «Идите на концерт, потом разберемся». Все удивляются: разве так можно? Да, можно. Однако ситуация с вирусом в итоге коснулась и мужа — мероприятия отменяются, люди возвращают билеты.

В начале зимы мы с партнерами решили дополнительно заняться организацией кафе. Планировали кормить здесь гостей, приезжающих из Китая. Но сейчас видим, что это единственное дело, которое у нас осталось. Причем делать его в формате обычного кафе бессмысленно, ведь заведения общепита теперь тоже стоят без гостей. Поэтому было принято решение сконцентрироваться на доставке еды и даже приспособить для этого наш билетный сервис. Надеемся, в ближайшее время все заработает.

— Расскажите о концепции кафе. В этой ситуации вы будете работать только на доставку?

— Мы задумывали кафе как своеобразное белорусско-китайское кулинарное пограничье. Идея в том, чтобы делать китайские основные блюда и какие-либо белорусские сладкие угощения к чаю, создать меню на двух языках. Название учреждения — «Станция 119». Его придумала знакомая китаянка. Дело в том, что иностранцы называют наши станции метро по номерам. Они не могут запомнить названия, и произносить их трудно. Мы находимся недалеко от Академии наук, номер которой на карте метрополитена — 119. Такое кафе будет легко найти и запомнить.

Пока актуальна только доставка, но планируем открывать полноценное учреждение. Готовить будет наш самый настоящий китайский повар. А я сейчас работаю и уборщицей, и руководителем, и строителем, и маркетологом... В такие моменты вспоминаю хорошую мысль одного из китайских правителей. Когда народ жил бедно и работал за плошку риса, он сказал: «Если вы умеете что-то делать, идите и делайте. Умеешь только мыть голову? Иди и мой. А деньги, которые заработаешь, бери себе и трать. Тогда мы все богатыми будем».

И до сих пор, когда едешь вечером по китайской улице, видно, как люди предлагают свои услуги. Кто-то варит рис и продает его. Кто-то чистит рыбу и отдает в кафе, где ее приготовят. Кто-то делает массаж прямо на улице. Но в Беларуси так нельзя. Ты не можешь предложить свои услуги, пока не подумаешь о том, как все правильно организовать, как составить бухгалтерию, как платить налоги, как не совершить ошибку... Из-за этого многие наши люди не решаются быть предпринимателями.

— Белорусам интересна китайская кухня?

— Думаю, да. А если что-то будет непонятно — я объясню. Мы хотим сделать место, где будет простая, не ресторанная китайская еда. Недорогая и вкусная. Кстати, китайцы в большинстве не едят дома, а предпочитают кафе. Китайская еда — это очень вкусно, в ней много овощей, ароматных трав и специй, конечно, есть и мясо, и рис. Чтобы познакомить белорусов с нашей кухней, мой коллега по туристическому бизнесу, китаец, начал делать видео на русском языке, где показывает, как готовить некоторые блюда. Думаю, белорусам это будет интересно.

— Когда история с вирусом закончится, что будете делать?

— Я не знаю, но будет обидно, если это не подтолкнет всех нас к чему-то новому. Хочется, чтобы мы, белорусы, переориентировались и стали более гибкими. Особенно в плане работы. Работа с китайской точки зрения — это вся жизнь. Подозреваю, что большинство белорусов не хотели бы так считать. Мне нравится, когда есть работа. И чем ее больше, чем она сложнее, тем интереснее.

Я боюсь тотального карантина — трудно смириться с бездействием. Каждый человек должен знать, что успех на работе во многом зависит от него самого. Как бы ни развивались события, нужно подумать о том, как себе помочь. И хвататься за все, что подвернется под руку. Тогда, как та лягушка, которая била лапками в сметане и сделала масло, вы сможете создать себе почву под ногами.

Я не унываю, потому что смогу работать над кафе или придумаю что-нибудь другое. Буду «бить лапками» изо всех сил.

Виталина Бандарович

Название в газете: Страціць... каб знайсці!

Выбор редакции